Киев решил пустить с молотка последний актив — землю. Как заявил министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко, от продажи сельскохозяйственных угодий Украина рассчитывает получить около 100 млрд долларов.
По его словам, в настоящее время 250 государственных компаний, работающих в сфере сельского хозяйства Украины, находятся в стадии банкротства. Теперь их ждет приватизация с дальнейшей продажей имущества.
Судя по всему, гектары украинского чернозема можно будет прикупить уже с 1 января 2016 года — к этому сроку на Украине истекает мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Продлевать его киевские власти явно не собираются. Неслучайно 7 марта президент Петр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в статью 1861 Земельного кодекса Украины», который кардинально упрощает процедуру землеотвода. Это значит, проблем с нарезанием земельного «пирога» не будет. Не будет проблем и с поиском покупателей.
На сегодня список желающих скупить «незалежную» выглядит так:
— Китайские инвесторы. В 2013-м китайская госкорпорация Xinjiang Production and Construction уже заявляла о готовности приобрести на Украине почти 3 млн гектаров земли. Готова она к инвестициям в землю уже сегодня.
— Американский финансист и инвестор Джордж Сорос. В конце марта он заявил в интервью австрийской газете Standard, что готов скупить украинских активов, в том числе земель, на $1 млрд.
— Американская корпорация Monsanto — крупнейшая в мире компания по производству ГМ-семян и основатель ГМО-индустрии. Благодаря жестким и крайне неэтичным методам ведения бизнеса и распространения собственных сортов ГМО, Monsanto стала главным врагом экологических движений и фермерских объединений по всему миру. На сегодня компания уже вложила более 250 млн долларов в строительство завода по производству семян кукурузы в Житомире, и собирается существенно расширить украинский бизнес.
Этот третий инвестор вызывает особый интерес.
По мнению экспертов Оклендского института из Калифорнии, одним из условий предоставления $17 млрд кредита МВФ, предусмотренного соглашением о евроассоциации Украины, стало открытие украинского рынка для генно-модифицированных семян. «Американские производители ГМО, такие как Monsanto и DuPont, работают на Украине много лет, однако ранее им не удавалось „протащить“ ГМ-продукцию на Украину», — отмечалось в докладе Оклендского института.
О том, что Украине для погашения кредитов МВФ придется продать свои земли компании Monsanto, предупреждал в начале марта 2015 года и американский политолог и экономист Пол Крейг Робертс, в свое время работавший экономическим советником в администрации Рональда Рейгана.
«Monsanto имеет прямой интерес к землям Украины, поскольку выращивание ГМО-злаков запрещено в большинстве стран ЕС. Площадь украинских пахотных земель превышает площадь таковых в Европе. Если Monsanto начнет выращивать ГМО-культуры на Украине, то сможет поставлять в Россию и Европу более дешевые продукты питания, вытеснив с рынка местных производителей. Европа просто подсядет на дешевую продукцию Monsanto», — заявил Робертс в интервью Russia Today.
Теперь, похоже, украинские черноземы все же попадут в руки Monsanto, и будут засеяны ГМ-культурами. Это значит, есть немалый риск, что через несколько лет украинские земли превратятся в пустыри, как это уже случилось со многими сельхозугодьями в Америке.
Действия Киева угрожают и российскому агропромышленному комплексу. Речь идет о так называемом переопылении и генетическом заражении российских полей.
Что на деле стоит за решением Киева о продаже земли?
— Сейчас украинское правительство начинает распродавать последние ресурсы, которыми оно реально обладает, — считает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. — Первый такой ресурс — сельскохозяйственные земли, второй — нужные западным партнерам геополитические решения. Некоторые такие геополитические решения оказались заблокированными — например, вступление Украины в НАТО. Поэтому Киев выставляет на продажу более ликвидный, с его точки зрения, актив — землю. Но я сомневаюсь, что на земельных сделках украинскому кабмину удастся выручить 100 млрд долларов. Скорее, сумма будет гораздо более скромной.
«СП»: — Ее хватит для решения экономических проблем Украины?
— Уверен, что нет. Для того, чтобы рассчитаться по долгам и поднять экономику, Киеву и 100 млрд долларов было бы недостаточно.
В реальности, денег от продаж земли хватит ровно на то, чтобы покрыть текущие «горящие» расходы и немного поддержать на плаву украинское государство. Плюс к тому — дополнительно профинансировать войну в Донбассе, которую Киев все еще надеется выиграть. Но в чем я абсолютно убежден — в том, что большая часть этих средств будет банально разворована.
На мой взгляд, решение Киева пустить землю в оборот говорит об одном: Украина не получает — и не получит — никакой существенной помощи со стороны финансово-банковских организаций Запада.
«СП»: — Решение пустить землю на продажу связано с деятельностью Monsanto?
— Monsanto, по сути, является мировым поставщиком семенного фонда ГМ-растений. Как известно, генно-модифицированные растения сконструированы таким образом, что сами себя не репродуцируют. Поэтому бизнес Monsanto — это «золотое дно».
Понятно, что эта компания не будет бережно использовать украинские земли и выращивать на них что-то хорошее. Скорее, на Украине будут выращивать те культуры, которые сами европейцы брезгуют возделывать на своих полях.
Это может быть, например, рапс для производство биотоплива. Эта культура, как известно, сильнейшим образом истощает почву. Или это может быть лен, который тоже сильно «сажает» почву.
Думаю, в результате деятельности Monsanto Украина довольно быстро превратится из житницы в генно-модифицированную пустошь.
— По опросам, которые социологи проводили на Украине в ноябре 2009 года, почти 90% украинцев категорически высказывались против ГМО, — отмечает директор Общенациональной Ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Елена Шаройкина. — Не думаю, что к настоящему времени ситуация сильно изменилась.
Сейчас происходит плавное, незаметное поглощение Украины транснациональными компаниями. У компании Monsanto — далеко идущие планы. Например, летом 2014 года из открытых источников, стало известно, что в пяти областях Украины компания обновляет фонды сельскохозяйственных библиотек. Плюс уже инвестирует миллионы в производство семян.
На мой взгляд, это говорит об одном: корпорация действительно уверенно заходит на территорию Украины. Но если она будет выращивать ГМ-культуры, не исключено, что это приведет к конфликту между украинскими элитами. Радикальные украинские националисты, как известно, выступают против продукции с ГМО, и в этом вопросе их позиции с Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком категорически не совпадают.
«СП»: — Станет ли Украина плацдармом для наступления ГМ-продукции в Евросоюз?
— Сегодня в Европе только несколько стран выращивают трансгенные культуры. Испания, Чехия, Словакия, Португалия и Румыния возделывают ГМ-кукурузу, причем только одного сорта — MON810. При этом в Европе очень распространено такое движение как «Зоны свободные от ГМО». Также в ЕС существует обязательная маркировка продуктов с содержанием ГМ-ингредиентов, в отличие от США.
Можно сказать, тотального засилья трансгенных культур в Европе нет. В целом, ЕС делает многое, чтобы защитить свои рынки от ГМО.
В этой ситуации, действительно, Украина становится «окном в Европу» для ГМ-технологий, которые распространяет корпорация Monsanto. Но не думаю, что европейцы охотно пустят украинскую ГМ-продукцию на свои рынки.
Для меня вообще вопрос, кто будет потребителем украинской генно-модифицированной сельхозпродукции. Сами украинцы, повторюсь, к ГМО относятся негативно, российский рынок для Украины закрыт, а Европа выступает категорически против ГМО.
Анализируя ситуацию, можно сказать, что желание засеять украинский чернозем ГМ-семенами выглядит как насилие над здравым смыслом.
— Продажа украинских земель компании Monsanto равноценна уничтожению населения и территории, — уверена международный эксперт по экологической и продовольственной безопасности, доктор биологических наук Ирина Ермакова. — Потребление продуктов с ГМО ведет к болезням и бесплодию. Кроме того, культивирование трансгенных культур является причиной деградации почвы.
Почвенные микроорганизмы на таких полях перестают размножаться, даже черви не выживают. А поскольку многие ГМ-культуры устойчивы к химикатам, при их возделывании используется огромное количество пестицидов. Все это приводит к тому, что на поле после ГМ-культур вырастить «нормальные» растения чрезвычайно трудно.
«СП»: — Какие страны уже столкнулись с такими последствиями?
— Бразилия, Аргентина и Мексика. На форуме в Китае в прошлом году мексиканцы рассказывали, как мелких фермеров там вытесняют с земель крупные корпорации, а на этих землях выращивают трансгенные культуры. В результате, в этих странах сократилось биологическое разнообразие, а также выросло число людей с онкологией и бесплодием. А недавно американские исследователи получили премию за книгу, в которой приведены доказательства о связи диабета и ожирения с распространением продуктов с ГМО в США.
Фото: ТАСС/ Дмитрий Рогулин