18+
вторник, 28 июня

Получить пенсию и умереть

Экономический блок правительства не оставляет попыток решать проблемы за счет населения

  
11564
Получить пенсию и умереть
Фото: Александр Рюмин/ ТАСС

До 15 июня 2015 года Минтруда, Минфин и Минэкономразвития должны доложить о возможности увеличения пенсионного возраста госслужащим и парламентариям до 65 лет. Об этом распорядился премьер-министр Медведев.

Впрочем, только чиновниками и депутатами дело не ограничивается. Тема повышения возраста выхода на пенсию включена в основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 года. Обусловлено это, как нам говорят, двумя факторами. Во-первых, непростое положение в экономике обостряет вопросы социальных выплат, а во-вторых, изменение демографии, сокращение доли работоспособного населения и рост пожилого, уже пенсионного.

Сейчас Минфин прорабатывает вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин. При этом стоит помнить, что в России пенсионный порог не менялся уже 80 лет и был установлен, когда критерии жизни были совершенно иными. Из всех бывших республик Советского Союза не повысили порог (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) только Белоруссия, Узбекистан и Украина. Между тем, в Великобритании выходят на пенсию в 60 и 65 лет, в США — в 65, в Израиле — в 62 и 67, в Японии — в 70. Понятно, что ранний выход на пенсию — это нагрузка на бюджет, сейчас почти половина страны (дети и пенсионеры) никак не задействованы в экономике.

По мнению премьер-министра Медведева, решение правительства по пенсионному возрасту должны определять два фактора: продолжительность жизни и желание самих людей. Последнее предполагает полноценное общественное обсуждение вопроса.

— Нашим господам либералам очень не нравится, что год за годом игнорируются рекомендации МВФ и Всемирного банка о том, что надо повышать пенсионный возраст, — говорит доктор экономических наук, профессор Академии труда и соцотношений Андрей Гудков — При этом факт, что у нас средняя продолжительность жизни значительно ниже, чем в развитых странах — Европе, США, Канаде и Японии — как-то их не занимает. Они это игнорируют, упор делается на то, что за последние насколько лет средняя продолжительность жизни у нас поднялась до 71 года. Но это — «средняя температура по больнице». Дело в том, что средняя продолжительность жизни определяется двумя факторами: первый — сколько родилось детей и как велика детская смертность, а второй — какая смертность у взрослых.

«СП»: — И что с этими показателями?

— Так вот, у нас смертность у взрослых не изменилась! Возросла рождаемость и снизилась детская смертность. Причем, весьма существенно. Благодаря этому фактору и поднялась средняя продолжительность жизни. Поскольку на пенсию уходят не дети, а взрослые, чтобы оправдать повышение пенсионного возраста, надо посмотреть ожидаемый период дожития для взрослых. Он изменился очень мало. И если брать возрастную группу 20−60 лет, то эта величина поднялась только у женщин, и то весьма незначительно: чуть больше года. Поэтому кроме желания сэкономить бюджетные средства, оснований для повышения пенсионного возраста нет.

«СП»: — Но проблема-то есть! Что можно в этом случае сделать?

— Я думаю, что в принципе можно поднять пенсионный возраст женщин, они у нас на 5 лет раньше выходят, но поскольку у них низкая заработная плата, то и пенсия — достаточно низкая. Поэтому значительная часть женщин (почти 40%) после достижения возраста 55 лет готовы работать.

«СП»: — Как мировая практика решила вопрос пенсионного возраста?

— Крайне просто. Законодательством устанавливается планка, до достижения которой просто нельзя выйти на пенсию по возрасту, а после — ради Бога, но тогда, когда вы считаете, что для вас это удобно. Поскольку последние изменения законодательства, вступившие в силу с 1 января 2015 года, создают экономическую заинтересованность в том, чтобы работать после достижения пенсионного возраста, то я считаю, что с теоретической точки зрения проблема не стоит и выеденного яйца. Единственное, что я здесь вижу, это бухгалтерский подход Минфина: «как бы обрезать все расходы, которые лишние». Но поскольку они считают все социальные расходы «лишними», то, естественно, мы с ними согласиться не можем, и предупреждаем о том, что такая практика вместо финансового урегулирования приведет к обострению социальных проблем. Причем к моменту выборов! 2016 год — парламентские выборы, 2018 год — президентские выборы. Может быть, это и является целью?..

«Проблема российской пенсионной системы не в том, что люди рано уходят на пенсию, а в том, что у нас доходы не облагаются взносом, потому что они «серые», — считает доктор экономических наук Никита Кричевский.

— Правительство не может найти деньги на покрытие дефицита ПФР, хотя дефицит системы трудовых пенсий по страховой части составляет порядка 400 миллиардов рублей. Всего лишь. А все остальное — порядка двух триллионов — это различные обязательства государства, которое оно взяло в добровольном порядке перед самыми разными категориями граждан. Все это смешивается в одну кучу и ставится вопрос о том, что у нас нет иного пути, кроме как повысить пенсионный возраст.

В то же время в российской экономике огромная часть доходов не облагается пенсионными взносами: по оценкам РОССТАТ — от 25%, по зарубежным исследованиям — до 50%. Это «серые» доходы, которые получают «в темную». И это не просто источник для покрытия дефицита именно по страховой части, но источник для того, чтобы вообще пенсии повысить! Для этого нужно что-то делать, и это касается самых разных ведомств, начиная с Института развития и заканчивая МВД и даже ФСБ. Но когда говорим, что нужно уменьшать «серые» доходы, мы понимаем, что это проблема тяжелая, по многим показателям неподъемная.

Легче, конечно, просто повысить пенсионный возраст. Дефицит на какое-то время может быть снижен, но в дальнейшем возникнет вновь и станет большой проблемой. Правда, уже не для этого правительства, а для следующего.

— Да, у нас очень велика доля тех, у кого зарплата платится «по-серому» или «по- черному», — соглашается Андрей Гудков - «По-серому», когда одна часть — с официальным налогообложением, а другая передается в конверте. «По-черному» — все доходы идут мимо обязательных платежей. А поскольку у нас солидарная система, то увеличение числа плательщиков взносов позволит не то что сохранить нынешний пенсионный возраст — его вообще можно будет снизить! Доходы возрастут минимум процентов на 50−70.

Вопрос «серых» зарплат — это не столько вопрос установления законодательства, сколько правоприменительной практики. Когда работнику начисляется заработная плата, обязанность по уплате страховых взносов лежит на работодателе. Так устроена наша система. И обязанность работника платить подоходный налог делегируется тоже работодателю. У нас за неуплату страховых взносов начисляется штраф и пеня. А вот неуплата НДФЛ, который работник передал работодателю, чтобы тот, в свою очередь, передал государству, — это кража. То есть хищение государственных средств. Потому что НДФЛ, с того момента как его не получил работник, считается государственной федеральной собственностью. Но все делают вид, что ничего не происходит. А на самом деле происходит чудовищная вещь! Идет хищение государственных средств в особо крупных размерах. У нас есть один «товарищ», Михаил Борисович Х., он за «хищение государственных средств в особо крупном размере» отбыл за решеткой много лет. Я не понимаю, почему его коллеги, которые занимаются тем же самым, остаются безнаказанными.

— К планам повышения пенсионного возраста я отношусь негативно, это просто аморально, — вступает в разговор первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике Михаил Емельянов — Это обман тех граждан, которые добросовестно трудились на благо России и теперь должны «еще чуть-чуть» поработать. Причем причина повышения пенсионного возраста очевидна — это неэффективная пенсионная система, ошибочная пенсионная реформа, которая несколько лет назад была у нас проведена.

Проблема в том, что накопительная страховая пенсионная система может работать только в экономиках с высоким уровнем доходов населения, когда много высокооплачиваемых рабочих мест, и, соответственно, взносы в пенсионные фонды велики. В нашей стране, которая, к сожалению, пока не относится к развитым экономикам, высокодоходных рабочих мест мало, и поэтому доходы Пенсионного фонда постоянно ниже, чем необходимо для выплаты пенсий, и это положение ухудшается.

«СП»: — Какой выход вам видится?

— Можно выйти из ситуации двумя путями. Первый предлагает правительство — чисто либеральный путь, который не считается с интересами населения, это повышения пенсионного возраста. Мы, («Справедливая Россия»), предлагаем совершенно иной путь. Надо отказаться от накопительной страховой системы пенсий, которая все равно не работает, и идти к распределительной системе, системе солидарности поколений, когда пенсии платятся из бюджета и не нужно содержать дорогостоящие пенсионные учреждения, оплачивать персонал, прочие расходы. Тогда можно обойтись и без повышения пенсионного возраста.

Есть различные попытки усовершенствовать эту систему, начиная от замораживания накопительной части, и заканчивая снятием верхнего потолка ограничений по выплатам, и так далее. Но система не верна в принципе. Поэтому от нее надо отказываться. Никакими частными методами мы проблему не решим. Не надо спасать эту систему, от которой страдают граждане и государство, надо проявить решимость и отказаться от нее.

Рамблер новости
СМИ2
24СМИ
Комментарии
Первая полоса
Фото дня
Рамблер новости
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
Миртесен
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

НСН
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье