Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
29 октября 2014 13:56

Дискуссии стали бессмысленны

Юрий Болдырев против умолчания об искусственной кабале в одну восьмую от всего бюджета

26047

Поделюсь своим очередным «Карфаген должен быть разрушен».

Осень. Основное внимание — к проекту бюджета. Какая в этом вопросе главная новация? Отмена бюджетного послания Президента.

Так что это было?

Если про послание — то был системный «неадекват», регулярное совершенно неконституционное действие. По Конституции Президент выступает с Посланием Федеральному Собранию — это другое, где, впрочем, ничто не мешало затрагивать и бюджетные вопросы. Подготовка бюджета же — компетенция Правительства. Принятие бюджета — полномочие Парламента. Значит, отменили — и слава богу?

Да, но почему отменили именно теперь? Только заметили «неадекват»? Или стало несколько, скажем так, неприятно с этим выступать?

Склоняюсь ко второму. На внешнеполитические темы теперь, вроде как, приятнее. Иногда.

А что же такое случилось неприятное?

Кто-то полагает, что санкции и из-за этого ухудшение условий для бюджетного планирования. Кто-то акцентирует внимание на расходах «на Крым». Кто-то — на невыполнении или почти фарсовом выполнении «майских указов Президента». Наконец, нефть падает — и это тоже неприятность для нашего бюджетного планирования. Я же предлагаю чуть-чуть вникнуть в цифры, можно сказать, поиграть в них — выборочно.

Например, на полном серьезе обсуждалось предложение не выплачивать студентам (видимо, самая обеспеченная и просто роскошествующая часть нашего общества) стипендию первые полгода — на этом предлагалось сэкономить целых 8 млрд. рублей. Запомним.

Минсельхоз пытался добиться выделения 77 млрд. руб. (плюс к ранее утвержденным 170 млрд. руб.) на поддержку сельского хозяйства, но Минфин соглашался лишь на 20 млрд. руб. Тоже запомним.

На инфраструктуру Крыма в 2015 году из федерального бюджета, вроде как, выделят целых 104 млрд. рублей. Впечатляет?

И, наконец, про крохи на образование и здравоохранение не будем, отметим лишь самое масштабное: все наши предполагаемые суммарные расходы в предстоящем году на оборону — около 3 трлн. рублей — по нынешнему (падающему) курсу уже чуть менее 75 млрд. долларов. На этом остановимся и перейдем к доходам. А также к экономии на расходах.

Важную роль в сбалансировании бюджета (а иначе зачем подобные непопулярные меры) должен сыграть отказ от части выплат и трансфертов на сумму в почти 700 млрд. рублей. В долларовом исчислении эта сумма падает и, в соответствии с тенденцией курса, скоро приблизится к 17 млрд. долларов. Львиная доля из них — около 310 млрд. рублей — продление моратория на перечисление «накопительной части» пенсий граждан на следующий 2015 год. Вообще, про эту «накопительную часть» нужно писать отдельно — отнюдь не являюсь ее сторонником. Но сейчас факт в другом: на этом планируется сэкономить целых семь с половиной миллиардов долларов.

В условиях планируемого дефицита бюджета в СМИ сообщается, что Минфин планирует получить в бюджет за приватизацию 19,5% акций «Роснефти» аж целых 423,5 млрд. рублей, что соответствовало на момент расчета 12,6 млрд. долларов США. Несложный подсчет дает нам полную стоимость «Роснефти»: всего около двух триллионов ста двадцати пяти миллиардов рублей или около 65 млрд. долларов.

Пишу не об этом, но не удержусь. Для сравнения: одной только госпомощи «Роснефть» сейчас запросила на сумму более двух триллионов рублей (всю свою нынешнюю стоимость).

А теперь о том, ради сравнения с чем я привел все эти цифры.

Итак, напоминаю: за одно только фактическое поглощение «Роснефтью» «ЮКОСа» уже не «Роснефть» и ее руководители, а мы с вами должны из того же федерального бюджета бывшим акционерам «ЮКОСа» 50 млрд. долларов по решению Гаагского коммерческого трибунала и еще (в пересчете с евро) около 2,5 млрд. долларов по решению ЕСПЧ. С чем это сравнимо?

С попытками экономить на стипендиях студентам даже не сравниваю — абсолютно несопоставимо.

Со спорами вокруг объема поддержки села (что стало теперь, в условиях взаимного обмена санкциями с Западом особенно актуально) — тоже. Ведь весь предмет спора (об обеспечении продуктовой безопасности страны!) по нынешнему курсу — лишь одна сороковая от масштабов нашей новой кабалы, о которой в бюджетном процессе — ни слова.

С «удушающими российскую экономику» расходами на Крым сравнивать уже можно: это «удушение» — всего одна двадцать вторая от присужденной нам компенсации мошенникам и скупщикам краденого.

И мораторий на «накопительную» часть пенсии — это экономия лишь менее пятнадцати процентов от того, что мы, вроде как, задолжали «инвесторам».

И за приватизацию пакета в одну пятую всех акций «Роснефти» (!) планируется выручить лишь… менее четверти долга перед страдальцами из «ЮКОСа».

И, наконец, сравним с расходами на оборону: две трети от всех запланированных расходов России на оборону на 2015 год — это сумма нашего теперь долга перед (повторю свое оценочное суждение) никакими вообще не «акционерами», а элементарными мошенниками и скупщиками краденого. Но — и это главное — с которыми наша власть продолжает играть в поддавки.

А ведь в проекте закона о федеральном бюджете на 2015 год о планируемой выплате почти 53 млрд. долларов по решениям Гаагского третейского суда и Европейского суда по правам человека так называемым «акционерам ЮКОСа» — ни слова.

Таким образом, стоит ли участвовать в таких деловитых и оживленных дискуссиях по бюджету-2015, но без учета факта и обстоятельств, абсолютно и напрочь разрушающих всю его концепцию и конструкцию?

Или будем отдавать не из бюджета?

То есть, напрямую зарубежной недвижимостью, акциями госкомпаний, арестовываемыми нефтью и газом и т. п.

Прятать голову в песок, а потом еще больше нагнетать уже совершенный псевдопатриотизм — сплочение вокруг власти, сдающей стратегические интересы страны, но в гордой и обиженной позе?

Надо ли напоминать то, о чем я ранее уже писал?

На фоне приведенных мною цифр, наверное, надо.

Повторю: в соответствии с Венской конвенцией правительства не должны осуществлять действий, противоречащих подписанным, пусть даже и еще не ратифицированным, международным соглашениям. Но это вовсе не основание для подведения страны в связи с нератифицированным парламентом международным соглашением под юрисдикцию внешнего суда. Тем более, по сугубо внутреннему коммерческому спору.

Что делать?

Необходимо решение Конституционного суда, признающее антиконституционными действия правительства по даче согласия на юрисдикцию Гаагского третейского суда в споре по «ЮКОСу» на основании нератифицированного парламентом соглашения к Энергетической хартии, а также участие правительства в отборе судей. И категорический запрет на будущее на подведение России под юрисдикцию любого внешнего суда на основании соглашений, нератифицированных парламентом.

Плюс не помешало бы параллельно и принять соответствующий закон.

А тех, кто превысил свои полномочия и нанес таким образом государству и нам с вами столь колоссальный ущерб (от факта которого наши власти, да и общество все еще, как страус, прячут голову в песок), пожалуйста — под суд. У всех этих людей более чем известные имена и фамилии.

Хотя, конечно, можно все это и не делать. Надеяться, что все «само рассосется».

Но когда выяснится, что «само не рассосется», будет очень больно. Не властителям, а всем нам. Надеюсь, выше приведенные цифры и сопоставления свидетельствуют об этом достаточно убедительно.

Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня