Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
20 октября 2013 14:50

Арифмометр?

Олег Демидов делится мнением о книге Андрей Чемоданова

2425

Андрей Чемоданов, Я буду всё отрицать. — М.: Воймега, творческое объединений «Алконостъ», 2011, — 112 с.

Книга появилась давно, а адекватно осмыслить её получилось только сейчас. Но начать стоит с другого.

В 2010 году Лимонов выпустил очередной сборник стихотворений — «А старый пират…». На презентацию были приглашены поэты: Емелин, Родионов, Чемоданов, Лесин. Пришли они, как водится, под мухой. Первые ряды могли вкушать спелый поэтический перегар.

Лимонов за день до этого повредил ногу на Триумфальной и прийти не смог. Выступать пришлось приглашённым.

Вышел Емелин — спел про Эдуарда Вениаминовича. Вышел Родионов — прочитал свой реп. Вышел Лесин — кричал, как обычно, про сами знаете кого. Вышел Чемоданов… Это был человек внушительных размеров — с панамкой на голове, с бульбой носа, со шматами сала на щеках, с щеткой усов, с тросточкой (тоже, видимо, повредил ногу) и, как все предыдущие поэты, подвыпивший (точно таким он запечатлён у Арсения Гончукова в короткометражном фильме «Раз! И нету никого…»).

Зал предвкушал, что стихи будут о маргиналах, о политике, о спальных районах и сопутствующей тематике, как и у предыдущих поэтов, а Чемоданов стал читать нежнейшую лирику.

Расскажу другой случай. Салон «На Самотёке». На сцене Лета Югай, Чемоданов готовится читать. Я сижу прямо за ним и пытаюсь не смотреть на сваливающиеся сзади штаны поэта, где белеет волосатое человеческое мясо.

Я могу вспомнить ещё с десяток таких картин.

«Мерзость!» — скажите вы. И будете, наверное, правы.

А я скажу, чтобы вы заткнулись. Когда читаешь эти строчки:


и перекуриваю на тимирязевской

о тебе

и чувствую голод

о тебе

и оплатил свой сотовый

о тебе

а нечаева скажет параллелизм

вот в чём прикол

а мне снишься ты


Или эти, разыгрывающие сцену из «Доктора Хауса»:


доктор вскрыл мне грудную клетку

заглянул в моё сердце

и увидел Тебя

это вообще не причина смерти

а единственный признак жизни


Когда читаешь подобные строчки, а ещё лучше, когда слушаешь самого поэта, забываешь о «мерзостях». Нет их. И не было. А была игра. Древняя игра, затеянная полусумасшедшим Диогеном: выпячивать гнилость, прятать прекрасное. Я почти уверен, что Чемоданов не от природы такой, это образ — сознательно или бессознательно (не так важно) выбранный поэтом.

Если обратиться к писателям, на которых Чемоданов ориентируется, — Буковски, или Лимонов, или ещё дюжина героев-циников, — все они берут эпатажем. Страшные снаружи, но добрые внутри. Целый пласт стихотворений (про работу курьером, про войну с отцом за фотографии с порно, про снег — это сперма дьявола) служит ему хорошим средством для провокаций легкоранимых читателей. Умный читатель смотрит шире. Умный читатель сразу же заприметит такое стихотворение, подтверждающее киническую направленность поэта:


теперь предлагая вам

ошмётки своей души

я должен их

поперчить

посолить

хорошо зажарить

назвать стихами


но все же

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!


Мясо с тела живого поэта, которое я расписывал выше, и мясо стихов — это же совершенно два разных вида: несъедобное и съедобное. На этой гармонии (в рамках цинического контекста) и играет поэт.

Кроме лирики Чемоданов активно работает в осмыслении поэтического языка.


цензура цезурой

но я вот думаю

хорошо бы на некоторые термины ввести лицензии


а то носятся тут

понимаешь

со своими

депрессия

истерика

гештальт


как дурни с писаными торбами


лично я прожил долгие годы

пользуясь только словами

фуршет

и

лехаим

чего пожелал бы многим


Сюда же можно отнести и разговоры о чистоте («или чистое ваше / искусство / ох / с этим пожалуйста / не ко мне»), и про microsoft word, и про традиционалистов и верлибристов.

Литературный герой ли? Сам автор? В сущности, это не так важно. Язык, будь он орудием первого или второго, прекрасен — и это главное. За этим мы и обращаемся к поэзии.

В 1920-ые годы Сергей Нельдихен писал: «Арифмометр изобрели. А рифмометр?». И рифмометр, Сергей Евгеньевич, изобрели. Сегодня, куда ни плюнь, кругом рифмометры. Один прекрасней другого. А вот поэтов, которые пишут верлибром, а тем более хороших поэтов — нужно поискать. Чемоданов один из таких.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня