Всех поздравляю: доигрались. Спустя всего полтора месяца после празднования 70-летия Великой Победы (и к очередной 74-й годовщине начала Великой Отечественной) имущество Российской Федерации — суверенной державы, члена Совета безопасности ООН, второй по ракетно-ядерному потенциалу в мире — банально арестовывается.
Начало в минувший вторник положено Бельгией — по иску бандитов и скупщиков краденного (моя качественная оценка) — «акционеров ЮКОСа». И каков же ответ суверенной державы? Пока всерьез — никакого. Лишь невнятные заявления Министерства юстиции, что, мол, решение «может быть оспорено».
Ответ, как у страуса, норовящего спрятать голову в песок. Мол, если я не вижу, если по моему первому ТВ-каналу это не показывают и об этом не рассказывают, то, вроде как, и опасности нет, вроде как, ничего не происходит и ничто не угрожает.
А если угрожает? Тогда что? Тогда не иначе, как все это — подлые происки Запада. И потому что? Ясно: теснее сплотимся вокруг родной власти, подразумевая, что именно она защищает и в очередной раз защитит нас от этих самых происков. Это, если можно так выразиться, стандартная и усердно пропагандируемая версия. А что на самом деле?
В недавнем интервью в «Литературной газете» мне был задан вопрос: не пора ли, наконец, к юбилею — 20-летию «кредитно-залоговых аукционов» — ренационализировать все то, что было тогда бессовестно отобрано у страны и народа? Что на это ответить?
Если жить без памяти и какого-то системного миропонимания, то варианта ответа два.
Первый: да как же это можно? Ведь права собственности — нерушимы и святы. И у нынешних «добросовестных» владельцев (а собственность, как минимум, на бумаге, с тех пор многократно поменяла своих хозяев) категорически нельзя ничего отнимать. Тем более, что и срок исковой давности у нас предусмотрительно установлен… три года, значит, все — проехали… Да и «эффективность» экономики, если все время у кого-то что-то отнимать, точно не вырастет, а лишь упадет… Знакомы эти все аргументы?
Второй вариант: разумеется, все вернуть народу — и с тем начать жить по-новому, справедливо.
И за какой же из двух вариантов ответа я?
А я полагаю, что не за ту ниточку тянем, не с этого надо начинать.
А с чего?
С четкого прояснения, как минимум, для себя, что же это было?
Если заблуждения, ошибки, недоработки, нечеткость законодательства и его пробелы, если это было «несправедливо, но законно» — то какой разговор? Вроде как, мы тогда еще только «учились» демократии и рыночной экономике. И никто не виноват. И никаких претензий к тем, кто, что называется, «кто смел, тот и съел», а также к их пособникам. И никаких уроков и прививок на будущее.
И разговор совсем другой, если четко и однозначно признать и закрепить это юридически, что все залогово-кредитные аукционы — сделки притворные и ничтожные, осуществленные организованной преступной группировкой при власти по предварительному сговору, и никакого срока давности по преступлениям против государства подобного масштаба быть не может.
Почему это важно, почему начинать надо именно с этого? Да потому, что, в противном случае, даже если и просто добиться возврата украденного истинному законному владельцу — народу и государству, то сколько раз будете возвращать, столько раз у вас снова это все и отнимут. И всегда безнаказанно.
Если подобное не пресекать, то оно не останется в прошлом, но будет продолжаться. И яркий пример тому — происходящее сейчас, как раз к 20-летию кредитно-залоговых аукционов.
А именно: Россию, как виновную (не власть, а всех нас) «поставили на счётчик». А теперь еще и начали арестовывать имущество. И все в связи с тем, что на один и тот же этот самый «ЮКОС» нас грабят уже… дважды.
Первый раз — два десятка лет назад, когда правительство заложило его за кредит, выданный нам… нашими же деньгами, положенными правительством ранее в банки. Эта чисто криминальная история сейчас никоим образом не напоминается, как будто и не было ее. Как будто Ходорковский с компанией сами из ничего создали ЮКОС, сами разведали, сами бурили, сами создавали всю инфраструктуру. Или даже хотя бы как будто честно заработали ранее деньги на чем-то другом, а затем это все (ЮКОС) у государства купили. Но ведь нет — в преступном сговоре с властью просто забрали совсем ни за что.
Второй раз — теперь, когда, в нарушение Конституции, власть согласилась на внешний третейский суд по внутреннему российскому спору с акционерами ЮКОСа (по темным делишкам нашей власти со всякими явно подставными «байкалфинансгрппами» — вместо надлежащего внятного публичного расторжения притворных сделок), да еще и по не ратифицированному парламентом договору к Энергетической хартии. Суд, как известно, с треском проигран. И не «Роснефть» (в которую вошли активы «ЮКОСа»), а мы — Россия — должны бандитам и скупщикам краденного 50 млрд. долларов. И счётчик тикает (пени и штрафы более 2 млн. долл. в день) с 15 января.
Добавьте к этому еще почти 2 млрд. евро по решению Европейского суда по правам человека — это отдельная, с моей точки зрения, уже просто абсурдная история.
Самое удивительное, что по последним почти двум миллиардам евро какое-то внутреннее шевеление в наших властных коридорах происходит. В частности, есть даже обращение депутатов Думы в Конституционный суд. Но по основному «долгу» в 50 млрд. долларов, по которому, как раз, жизненно необходимо решение Конституционного суда о непризнании внешней юрисдикции по внутреннему вопросу и неподсудности России по нератифицированному Парламентом Договору к Европейской Энергетической хартии, ничего.
Получается, сдаемся? Будем, в нарушение своей же Конституции, эти 50 млрд. долларов выплачивать?
Но зачем властям эта явная игра в поддавки со скупщиками краденного? Казалось бы, все это давно должно было быть пресечено, а все, кто в нарушение Конституции подводил Россию по внутреннему спору под юрисдикцию внешнего суда, должны сидеть всерьез и надолго?
Никакого официального объяснения за все годы, сколько тянется это разбирательство, в том числе, за прошедший уже год (!) с момента проигрыша в Гаагском третейском арбитражном суде, так и нет.
Единственное логичное объяснение, которое могу предложить я: эта очередная масштабная сдача интересов России — «отмывка» перед дальнейшей приватизацией «Роснефти», в которую, как известно, вошли основные активы бывшего «ЮКОСа».
В колоссальный ущерб России подобной игрой в поддавки с бандитами и скупщиками краденного «Роснефть» очищена от претензий — все они перенесены на нас. В интересах глобального олигархата, включая, кстати, и «Бритиш Петролеум» — владельца 20% акций «Роснефти»…
Но что же теперь, когда, казалось бы, патриотический подъем такой, как никогда, и, соответственно, общество должно было бы почувствовать свою силу? Интересы России нам ведь важнее, чем сверхдоходы приближенных к власти своих новых олигархов и прибыли зарубежной «Бритиш Петролеум»?
Общество свою силу, вроде, чувствует. Но точнее сказать, наверное, пребывает в такой иллюзии — так как чувствует силу не самостоятельно, а лишь в поддержке родной власти. Той самой, что, как известно, «равноудалила» олигархов. Но как изящно «равноудалила»! Судите сами.
Не рядовой сотрудник аппарата, не начальник департамента и даже не просто министр, а целый Зампред нынешнего правительства Хлопонин — один из ближайших соратников «равноудаленных» Потанина и Прохорова, из команды «приватизаторов» в ходе этих самых «кредитно-залоговых аукционов» жемчужины нашего горного дела — «Норильского никеля».
Но, может быть, это — исключение из правила (после «равноудаления» олигархов), может быть, в дружной семье нашей власти, это, что называется, «не без урода», а в целом «семья» — хоть куда?
Опять не рядовой сотрудник и даже не просто министр, а еще один Зампред правительства Голодец. Та самая, что руководит уничтожением (извините, это моя субъективная качественная оценка, а формально — «развитием») всей нашей социальной сферы? Так и откуда она? Да выходец из того же потанинско-прохоровского гнезда.
Но и этого мало. Для больших дел нужна, что называется, «троица».
Пожалуйста: министр энергетики Новак — выходец с того же «Норникеля», ставленник (моя субъективная качественная оценка) все тех же «равноудаленных» сил.
Вот так Потанина и Прохорова «равноудалили». И правильно: неужто им самим, великим, на всяких заседаниях сидеть, перед премьером и президентом отчитываться, да еще и на письма и запросы каких-то депутатов отвечать — для этого есть «помладше»…
И что в этих условиях? Будем не замечать, кто нами правит, а совершенно всерьез, отдельно от этого обсуждать, не вернуть ли награбленное народу? И мечтать, том числе, на открывающемся Питерском экономическом форуме, как двигаться вперед, как развиваться?