Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
9 ноября 2022 16:56

Тамара Володина: Я скорпион, но обожаю петь, а не жалить

«Вера и любовь были основой характеров моих героинь»

2402
Тамара Володина: Я скорпион, но обожаю петь, а не жалить

Имя заслуженной артистки России Тамары Володиной в течение многих лет часто встречалось на афише Московского театра оперетты. Её не стало несколько лет назад, а 9 ноября ей исполнилось бы 85 лет.

Уже по первым ее ролям стало ясно, что в труппе появилась очень одаренная актриса, которая вместе со своими молодыми коллегами способна принять традиции жанра, своим талантом продолжить яркую жизнь театра.

Шаловливая, слегка нагловатая, но весьма привлекательная плутовка Адель — горничная, мечтающая «за самое маленькое жалование играть самые большие роли» и величественно прекрасная, изящная Долли. Юная, наивная, мечтательная, но обладающая твердым характером, преданная своей любви Любаша Толмачева и очень разумная, очень добрая, терпеливая и кроткая, однако умеющая блистать в обществе и покорять мужские сердца Розалинда.

Капризная, как и положено светской женщине, но очень добрая, очень любящая Марица и озорной постреленок Марфа. Все понимающая, обожающая свою воспитанницу нянька Матвеевна, с жаром отплясывающая русский танец под песню «Дайте бабе сапоги» и внешне неброская, но красивая и богатая душой, трогательно-лиричная, находчивая Галя…

Читайте также
«Дикая эстонская дивизия»: Британия гонит вертолеты на Балтику «Дикая эстонская дивизия»: Британия гонит вертолеты на Балтику «Калибры» берут под прицел аэропорты в Таллине, Тарту, Раквере, Синалепа

Красивый, сильный голос актрисы звучал великолепно, в нем была экспрессия и юмор, нежность и озорство, и все это передавалось при помощи тончайших нюансов и выразительных интонаций. Во всех своих ролях она была столь подвижна и легка в танце, что зрители сопровождали практически каждое ее появление аплодисментами, а огромное обаяние подкупало и притягивало.

Ее героинями невозможно было не любоваться. За сорок лет работы в театре Тамара Володина сыграла более пятидесяти самых разных ролей, но все они непременно несли в себе любовь, добро, радость! Это те черты характера, которыми актриса наделяла их от себя.

В одной из многочисленных ее официальных характеристик, было написано, что одними из важных ее качеств являются: «надежность, стабильность и безотказность в работе». Действительно, редко можно найти актрису, в личном деле которой хранились бы только благодарности за огромное количество экстренных — практически с одной репетиции — вводов на главные роли, за многочисленные внезапные замены заболевших артистов, за 5−7 спектаклей, сыгранных подряд, в течение трех-четырех дней…

Надо отметить, что Тамара Тимофеевна Володина - обладательница множества замечательных качеств. Она покоряла своей добротой, эрудицией, остроумием и искренностью по отношению к окружающим. В театре, среди друзей и родни она слыла замечательным кулинаром, чьи пироги и пельмени — непременные составляющие любых застолий, с ней советовались бывалые садоводы-огородники и медики, а тот, кто сталкивался с ней в жизни или в работе, легко поддавался чарам ее обаяния, ибо не сделать этого, пообщавшись с ней, было невозможно/

Вот одно из последних ее интервью.

-Тамара Тимофеевна, первый вопрос банален и привычен, но ответ на него всегда интересен. Почему Вы стали актрисой?

— Я с детства не представляла себя в другой профессии. У меня очень музыкальная семья, хотя профессиональных актеров не было. Дед по маминой линии служил регентом церковного хора, в семье было 10 детей, и все пели в церкви. Удивительные голоса были. А как они пели русские песни, романсы! Я до сих пор не могу их без трепета в сердце слушать, и обожаю их петь.

— А почему Вы выбрали именно театр оперетты?

Случай. Я закончила 3 курса музыкального училища в Саранске и приехала с мамой в Москву. Вышли у метро Арбатская, а там ГИТИС рядом, и висит огромное объявление: набор на факультет актеров музыкального театра. Решили пойти посмотреть. Там народу — море. Секретарь комиссии спрашивает: «Кто еще не прослушивался?» А я вдруг говорю: «Я». Спела арию «Чио Чио Сан», потом «Снегурочки», потом из «Царской невесты». Они удивились — ведь девчонка пришла, 17 лет — и предложили вместо четвертого курса училища идти сразу в ГИТИС. Так я и оказалась на курсе Бориса Александровича Покровского и Андрея Александровича Гончарова. Когда заканчивала институт, в театре оперетты был объявлен конкурс, и меня взяли с первого тура. Это судьба. У меня вообще счастливая актерская судьба, она меня вела сама.

— Как Вас встретил театр?

— Прекрасно. Я ведь застала великих стариков, играла в постановках Ярона, работала со Столяровым! Когда я сыграла в «Марице» Ильку, Ярон написал мне на програмке: «Следующая роль будет больше». И действительно, в следующей постановке этой оперетты я играла уже Марицу. Я обожала эту роль. Изумительная музыка, а какой характер!

— Вы помните свою первую роль?

— Конечно! Первой ролью была Аленушка в оперетте «Под черной маской», а потом сразу «Севастопольский вальс». Когда в 1970 году было возобновление этого спектакля, ни меня, ни Юрия Богданова среди его участников не было, но потом авторы настояли, чтобы мы не только участвовали, но и премьеру играли. Я сыграла много любимых ролей, но к Любаше было самое трогательное отношение, и оно у меня на всю жизнь осталось.

— «Севастопольский вальс», снятый на телевидении принес вам популярность, приятно было видеть себя на экране?

— Приятно. Несколько лет назад спектакль показывали на телевидении ко Дню победы, я смотрела с удовольствием, ведь прошло столько лет. Я там еще совсем наивная девчушка. Но я на себя смотреть не люблю. Сразу видишь столько недостатков! И то не так, и это. И вообще, все надо было сделать по-другому.

— У Вас было много ролей советских героинь и много классики. Какие Вам героини ближе?

— Хорошие спектакли — и советские и классику — играла с удовольствием. Но, классика все же ближе, там музыка какая! Я в классических опереттах, которые шли в театре, сыграла практически все. Пожалуй, только «Принцесса цирка» осталась нереализованной мечтой. Теодора — на сто процентов моя роль — по голосу, по характеру, по пластике, но не сложилось.

— Любовь Яровая, Долли — советские, революционные героини. Изменилось ли у Вас к ним отношение сегодня?

— Нет, отношение не изменилось, потому что эти люди искренне верили в то дело, которым они занимались. Вера и любовь были основой этих характеров. Иначе их нельзя было играть. Ведь ради любви Любовь Яровая пошла в революцию, она ведь никакого отношения к ней не имела, и мужу она предательства не простила. Я считаю, что в жизни самое главное — это любовь. Потому что от любви идет добро, все лучшие качества в человеке — от любви.

Читайте также
Холодильники и обои Россия разучилась делать? Холодильники и обои Россия разучилась делать? В промышленности происходит что-то странное

— Какой из опереточных композиторов Вам больше нравится?

— Легар. Граф Люксембург! Музыка необыкновенная, я так любила этот спектакль и играла несчетное количество раз. Это была моя первая классическая героиня.

— Какой спектакль для вас особенно значим?

— У меня было много таких спектаклей, я ведь играла по 25−27 спектаклей в месяц, и со многими связаны определенные события. Например, я очень любила наш с Герардом Васильевым творческий вечер. Он состоял из нескольких блоков: «Веселая вдова», «Летучая мышь», «Роз-Мари», «Холопка» и «Свадьба Кречинского». Спектакль шел очень хорошо, и зрители его любили.

— Ваш прекрасно звучащий голос, пластичность, легкость в движениях, в танце — это природа или каждодневные занятия?

— Конечно, и природа тоже, но актер обязан над собой работать. Когда у меня случилось несчастье, и появились проблемы с голосом, я перепугалась. Мне показалось, что если я перестану петь, я перестану жить. И вот тогда я занималась очень упорно. То же самое и с пластикой. Я все время занимаюсь зарядкой, станком. Это уже потребность. Да и форму надо сохранять: лишний килограмм появится — усилить нагрузки, садиться на диету. У меня в этом смысле железный характер, я не позволяю себе расслабиться.

— Вам много приходилось гастролировать?

— Много. И со спектаклями, и с концертами. Я ездила за границу в тогда дружественные нам страны — Польшу, Германию, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, объездила почти весь Советский Союз. Нас принимали всегда великолепно, ведь оперетту любят!

— Будучи известной актрисой, Вы приезжали к себе на родину?

— Приезжала на гастроли несколько раз. Все родственники приходили, смотрели. У меня был дядя, который считал, что музыка, театр — это не серьезно. Но когда концерт начался, я вышла на сцену, а он гордый, в первом ряду сидит. Ну, как же, племянница играет!

Читайте также
Польские заградотряды на Украине бьют метко, жестоко и заваривают люки танков ВСУ Польские заградотряды на Украине бьют метко, жестоко и заваривают люки танков ВСУ Не только наемники, но и «регуляры» из Варшавы в окопы лезут

— Поговорим немного о Ваших вне театральных увлечений. Как доложила разведка, у Вас их несколько. Первое — кроссворды, причем экстра-класса, какие в былые времена печатали в «Науке и жизни», снабженные рисунками, формулами, ребусами.

— Это очень хорошо для тренировки мозгов. Сейчас кроссворды стали не интересными. Везде одно и то же. Они не дают возможности подумать, не дают работу голове нисколько. Но, если что-то интересное попадается, я беру энциклопедию, забираюсь в библиотеку, нахожу все. У меня муж приносит кроссворды пачками и сразу просит: «Мне оставь немножко», — потому что знает, к вечеру я уже все разгадаю.

— Следующее хобби — это дача.

— Да. Очень много литературы читаю по огороду и у кого что, все приходят советоваться ко мне.

— Еще одно увлечение — народная медицина.

— Говорят, если человек до 40 лет не научился сам себя лечить, то надеяться не на кого. Мы же знаем себя лучше, чем кто-либо. Болезнь на пустом месте не возникает, она вначале сигналы дает: сперва -слабый, потом сильнее. Надо уловить эти слабые сигналы.

 — Ваш характер соответствует тому, как это представляет гороскоп?

— В общем, да. Я по знаку — Скорпион. Это очень ранимая натура, все время сама себя съедает. Это точно про меня — я все время собой не довольна. Все время копаюсь в себе: это не так сделала, то надо было по-другому.

— И последний вопрос. Вы играете на сцене Московского театра оперетты уже почти сорок лет, наверное, знаете все про опереточный жанр. Какой сегодня должна быть оперетта?

— Мне кажется, оперетта сейчас должна быть лирической, музыкальной, нести добро, любовь, вселять оптимизм в людей, чтобы неверие убрать. Мы ведь перестали верить в себя, в свои силы. А это нельзя. Надо верить, надо любить, надо быть добрым, тогда будет в жизни радость.

Вот так мы решили вспомнить нашу замечательную актрису Тамару Володину.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня