Культура

Национальный кинофильтр

Законодатели собираются ограничить показы зарубежных фильмов в кинотеатрах

  
493

Соответствующий законопроект внесен на днях в Государственную думу РФ. Сокращение проката зарубежных кинокартин, как уверяют депутаты, мера вынужденная. По данным вице-спикера нижней палата единоросса Сергея Железняка, ставшего одним из авторов предложения, при общем росте прокатных сборов в 2012-м году (это 40 млрд. рублей) доля в них российского кино всего около 13%. Авторы законопроекта предлагают с будущего года ввести квоту на показ отечественных фильмов в 20% от всего проката, а с 2014 года передать право установления минимальной доли показа наших картин правительству РФ.

Кинотеатры, не соблюдающие квотирование, будут штрафоваться: за каждый факт нарушения — от 100 до 400 тысяч рублей. Так же депутаты предлагают обязать кинопрокатчиков платить НДС с доходов от демонстрации иностранных фильмов (в настоящее время кинотеатры, как учреждения культуры, НДС не облагаются).

Цель, на самом деле, благая — поднять интерес к отечественному кино. Но достаточно ли тех мер, которые предлагаются? И не приведут ли они к обратному результату, когда люди просто перестанут ходить в кино?

«К обратному результату, они, конечно же, привести не могут, — считает кинопродюсер, глава кинокомпании „Рекун“ Илья Неретин. — Но мер этих недостаточно. То есть должна быть комплексная попытка реорганизации отрасли. Хотя с чего-то надо начинать — путь хоть так. Я — за».

«СП»: — Не всегда финансовый успех фильма обусловлен его художественными достоинствами. Тогда от чего же он зависит?

— Например, от продолжительности проката. Чему косвенно и должно способствовать квотирование российского кино. Не убирать картину через две недели, как обычно это делается в кинотеатрах, а дать фильму возможность подольше (как во всем мире) — месяца два — жить на экране. Потому что два месяца должно жить кино, чтобы собрать какую-то кассу. Это — один из ответов, на самом деле их гораздо больше.

«СП»: — А пойдет ли зритель в кино, если он может в интернете скачать ленту, которая даже не вышла еще на большой экран?

— Этот разговор всегда начинается, как только происходит смена форматов — появляется новый жанр искусства или новая возможность просмотра. Появился кинематограф — говорили, театру конец. Но ничего, и в театр ходят, и в кино. Поход в кино — это ведь не просто поход ради получения информации о просмотренном фильме. Это целая социально-значимая акция: ты идешь в кино, идешь в компании, идешь провести время, заодно посмотреть фильм. Я думаю, одно другому никак не мешает.

«СП»: — Но кино разное бывает: есть массовое, есть — «не для всех». Из отечественной продукции что прокатчики будут выбирать?

— Нигде в мире такого вопроса не стоит. Зритель есть на каждое кино, только его надо этому зрителю поставить. Вот все говорят: «Ах, Вуди Аллен! Ах, Вуди Аллен!» А что, он много собирает массового зрителя? Нет. Однако его фильмы собирает достаточно средств, потому что у него есть свой зритель, который знает твердо, когда, в каких кинотеатрах можно посмотреть картины Вуди Аллена. Пусть это не сборы «Титаника» или «Мстителей», но тем не менее. Другое дело, что у нас на такого рода фильмы невозможно попасть, потому что их не берут кинотеатры. При этом нельзя сказать, что такие фильмы не имеют у нас своего почитателя. Имеют. Их любят и смотрят. Они и стоят дешевле, поэтому для их окупаемости нужно и меньше народу. Тут все взаимосвязано. А у нас ведь кинодистрибьюторская сфера — это зона абсолютной оккупации, где сквозь американскую продукцию фактически невозможно пробиться не то чтобы российскому кино… Европейскому кино невозможно пробиться. Что, у нас с большим успехом прошел фильм «Неприкасаемые» (в русском прокате «Один плюс один»), выдвинутый сейчас на «Оскара» как лучшая лента на иностранном языке? Точно также ему трудно пробиваться на российский рынок сквозь американских полумейджеров, которые забивают этот рынок своей запредельной продукцией.

Один из основателей кинематографического движения «параллельное кино» в России, режиссер Борис Юхананов тоже считает предложенные думцами меры недостаточными:

— Ситуация в России такова, что любые меры здесь будут недостаточными. Со зрителем надо работать. Европейский зритель смотрит сложное кино и смотрит достаточно много. А нашего уже много лет «заворачивают в трубу» потребительства и кайфования. Чтобы воспитать вкус, квотирования недостаточно. Требуется очень большая работа в сторону продвижения российского кино. И в первую очередь, конечно, создания интересных фильмов. Требуется именно работа со всей инфраструктурой, включая пропаганду, рекламу, создание системы звезд. Хотя сам факт, что первый шаг в эту сторону вроде бы сделан — это уже момент позитивный.

Заслуженный деятель искусств России, режиссер Дмитрий Астрахан в целом поддерживает введение квот на российские фильмы, однако сомневается, что в нынешних условиях эти мера поддержки отечественного кино даст результат.

— Если речь идет о том, чтобы дать российским фильмам шанс в большем количестве попадать в кинотеатры, то инициатива эта правильная. Только она не имеет смысла, пока у нас в стране так мало кинозалов. Огромная сеть кинотеатров, которая была в советское время, просто уничтожена. Потому кинопрокатчик, если залов у него мало, автоматически смотрит в сторону западной продукции. Зачем ему думать, как прокатать российские фильмы? Он берет западный, так как у него больше шансов на нем заработать. А будут квоты, возможно, он будет что-то думать и все-таки пытаться заработать и на российском кино. А это возможно. Только придется больше думать, как его показывать.

«Конечно, зрителя нужно приучать. А это большая работа, — говорит замдиректора по кинопрокату московского кинотеатра «Художественный» Екатерина Долгополова. — Мы некоторым образом отличаемся от других кинотеатров, мы показываем достаточно много российского кино, и наш зритель уже приучен. Конечно, оно не приносит таких денег, как американские блокбастеры. Но фильмы у нас достойные. У нас великолепно отработала недавно вышедшая российская кинолента «Рассказы». Очень хороший фильм, его даже компания «Дисней» взяла в прокат, при том, что он не был показан в других кинотеатрах. У нас шикарно прошел фильм «Шапито-шоу». Я вообще считаю, что всем российским фильмам нужно давать шанс попасть на экран. Российское кино показывать нужно. Но нельзя не сказать и о том, что российское кино — это совсем не означает, что это кино хорошее. Есть, к сожалению, такие фильмы, что занимать ими экранное время совершенно не хочется.

«Глупостью и популизмом» назвал инициативу депутатов автор и ведущий программы «Культ кино», киновед Кирилл Разлогов:

— Никакого эффекта это не даст. В той форме, как это сформулировано, это вообще бессмысленно. Ссылка на то, что в развитых странах это есть, неуместна. По отношению к кинотеатрам такого нет ни в одной развитой стране, это есть в некоторых развивающихся странах, в частности, в Бразилии, в Корее. Скажем, в Корее кинотеатры должны показывать корейские фильмы сто дней в год. Двадцать процентов от показа не дает абсолютно ничего, потому что кинотеатры просто сделают пару утренних сеансов, и на этом дело кончится. Есть и другие способы ухода, то есть формального выполнения этого требования без всякого результата — и коммерческого, и зрительского. По-моему, это просто глупость и популизм. Мы уже один раз убили сеть кинотеатров, сейчас можем ее убить во второй.

Справка «СП»

В десятке лидеров российского проката впервые с 2003-го по итогам года нет ни одной отечественной картины, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на данные портала Kinobusiness.

Лучший результат среди российских кинолент в этом году показала анимационная картина «Иван Царевич и серый волк», вышедшая в прокат еще 29 декабря 2011 года и заработавшая за первые выходные почти 3,9 млн долларов. Но и ей не удалось пробиться в десятку лидеров по итогам года.

Как отмечается в сообщении, начиная с 2004 года, в десятке лидеров отечественного кинопроката попеременно находились от одной до пяти российских картин. В разные годы это были такие фильмы, как «Ночной дозор», «9 рота», «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», «Волкодав из рода Серых Псов», «Жара», «Самый лучший фильм» и другие.

Фото: Александр Кряжев/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня