Культура

Супермен опоздал

Геннадий Устиян о главном комиксовом блокбастере лета «Человек из стали»

  
2007

Новый фильм о Супермене выходит в прокат ровно к его 75-летию, и это удобный повод проследить, насколько главный американский комиксовый герой хорошо состарился. Когда Специалисты говорят, что популярность Супермена, впервые появившегося в 1938-м в самом дешевом и детском жанре из всех возможных, была мгновенной, потому что люди, пережившие Великую депрессию, увидели в нем своего выдуманного спасителя. Супермен как иммигрант в стране равных возможностей и американской мечты — еще одна популярная метафора, связанная с ранним периодом человека с Клингона.

Но на большой экран Супермен попал нескоро. Когда продюсер Илья Салкинд начал в конце 1970-х тратить миллионы на первую экранизацию комикса, наняв Марлона Брандо на роль родного отца Супермена и Джина Хэкмена — на роль злодея Лекса Лютора, в киноиндустрии крутили пальцем у виска — зачем тратить деньги на детское кино, на дешевку? Вышедший в 1978 году первый экранный «Супермен» с огромным для своего времени бюджетом в 55 миллионов долларов собрал во всем мире около 300 млн и положил начало успешной франшизе, которая неслучайно закончилась в 1987-м, как раз во время крушения «империи зла». Приемный сын фермера и защитник бедняков превратился в бесстрашного газетчика, который насаждал американские ценности и боролся за свободу и справедливость, но к концу 80-х бороться уже было особо не с кем. Так Супермен исчез из кино почти на двадцать лет.

В годы после теракта 11 сентября Голливуд долго не решался снимать реалистические фильмы о терроризме, опасаясь, что их сюжеты только отпугнут зрителей, которые ходят в кино развлекаться, а не горевать. Экранизации комиксов — совсем другое дело, в них все — метафора, а место террористов занимают карикатурные злодеи. За последние семь лет к легенде о Супермене допускались самые проверенные в жанре экшена относительно молодые режиссеры. В 2006-м режиссером «Возвращения Супермена» стал Брайан Сингер, снявший до этого две части «Людей Икс», хорошо прошедшие в прокате и похваленные критиками. «Возвращение Супермена» собрал в Америке сумму меньше потраченного бюджета и получил плохую прессу. Но успех других снятых по комиксам картин не давал правообладателям покоя, и режиссером нового фильма, в названии которого — «Человек из стали» — сознательно не вставили имя Супермена, назначили Зака Снайдера, доказавшего «300 спартанцами» и «Хранителями», что он умеет снимать экшен и нестыдную экранизацию комикса.

В смысле сюжета Снайдер придерживается канона: после восстания на родной планете Клингон и ее разрушения Кал-Эл (англичанин Генри Кавилл) попадает грудным ребенком на Землю, где его воспитывает пара фермеров (приемных родителей Кентов играют Кевин Костнер и Дайан Лейн), назвавшая его Кларком. Ребенок читает Платона и мучается из-за собственной инаковости, чтобы к 33-м годам, к возрасту Христа, наконец узнать, кто он такой, и начать летать над полями совершенно без угрызений совести из-за своей исключительности. Правда, подружка Супермена больше не жертва, которую постоянно нужно спасать — Эми Адамс играет Лоис Лейн как грубую репортершу-феминистку, первым делом заявляющую незнакомым мужчинам «Может, перестанем меряться членами и займемся делом?» и «Где здесь можно отлить?». Кларку, правда, все равно приходится трижды за фильм подхватывать девушку в воздухе, когда ее в очередной раз вышвыривают из самолета инопланетные захватчики.

Так как на дворе не 80-е, и холодная война давно закончилась, а настоящих террористов в развлекательном семейном кино по-прежнему показывают с трудом, «Человек из стали» решен как очередной фильм о борьбе с инопланетным разумом, что не придает ему ни новизны, ни оригинальности. Голливуд за последние 15 лет снял десятки таких фильмов с участием Уилла Смита и Тома Круза, и иногда «Человек из стали» напоминает «Войну миров», особенно когда огромные корабли начинают «менять среду» на Земле, делая ее непригодной для людей. Само имя «Супермен» упоминается в фильме всего дважды, а экшен, из-за которого зрители и ходят на летние дорогие блокбастеры, толком начинается лишь за полчаса до финала.

Но самая большая проблема Супермена-2013 в том, что он так и не нашел себе нового занятия или риторики с конца 80-х. Ничего, наверное, плохого нет в том, чтобы спасать человечество от злодеев с родной планеты. Просто пока Супермен как герой лежал в глубокой заморозке все эти годы, жанр сайенс-фикшена развился совершенно по своим законам, забыв об отце всех супергероев. Кларк Кент выглядит старомодным фермером из Техаса, которого можно было противопоставить Советам и поднять на щит в идеологической холодной войне. В многонациональной Америке Барака Обамы он выглядит старомодным консерватором, в котором никто не видит перспектив. В борьбе за симпатии подростков Супермену теперь нужно подвинуть целую толпу комиксовых героев от Человека-паука до Росомахи — у первого выйдет сиквел в 2014-м, новая история про второго появится в кинотеатрах еще раньше, всего через месяц после «Человека из стали». И если герой Эндрю Гарфилда умеет прыгать по крышам, потому что его когда-то укусил паук, то Росомаха похож на Кларка Кента — оба сделаны из металла. Только там, где Росомаха тут же вступит в бой, едва увидев, что ему кто-то угрожает, Супермен будет скучно и хмуро сомневаться, потому что изначально воспитан в 30-е годы, когда христианская мораль имела на людей гораздо большее влияние, чем в наше время действия и философией жизни «сейчас и здесь», а не с думой о будущих поколениях.

Иллюстрация: кадр из фильма «Человек из стали»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня