Культура

Анатолий Мариенгоф наконец пришел к читателю

Об уникальном поэте и долгожданном осуществлении — выходе собрания сочинений поэта-имажиниста

  
2744

Собрания сочинений того или иного автора — всегда специфические издания. Возникают они, по преимуществу, по академической инициативе. Но бывают и удивительные исключения. Так можно сказать о недавно вышедшем собрании сочинений поэта-имажиниста Анатолия Борисовича Мариенгофа. Появление этой работы вызвала потребность читательская, горячее желание компетентных любителей творчества поэта. Анатолий Мариенгоф — уникальное имя в истории отечественной литературы ХХ века. Писатель, который принадлежал к первому литературному ряду в своей эпохе, чью уникальную «словесную походку» отмечал его близкий друг, Сергей Есенин, вскоре оказался если не забыт, то отвергнут, причем не столько литературным миром и читателями, сколько идеологами от литературы. И не важно, кто лично внес вклад в это забвение: Б. Лавренев со статьей «Казненный дегенератами», Г. Устинов с фрагментом остро критического по отношению к имажинизму и А. Мариенгофу материала «Литература наших дней» — но трагическое забвение произошло.

А между тем творчество А. Мариенгофа эпохе не только не противоречило, но и отражало ведущие тенденции в ней. Это можно сказать о содержательной стороне его текстов. Автор явно не чуждался эпохи. В его текстах — гротескный образ красного террора. Он одним из первых вывел на страницах своих «Циников» образ нэпмана. Ему удалось в пределах того же крайне небольшого по объему романа показать всю палитру отношения к революции. Он писал о Великой Отечественной войне и ее героях. На его страницах находят место «вечные» темы любви, дружбы и предательства… А. Мариенгоф опредметил в своей литературной работе все актуальные эстетические тенденции времени. Стихи его, с их сложной рифмовкой, представляют разные варианты поэтического эксперимента. Проза фрагментарна и кинематографична. Она же предвосхищает тенденцию «нового автобиографизма», продолженную в «мовизмах» В. Катаева и развившуюся в современной литературе в прозе С. Довлатова и М. Веллера. Слог А. Мариенгофа орнаментален…

Выход в свет собрания сочинений А. Мариенгоф не просто назрел, он стал актуальной смысловой и эстетической потребностью эпохи начала нового столетия, эпохи очередного пересмотра ценностей. Именно современным читателем А. Мариенгоф может быть по-настоящему прочитан полностью. Не только в смысле самой возможности ознакомиться с редкими книгами, многие из которых не переиздавались, но и в смысле объективности, толерантности к разному Мариенгофу. А он и был разным. Разным — и в стилевых своих поисках и ориентирах: от авангардности первых его литературных работ до реализма последних. Разным — но и единым в своей творческой сути: думающим, глубоким, ищущим. Может, не всегда находящим, забредающим в дебри и впадающим в противоречия (и в жизненной практике, и в эстетике), но всегда размышляющим и индивидуальным.

Так что выход собрания сочинений А. Мариенгофа — одно из наиболее ожидавшихся событий, реализация одного из затаенных читательских желаний, которое было осуществлено на базе издательств «Терра» и «Книговек» в рубрике «Библиотека „Огонек“». Редактор издания — молодой исследователь творчества А. Мариенгофа Олег Демидов. Он же выступил как автор комментариев. В издании объединились усилия О. Демидова и писателя Захара Прилепина. Вот что пишет Прилепин о совместной работе: «…в течение трех месяцев Демидов, как сыщик, носился по стране, по архивам и извлекал … тексты. С миру по нитке мы, постоянно переписываясь, собирали информацию — где и когда какие тексты появлялись, где их можно найти. Демидов был сыщиком, а я составителем, раскладывал все по нужным томам, как по корзинам. Я проделал работу по предисловию, написал большое эссе про Мариенгофа».

Захар Прилепин не впервые обращается к творчеству А. Мариенгофа. Наиболее известно эссе об имажинисте «Великолепный Мариенгоф» в сборнике «Terra Tartarara: Это касается лично меня» (2009). Обращение к творчеству А. Мариенгофа (и не только: в сфере интересов Прилепина личность и творчество Л. Леонова, современных авторов) мотивировано позицией писателя: «Стыдно писателю всю жизнь водить хороводы вокруг себя самого…».

Вступительная статья Прилепина к собранию сочинений Мариенгофа интересна тем, что она удивительно многослойна: литературоведчески профессиональна, фактографична, личностна. Мариенгоф предстает в ней и как литератор во всей специфике его таланта, и как человек с присущими ему страстями. И в каждой фразе работы звучит эпоха: даже две эпохи — время творчества Мариенгофа и наше сегодня, расставляющее (хочется надеяться) все по заслуженным местам, восстанавливающее литературные иерархии и литературные репутации. «…слава Есенина — действительно, огромная уже при жизни, — вовсе не затмевала уверенной известности Мариенгофа», — замечает Захар Прилепин. «Ему мучительно подражали молодые поэты — наследники имажинистов, которые как грибы росли в первые послереволюционные годы по городам Советской России», — нельзя не согласиться с этим тезисом, вспомнив об эстетических оригиналах 20-х гг.: биокосмистах, фуистах, экспрессионистах и персонально — Ипполите Соколове, Борисе Дерптском, Сусанне Мар… И еще: думается, представить так писателя, как сделал это Захар Прилепин, мог лишь писатель, создав не только обзор творчества Мариенгофа, но и самостоятельное разностильное собственное произведение — прозу писателя о писателе.

Разный Мариенгоф и представлен во вступительных статьях трех томов собрания сочинений по-разному. В начале второго тома звучит исследовательский голос финского ученого, автора глубокой научной работы — монографии по творчеству А. Мариенгофа «Денди. Монтаж. Циники» Томи Хуттунена. Он не случайно вписывает прозу Мариенгофа в актуальную литературную тенденцию, отмечая, что «свои переходом к прозе … Мариенгоф отражает известный исторический процесс в русской литературе — переход от поэзии к прозе и сближение их языков». Главным литературным результатом деятельности автора Хуттунен считает роман «Циники» с его оригинальной фрагментарной формой, афористичным слогом, не исключающими актуальный сюжет и глубокий психологизм в обрисовке характеров.

Третий том собрания открывается предисловием пензенского ученого Валерия Сухова, известного своим непреходящим интересом к творчеству земляка и популяризатора его литературной работы. Уход Мариенгофа в драматургию воспринят критиком как естественный момент его творческой эволюции, тем не менее, не уводящий автора от значимых для него тем (возможности максимальной творческой реализации, отношений с властью, предательства) и образов (шута, поэта, пророка). Выбрав в качестве эпиграфа фразу самого А. Мариенгофа «Моя биография — это мои пьесы», В. Сухов подчеркивает, что пьесы в большой степени стали для их автора способом выражения собственной личности, собственной позиции, собственных человеческих и творческих чаяний.

Итожит том статья критика А. Колобродова. Наиболее субъективная из опубликованных материалов, наиболее эмоциональная, она вовлекает в споры о личности и творчестве Мариенгофа, которые, как и несколько эпатажный слог материала Колобродова, наверное, оказались бы по душе спорщику и «цинику» А. Мариенгофу.

Таким образом, перед нами не просто собрание сочинений, а целостная работа, по сути, реализованная посредством текстов самого автора концепция его творчества. Из замысла трех томов работы вырисовывается момент творческой эволюции А. Мариенгофа: от поэзии начала его работы (первый том) — к прозе (второй) — и драматургии (третий). Эта эволюция оказывается обусловленной эстетическими требованиями эпохи, трансформацией собственных взглядов автора. Несмотря на то, что в собрание сочинений не вошли сценарии и работы А. Мариенгофа с соавторами, впечатление о творчестве литератора создается завершенное, целостное.

Издание, несомненно, необходимо как для тех, кто впервые открывает для себя творчество оригинального автора первой половины ХХ века, так и для искушенных читателей, в руках которых оказываются наряду с ранее широко опубликованными редчайшие издания поэзии, прозы, драматургии замечательного литератора, А.Б. Мариенгофа.

Автор — доктор филологических наук, Воронежский гос. Университет

Приобрести собрание сочинений А.Б. Мариенгофа можно здесь.

РГАКФД/Фото ИТАР-ТАСС/ Н. Свищев — Паола

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Борис Джерелиевский

Военный эксперт

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня