18+
воскресенье, 24 сентября
Культура

Супермен опоздал

Геннадий Устиян о главном комиксовом блокбастере лета «Человек из стали»

  
2007

Новый фильм о Супермене выходит в прокат ровно к его 75-летию, и это удобный повод проследить, насколько главный американский комиксовый герой хорошо состарился. Когда Специалисты говорят, что популярность Супермена, впервые появившегося в 1938-м в самом дешевом и детском жанре из всех возможных, была мгновенной, потому что люди, пережившие Великую депрессию, увидели в нем своего выдуманного спасителя. Супермен как иммигрант в стране равных возможностей и американской мечты — еще одна популярная метафора, связанная с ранним периодом человека с Клингона.

Но на большой экран Супермен попал нескоро. Когда продюсер Илья Салкинд начал в конце 1970-х тратить миллионы на первую экранизацию комикса, наняв Марлона Брандо на роль родного отца Супермена и Джина Хэкмена — на роль злодея Лекса Лютора, в киноиндустрии крутили пальцем у виска — зачем тратить деньги на детское кино, на дешевку? Вышедший в 1978 году первый экранный «Супермен» с огромным для своего времени бюджетом в 55 миллионов долларов собрал во всем мире около 300 млн и положил начало успешной франшизе, которая неслучайно закончилась в 1987-м, как раз во время крушения «империи зла». Приемный сын фермера и защитник бедняков превратился в бесстрашного газетчика, который насаждал американские ценности и боролся за свободу и справедливость, но к концу 80-х бороться уже было особо не с кем. Так Супермен исчез из кино почти на двадцать лет.

В годы после теракта 11 сентября Голливуд долго не решался снимать реалистические фильмы о терроризме, опасаясь, что их сюжеты только отпугнут зрителей, которые ходят в кино развлекаться, а не горевать. Экранизации комиксов — совсем другое дело, в них все — метафора, а место террористов занимают карикатурные злодеи. За последние семь лет к легенде о Супермене допускались самые проверенные в жанре экшена относительно молодые режиссеры. В 2006-м режиссером «Возвращения Супермена» стал Брайан Сингер, снявший до этого две части «Людей Икс», хорошо прошедшие в прокате и похваленные критиками. «Возвращение Супермена» собрал в Америке сумму меньше потраченного бюджета и получил плохую прессу. Но успех других снятых по комиксам картин не давал правообладателям покоя, и режиссером нового фильма, в названии которого — «Человек из стали» — сознательно не вставили имя Супермена, назначили Зака Снайдера, доказавшего «300 спартанцами» и «Хранителями», что он умеет снимать экшен и нестыдную экранизацию комикса.

В смысле сюжета Снайдер придерживается канона: после восстания на родной планете Клингон и ее разрушения Кал-Эл (англичанин Генри Кавилл) попадает грудным ребенком на Землю, где его воспитывает пара фермеров (приемных родителей Кентов играют Кевин Костнер и Дайан Лейн), назвавшая его Кларком. Ребенок читает Платона и мучается из-за собственной инаковости, чтобы к 33-м годам, к возрасту Христа, наконец узнать, кто он такой, и начать летать над полями совершенно без угрызений совести из-за своей исключительности. Правда, подружка Супермена больше не жертва, которую постоянно нужно спасать — Эми Адамс играет Лоис Лейн как грубую репортершу-феминистку, первым делом заявляющую незнакомым мужчинам «Может, перестанем меряться членами и займемся делом?» и «Где здесь можно отлить?». Кларку, правда, все равно приходится трижды за фильм подхватывать девушку в воздухе, когда ее в очередной раз вышвыривают из самолета инопланетные захватчики.

Так как на дворе не 80-е, и холодная война давно закончилась, а настоящих террористов в развлекательном семейном кино по-прежнему показывают с трудом, «Человек из стали» решен как очередной фильм о борьбе с инопланетным разумом, что не придает ему ни новизны, ни оригинальности. Голливуд за последние 15 лет снял десятки таких фильмов с участием Уилла Смита и Тома Круза, и иногда «Человек из стали» напоминает «Войну миров», особенно когда огромные корабли начинают «менять среду» на Земле, делая ее непригодной для людей. Само имя «Супермен» упоминается в фильме всего дважды, а экшен, из-за которого зрители и ходят на летние дорогие блокбастеры, толком начинается лишь за полчаса до финала.

Но самая большая проблема Супермена-2013 в том, что он так и не нашел себе нового занятия или риторики с конца 80-х. Ничего, наверное, плохого нет в том, чтобы спасать человечество от злодеев с родной планеты. Просто пока Супермен как герой лежал в глубокой заморозке все эти годы, жанр сайенс-фикшена развился совершенно по своим законам, забыв об отце всех супергероев. Кларк Кент выглядит старомодным фермером из Техаса, которого можно было противопоставить Советам и поднять на щит в идеологической холодной войне. В многонациональной Америке Барака Обамы он выглядит старомодным консерватором, в котором никто не видит перспектив. В борьбе за симпатии подростков Супермену теперь нужно подвинуть целую толпу комиксовых героев от Человека-паука до Росомахи — у первого выйдет сиквел в 2014-м, новая история про второго появится в кинотеатрах еще раньше, всего через месяц после «Человека из стали». И если герой Эндрю Гарфилда умеет прыгать по крышам, потому что его когда-то укусил паук, то Росомаха похож на Кларка Кента — оба сделаны из металла. Только там, где Росомаха тут же вступит в бой, едва увидев, что ему кто-то угрожает, Супермен будет скучно и хмуро сомневаться, потому что изначально воспитан в 30-е годы, когда христианская мораль имела на людей гораздо большее влияние, чем в наше время действия и философией жизни «сейчас и здесь», а не с думой о будущих поколениях.

Иллюстрация: кадр из фильма «Человек из стали»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня