17 июня глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что Москва не собирается реструктуризировать украинские долги. «Переговоры по реструктуризации с РФ не ведутся. РФ не собирается их вести», — подчеркнул министр. Это стало ответом на заявление министра финансов Украины Натальи Яресько о том, что хотя украинские власти и признают наличие долга перед Россией в размере $3 млрд наравне с другими еврооблигациями, Киев настаивает на их реструктуризации. Об этом она сказала в ходе шведско-украинского бизнес-форума.
20 июня Украина должна осуществить очередной платеж ($75 млн) в рамках обслуживания долга. Однако г-жа Яресько уклонилась от ответа на вопрос, будет ли в ближайшие дни в Москву перечислен финансовый транш.
Как известно, украинские власти (несмотря на позицию МВФ и других международных институтов) продолжают рассматривать долг по еврооблигациям перед Россией, как коммерческий. А, следовательно, подлежащий реструктуризации.
В свою очередь, президент Порошенко и вовсе назвал российский кредит в $3 млрд взяткой Виктору Януковичу за переориентацию с евроинтеграции на евразийское направление. Выступая по итогам встречи с президентом Финляндии Владимир Путин популярно объяснил непонятливому коллеге, чем межгосударственный долг отличается от взятки. «Наши средства, которые мы взяли из наших резервных фондов, пошли на приобретение суверенных бумаг Украины по английскому праву. Средства были запрошены на поддержание бюджета и прежде всего решение социальных вопросов. Нас не интересует, кто и как распорядился этими деньгами, но нас интересует возврат этих средств», — заявил глава РФ.
Он также отметил, что «после того, как совокупный внешний долг Украины превысил 60% ВВП, мы имеем право потребовать эти деньги к досрочному погашению». Однако «этого не делаем, исходя из тяжелого экономического положения в стране. Но надеемся эти деньги получить, как записано в соответствующем соглашении», — подчеркнул Путин. Продолжая тему «геополитического мздоимства», поднятую Порошенко, российский президент предложил в таком случае считать взятками и «все средства, вложенные другими кредиторами и инвесторами за то, чтобы это соглашение (об Евроассоциации — прим. ред.) было подписано».
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник полагает, что вероятность погашения купона (платежа по процентам) в адрес РФ на сумму в $75 млн. 20 июня составляет примерно 60%.
— Это событие лежит даже не совсем в плоскости отношений между Украиной и РФ. Здесь всё гораздо сложнее для Киева — если платёж пропустить, это будет означать наступление технического дефолта. Несмотря на заявления чиновников второй категории из МВФ, это может повлечь за собой, как минимум, изменение условий кредитной программы Фонда в отношении Украины. Плюс приведёт к отсрочке выплаты очередного транша МВФ, который ожидается в июле в размере $1,7 млрд.
Вряд ли Киев захочет рисковать этими деньгами, а также последующими займами из-за суммы в $75 млн. Вот почему я полагаю, что украинское правительство на очевидное обострение не пойдёт. В крайнем случае, до поступления очередного транша МВФ и хотя бы частичного решения вопроса о реструктуризации украинских долгов с остальными обладателями украинских облигаций внешнего займа.
«СП»: — Какой общий объём задолженности Киева перед ними?
— Речь идёт о $15 млрд, из которых только $3 млрд — российские деньги. Главным держателем украинских займов, как известно, выступает инвестиционный фонд Franklin Templeton, который традиционно связывают с финансовой корпорацией Ротшильдов. Если российский купон не будет обналичен, это будет означать наступление технического дефолта. А поскольку решений международных судов о взаимозачёте или компенсации в случае неоплаты купона нет, то этот шаг Киева будет рассматриваться, как выходящий за рамки правого поля. Это окончательно перекроет Украине тот небольшой доступ к частным финансовым рынкам, который пока ещё есть у страны.
«СП»: — Проблема в том, что МВФ, который контролируют США, а финансирует в той или иной степени весь мир (включая Россию) потворствует финансовой безответственности нынешних украинских властей. В частности, делая заявления, что Фонд продолжит финансировать Украину, даже если её правительство полностью откажется платить по долгам.
— Я не думаю, что МВФ будет финансировать Украину при любых условиях. Что бы ни говорили, решения в Фонде не принимаются единолично. Его участниками выступают не только государства, но и частные финансовые структуры. Для которых в любом случае есть некий «Рубикон», перейдя который украинские власти сделают невозможным дальнейшее сотрудничество с этой организацией. Потому что правительства стран-участниц этой международной финансовой структуры не смогут объяснить своим гражданам, почему они должны спасать страну, которая не способна эффективно распоряжаться своими ресурсами, не проводит реформ и где процветает коррупция.
На мой взгляд, Украина уже приблизилась к такому «Рубикону». Не зря МВФ зимой этого года уже менял кредитную программу этой страны. А условия новой отнюдь не стали лучше для Украины.
«СП»: — К чему приведет технический дефолт?
— Это будет означать удар по экономике, дальнейшее ухудшение жизни граждан. Наверняка, это спровоцирует новый обвал национальной валюты ещё на 50%. Я уже не говорю про нарастание негативных тенденций на рынке труда, про рост цен, падение доходов. В конечном итоге это может обернуться политическим и экономическим кризисом.
«СП»: — Стоит ли обращать внимание на вызывающую риторику г-на Порошенко, который назвал российский заём «взяткой» прежнему режиму? Свидетельствует ли это о том, что Киев готов идти до конца и объявить дефолт, рассчитывая, что США и их союзники, уже вложившие миллиарды долларов в антироссийский майданный проект, готовы взять на себя бремя его дальнейшего финансирования?
— Порошенко просто пытается шантажировать самых разных кредиторов. Одним из подобных демаршей стало решение парламента, который предоставил правительству возможность не платить по кредитам. Кстати, в последнее время в СМИ проходила информация о том, что за фондом Franklin Templeton стоит семья Януковича, которая через эту структуру скупала долги Украины. Идёт информационное давление на держателей этих кредитов. Порошенко не мог к нему не присоединиться в присущем ему антироссийском ключе.
«СП»: — Какова цель этой кампании?
— Чтобы кредиторы пошли на уступки и простили Украине часть долгов, или хотя бы уменьшили проценты по ним, отсрочив время выплат. Сценарий того, что основная часть кредиторов согласится на списание части украинского долга, весьма вероятен (на уровне 60−70%).
«СП»: — Это поможет Киеву в перспективе выбраться из «кредитной ямы»?
— В своём нынешнем состоянии Украина напоминает мне наркомана, который постоянно увеличивает «дозу» внешних кредитов. Пытаясь отсрочить очередную неизбежную финансовую «ломку». Причем ни одна из уже полученных «доз» до сих пор не использовалась правительством Украины для проведения необходимых реформ в части «детенивизации» и «деолигархизации» экономики. Напомню, в «тени» в украинской экономики находится до 60% ВВП (это примерно $70 млрд). Казалось бы, здесь и надо черпать недостающие ресурсы.
Сегодня за один доллар украинских евроболигаций платят около 50 центов. То есть, их цена, с момента выпуска упала в два раза. Поэтому чтобы спасти оставшиеся деньги, кредиторы могут пойти на 40% урезание долга. Дефолт Украины, на самом деле, невыгоден никому — и кредиторам в первую очередь.
Телодвижения современных украинских политиков достаточно трудно прогнозировать, отмечает директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин.
— Потому что стоит киевским властям совершить какую-то глупость, как они тут же «обновляют антирекорд», как бы говоря миру: «ребята, а вот теперь мы вам покажем, что такое настоящая глупость». Понятно, что правящей команде очень не хочется отдавать деньги. Потому что в бюджете их практически не осталось. Это не только политический вопрос (лишняя возможность «щёлкнуть Москву по носу»). Просто в данном случае есть «веский» повод, почему их можно не отдавать — дескать, эти деньги достанутся «агрессору».
Для Киева проблема состоит в том, что российский кредит оформлен через легитимные финансовые инструменты. То есть, отказ платить по российскому долгу будет означать его отказ пользоваться ими в дальнейшем. За такое «по головке не погладят», и г-жа Яресько это отлично понимает. Никакой выгоды кроме вреда, показав России «комбинацию из трёх пальцев», украинские власти не получат.
«СП»: — В Киеве уверяют, что и полный дефолт (не говоря уже о техническом) почти никак не скажется на жизни рядовых граждан.
— Дьявол, как известно, кроется в деталях. Когда технический дефолт связан с деньгами, которые предоставил МВФ, или заём выпущен в виде еврооблигаций, это, проводя параллели с УК, не просто «хулиганство», а «хулиганство с отягчающими обстоятельствами». Не отдавать долг по евробондам России это как раз последнее. По уму, Киев должен погасить эту задолженность.
«СП»: — «По понятиям» майданных «элит», возвращать долг «агрессору» не есть правильно.
— Разумеется. Сейчас мы наблюдаем игру в «пинг-понг», когда украинские госдеятели пытаются уйти от ответственности. Порошенко сказал, что считает российский кредит «взяткой», но при этом выразил уверенность, что Украина должна ответственно относиться к этому вопросу. И тут же переложил ответственность на министра финансов — пусть она и отдаёт. А я не собираюсь выкидывать белый флаг перед «агрессором». Так что, все эти заявления — не более чем внутриполитические игры.
Впрочем, это ещё не означает, что деньги отдадут.
«СП»: — Почему Москва не требует возврата долга в полном объеме, тем более что это позволяют условия соглашения? С чем связан тот преференциальный финансовый режим, который наши власти предоставили враждебно настроенным по отношению к РФ украинским властям?
— Если бы российское руководство действовало бы последовательно, то оно ещё в марте потребовало бы вернуть долг. И тем самым обвалило бы финансовую систему «незалежной». Поскольку уже тогда наступил «ковенант» (условие) соглашения (внешний госдолг превысил планку в 60% ВВП), по которому заём Украины перед Россией погашается досрочно и в полном объёме.
«СП»: — Почему наши власти не пошли на это?
— Потому что есть ряд причин, прежде всего, экономического характера. Во-первых, обвал украинской экономики не очень выгоден России. Прежде всего, это связано с социальными проблемами. На территории нашей страны и так уже находятся миллионы беженцев из Украины. Если рухнет украинская экономика, их станет на порядок больше — в Польшу или в Румынию их в массовом количестве никто не пустит.
«СП»: — Но мы могли бы аналогичным образом закрыть границу, спровоцировав социальный Майдан, который сметёт недоговороспособный режим, который к тому же отказывается платить по долгам.
— Но надо учитывать фактор русскоязычных граждан, наших соотечественников, ведь мы не можем поступить с ними по образцу Варшавы или Бухареста. Понятно, что они будут рваться в Россию и в Белоруссию. Остановить этот поток будет невозможно.
Пункт номер два — тот же МВФ совершенно сознательно подталкивает Украину к дефолту. Выражаясь, по-простому, чтобы «раздербанить» её имущество. Правительство Яценюка уже запланировало и объявило грядущую массовую приватизацию. Правда, в условиях дефолта никакой приватизации, как таковой, не будет. А будет раздача всех более-менее ликвидных активов за долги. Например, раньше за Одесский припортовый завод могли выручить миллиард долларов. Однако после объявления дефолта, может так статься, что украинское правительство за «жемчужину химпрома», вообще, ни копейки не получит.
Что касается России, то у неё ограничены возможности принимать участие в «прихватизации» украинского госимущества. Поскольку украинское законодательство ограничивает возможное участие субъектов хозяйствования РФ в процессе приватизации на Украине. Это чисто политическое решение.
«СП»: — А при чём здесь политика? Если международные судебные инстанции признают наличие долга Украины перед Россией, мы имеем право претендовать на отчуждение части её имущества в нашу пользу в качестве компенсации за непогашенный заём.
— В принципе, такая возможность есть. Но наши «доброхоты», представляющие международную Фемиду, постараются всячески её ограничить. К тому же, следует помнить, что не мы выступаем в качестве основного держателя украинского госдолга — американцы из Franklin Templeton всё равно получат больше.
«СП»: — Как вы оцениваете степень ликвидности украинских активов? По мнению некоторых комментаторов, они потребуют гораздо больше вложений, чем могут принести прибыли. Или это просто форма окончательной колонизации страны?
— По моему, организаторов Майдана из США и ЕС уже давно не интересует, как Украина будет жить дальше. У России есть стратегический интерес, который состоит в том, чтобы получить доступ к некоторым производствам. Тем, которые работают в связке с российскими производителями. Прежде всего, речь идёт об оборонке, в тех сегментах, где ещё не построены полностью замещающие мощности. Это харьковские заводы, николаевский «Зоря-Машпроект», на котором изготавливались турбины для российских военных кораблей.
«СП»: — Понятно, коммерческие интересы на Украине у нас есть, но мы никогда не готовили почву для экспансии. Предоставляли скидки на газ, финансировали первый транш программы МВФ для Украины, хотя выступаем в этой структуре миноритарием, которому в случае дефолта заёмщика достанется несоизмеримо меньше по сравнению со вложенными средствами
— Это, конечно, весьма странная политика, недальновидность которой стала понятна на определенном этапе. Раньше наши элиты старались действовать политическими средствами. Дескать, покажем своим украинским коллегам, что им выгоднее сотрудничать с Россией. И лишь после того, как вместо «спасибо» мы получили под боком враждебный нам режим, Москва продемонстрировала некоторое отрезвление. Дескать, хватит миндальничать, надо поступать так же как американцы. Последние, используя финансовые рычаги, поставили Киев в такие условия, в которых он стал делать то, что нужно Западу.