Всю минувшую неделю китайский фондовый рынок трясло. Открылось, что начавшееся еще в середине июня снижение индекса Shanghai composite — это не коррекция, а полномасштабный обвал. С отметки в 5166 показатель рухнул до 3684 на момент окончания торгов 3 июля. А это падение на 28%! И объяснить его необходимо.
Споры о причинах и последствиях китайского обвала уже развернулись. Звучат привычные слова о структурных диспропорциях, перегреве рынка и пузыре на рынке недвижимости, а также переборе в игре спекулянтов и оттоке капиталов из-за проблем в Европе. Называют даже страшное слово «Греция». Тревога нарастает, и разобраться в природе биржевой паники в Поднебесной необходимо. И первый вывод, состоит в том, что без проблем в реальной экономике страны на бирже не случился бы шторм такой силы. Каковы же истоки китайского рыночного кризиса?
Еще в 2012 наш институт обнародовал аналитический доклад «Противоречия экономики Китая: падение как окончание „чуда“». Подготовкой его руководил автор статьи. «Замедление китайской экономики не является переходом к „естественным темпам роста“. Страну ожидают производственный спад и политические потрясения. В КНР должна смениться экономическая модель, без чего дальнейшее развитие невозможно», — гласил первый наш вывод. Подчеркивалось, что Китай не смог стать новым локомотивом мировой экономики, а это значит — она потянет его вниз.
Бросив силы на поддержание роста, власти страны еще более раздули индустриальный и кредитный пузыри в экономике. Экстенсивный рост КНР поддержал мировое производство сырья и машин. Но он не создал из Поднебесной очага нового мирового подъема, а истощил её ресурсы. Китай не создал за 2010−2012 годы ни революционных отраслей, ни принципиально новых товаров. Сверх того, страна и теперь сохраняет зависимость от европейских и североамериканских потребителей. Снижение реальных доходов трудящихся в странах центра мирового капитализма затрудняло рост экономики Поднебесной от года к году все сильнее. При этом не стоит слепо доверять китайской статистике. Она всегда приукрашивала результаты экономики.
Основой экономического «чуда» Китая стало соединение жесткой репрессивной системы с огромным ресурсом дешевой рабочей силы. «Энергия мускулов» — главный ресурс КНР, который более не может обеспечить снижение себестоимости товаров. И ослабление евро, рубля и фунта в 2014 году стало неприятной новостью для производства в КНР. В докладе подчеркивалось, что мировой экономический кризис не закончен. Вызревает его вторая волна, в 2014 году ставшая фактом для ряда государств, включая такие важные, как Бразилия, Россия и ЮАР. А Китай рос и рос, словно бы не обращая на это внимания. Это грозило сделать его усилителем кризиса на планете, и ныне эта угроза начинает реализовываться. Обвал на фондовом рынке Поднебесной, это первый сигнал. Самые серьезные последствия будут состоять в обвале мировых цен на сырье, и что важно — нефти, которая держится в коридоре 55−65 долларов. И все это прогнозировалось заранее, до того как россиянам было объявлено, что нас должна спасти экономика КНР.
Бороться с кризисом России предстоит самой. Но Китай грозит перестать быть частичной опорой, поскольку от замедления к спаду его экономика должна будет перейти. А диспропорции в КНР были давно.
Китаю не хватает собственных сырьевых ресурсов, а потребление раздуто искусственно. Власти Поднебесной сумели в 2010—2011 годах разогнать рост экономики, не изменяя её модели. В результате было достигнуто перепроизводство жилья, а дорожное строительство и продажи автомобилей опираются на кредитование, а не на доходы населения. Их номинальный рост маскировал инфляцию. В 2012—2014 годах последовало замедление роста экономики Поднебесной, а теперь и вовсе пахнет серьезными неприятностями.
Растущий вывоз капитала из Поднебесной последние четыре года указывает на сужение возможностей китайского рынка. Аналогичным образом оценивали положение иностранные инвесторы. После падения в 2008—2009 годах, на фондовом рынке Китая не произошло восстановления. С 2011 года шло медленное снижение, пока во второй половине 2014 года не начался странный бурный рост. И теперь, когда он вылился в обвал, видно, что еще больше иностранных компаний хотят покинуть Китай или сократить свое присутствие в его экономике.
Анализируя ситуацию мы предполагали, что еще в 2013—2014 годах мог произойти выход ситуация в КНР из-под контроля властей. Обострение кризиса в Китае неминуемо, что станет фактором перехода мировой экономики к зрелому этапу второй волны кризиса. Вопрос лишь в том, последует ли оно за обрушением шанхайского индекса, или вскоре мы увидим его стабилизацию, а власти КНР удержат ситуацию под контролем еще некоторое время. Но, то что «китайское чудо» это опора России стоит перестать думать, внимательно изучая дела в Поднебесной.
Лето 2015 года еще не дошло до середины. Однако вторая его половина и осень могут пройти под знаком Китая. События в экономике этой страны будут влиять на очень многое в мире, и влияние это нетрудно спрогнозировать. Сокращение промышленного производства в КНР ударит по ценам на сырьевых рынках, просадка торговли сильно заденет океанских партнеров КНР, включая Австралию и Новую Зеландию. Пострадает Средняя Азия. Пострадает европейский рынок и рынки обеих Америк. Естественно, пострадают и наши экспортеры.
Однако пока рано делать заключения. Вскоре мы можем услышать успокоительные речи китайских чиновников и увидеть нормализацию торговли на фондовом рынке КНР. Самые серьезные последствия могут последовать осенью. Поднебесная дозревает. Она будет в рецессии.