Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Шелковый путь» Украины

«Незалежная» предлагает Китаю пустить товары в Европу в обход России

18058

Украина намерена включиться в проект «Новый Шелковый путь», чтобы поток грузов из Китая в Европу шел через ее территорию. Об этом заявил глава Одесской области Михаил Саакашвили в интервью украинскому «5 каналу».

По мнению экс-президента Грузии, торговые потоки «Нового Шелкового пути» следует направить через Ильичевский морской порт в Одесской области, поскольку это существенно сократит сроки транспортировки.

«Реально логистика занимает 30 дней через Россию, через Ильичевск занимает максимум 9 дней. Большие потоки надо привести, и это возможно. Построить дорогу на Рени, то есть на Евросоюз, затем построить через Днестровский лиман большой мост, чтобы никто никогда не оторвал Бессарабию. Мы уже работаем», — заверил Саакашвили.

С одной стороны, Михаил Саакашвили известен своим прожектерством. Однако имеется ряд моментов, которые заставляют относиться к его словам серьезнее, чем просто к популистской политической болтовне.

Проект Шелкового пути в китайской версии имеет три варианта маршрута. И сейчас КНР реализует первый, базовый вариант, — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию до Стамбула. Причем, на пути реализации этого варианта Китай продвинулся весьма основательно.

Как мы уже сообщали, 3 августа в Баку состоялась церемония встречи контейнерного поезда Nomadexpress сообщением Шихэцзы (КНР) — Достык (Казахстан) — Актау — Аляты (Азербайджан). Тестовый поезд отбыл из Китая 28 июля, прошел 3500 километров через Казахстан и Каспийское море за пять суток, и прибыл на станцию Кишлы в окрестностях Баку. Заметим — в обход территории РФ.

Читайте по теме

Два других маршрута Шелкового пути находятся лишь на стадии обсуждения. Второй вариант проходит через Иран, и только третий — по территории РФ через Казань до Москвы и Санкт-Петербурга. В теории, третий вариант Китаю наиболее выгоден, поскольку Казахстан, Россия и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз, и китайским товарам придется преодолевать всего две таможни. Вдобавок этот маршрут короче, чем все остальные. Но Россия долго колебалась, участвовать ли ей в проекте. В итоге, Москва дала согласие — подписала с Пекином декларацию о взаимопонимании — только 8 мая 2015 года, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву на парад Победы. И время было во многом упущено.

И вот теперь в «Новый Шелковый путь» пытается вклиниться Украина. По сути, Саакашвили предлагает китайцам слегка изменить первый — базовый — вариант. Китайские товары в этом случае тоже будут идти черед Казахстан, потом морем до Азербайджана, потом транзитом через Грузию, грузится в Поти на корабли и уже Черным морем отправляться в Европу. Но не вдоль турецкого побережья в Стамбул, как предполагает базовый вариант, а до украинского Николаевска, и оттуда — к румынской границе.

Китай этот вариант не считает чем-то безумным. Как заявил посол КНР на Украине Чжан Сиюнь на встрече с министром инфраструктуры «незалежной» Андреем Пивоварским, «в рамках „Нового Шелкового пути“ существует потенциальная готовность китайских банков инвестировать в инфраструктурные объекты Украины», и предложил украинской стороне подготовить презентации инвестиционных проектов для представителей бизнеса Китая.

Для России это — неприятные сигналы. Если наша страна окажется на обочине Шелкового пути, вся торговля между Китаем и Западной Европой пойдет в обход РФ. Сейчас объем этой торговли составляет 560 млрд. долларов в год, но при реализации проекта может увеличиться вдвое. Словом, для России игра стоит свеч. Для Украины — тоже.

Что стоит за словами Саакашвили, удастся ли России реализовать в отношениях с КНР свое конкурентное преимущество — огромное транзитное пространство?

— Китай пока нигде не опубликовал официальных данных, где должен проходить Новый Шелковый путь, — отмечает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Есть несколько вариантов маршрута, которые периодически всплывают в китайской прессе. На деле, видимо, Пекин рассчитывает, что Шелковый путь будет включать множество маршрутов. Он мультиплицирует пути и смотрит, какой из них наиболее выгоден.

Именно поэтому Китай одновременно обсуждает и Шелковый путь через Россию — с российской стороной, и вариант через территорию Казахстана и Узбекистана — с элитами Центральной Азии, и активно пытается выйти на договоренности по варианту маршрута по Северной Индии.

На мой взгляд, китайцы сегодня воспроизводят концепцию «классического» Великого Шелкового пути, где единой дороги не существовало, и для торговли использовались самые разные караванные пути.

Читайте по теме

В рамках этой концепции Китай делает и попытку зайти в ЕС через Украину.

«СП»: — Разве Пекину не более выгодно иметь дело с коротким и простым маршрутом через Казахстан-Россию-Белоруссию?

— Проблема в том, что Россия заняла довольно жесткую позицию в отношении китайского проекта. Москва не сказала, что присоединяется к китайской концепции «Нового Шелкового пути». Россия заявила лишь, что российские интеграционные проекты — прежде всего, Евразийский экономический союз, — могут сопрягаться с Шелковым путем. Другими словами, мы дали китайцам понять, что у нас имеются собственные интересы, и мы не собираемся отказываться от них ради сотрудничества с Пекином.

Не думаю, что такая позиция Китаю понравилась. Китайцы не любят самостоятельности у партнеров. Тем более, другие страны — практически все государства Центральной Азии — оказались менее упрямыми, и вошли в концепцию «Шелкового пути». Плюс к тому, РФ заняла еще и принципиальную позицию с ценой на газ для Китая. Все это если не ухудшило, то осложнило отношения между Россией и Китаем.

«СП»: — Как в этой ситуации сыграет украинский фактор — предложение Саакашвили?

— Надо понимать: Китай неоднократно пытался «зайти» на Украину при режиме Виктора Януковича, но не слишком успешно. А сейчас Пекин смотрит на Киев, как на очень важный стратегический объект.

Прежде всего, Украина действительно чрезвычайно удобна для организации транзитных перевозок. Одессе в этой схеме отводится ключевая роль, поскольку этот город — узел как морских, так и наземных транспортных коммуникаций. Сейчас, зная авантюрный характер Михаила Саакашвили, Китай чрезвычайно заинтересован в форсировании переговоров с украинской стороной.

Кроме того, «незалежная» сегодня занимает двойственную геополитическую позицию. С одной стороны, она не является членом НАТО и не входит в Евросоюз, с другой — безусловно, не является сателлитом России. Из-за этого Киев настойчиво ищет новых партнеров, а Пекин всегда использует подобные ситуации, чтобы удачно «зайти» на территорию.

Китай уже пообещал Украине, по разным оценкам, около 20 млрд долларов инвестиций — в сельское хозяйство, строительство портов и дорог. Да, едва ли Пекин в ближайшее время будет серьезно вкладываться в украинскую экономику, но традиционная тактика китайцев — обещать много, а давать значительно меньше — очень часто срабатывает. Вот и Киев начинает плясать под дудку новых партнеров, завороженный цифрами.

«СП»: — Можно ли сказать, что игра Китая торпедирует интересы России?

— Не торпедирует. Эта игра просто усиливает китайскую позицию в переговорах с Москвой: Пекин демонстрирует, что может обойти Россию. Но есть важный момент. Учитывая нестабильность на Украине, Китай едва ли будет делать крупную ставку на предложение Саакашвили. Кроме того, решение губернатора Одесской области — это еще не решение украинского кабмина. Наконец, Пекин не может не понимать: обойти Россию — значит, потерять немалый российский рынок, а Поднебесной это совершенно не нужно.

Скорее всего, Китай какое-то время поиграет на российско-украинском конфликте, и ограничит сотрудничество с Киевом выгодными для себя инвестициями. А потом — вернется к обсуждению с Россией маршрута Шелкового пути Казань-Москва-Петербург…

 — Китай активно выстраивает отношения с нынешней Украиной, и было бы наивно думать, что этому могут помешать наши особые отношения с Пекином, — считает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Не следует забывать, что Россия занимает лишь девятое место по товарообороту в списке зарубежных торговых партнеров Поднебесной. А по ряду направлений Пекин и вовсе находится в конкурентных отношениях с Москвой — например, в сфере строительства АЭС.

«Новый Шелковый путь», который является политическим козырем нового китайского руководителя Си Цзиньпина — это очень крупный проект. Далеко не факт, что его удастся реализовать в полном объеме, особенно если учесть трудности, с которыми сталкивается сегодня китайская экономика. Но в любом случае, при реализации китайцы будут исходить исключительно из соображений экономической целесообразности.

Если Китай будет интересовать Ильичевский морской порт — ему будет совершенно безразлично, кто является губернатором Одесской области: Михаил Саакашвили или условный Сидор Сидоренко.

Читайте по теме

Словом, не приходится рассчитывать, что Россия будет «особым партнером» Поднебесной, и негативное отношение россиян к Саакашвили будет как-то учитываться при решении экономических вопросов.

«СП»: — Предложение Саакашвили может быть принято Пекином?

— Думаю, это предложение не вписывается в китайский проект. И дело не в личности экс-президента Грузии, к которому россияне испытывают предубеждение.

Просто у китайского руководства уже имеется на руках «дорожная карта» проекта «Шелкового пути», и Ильичевского порта на этой карте нет. С другой стороны, стремление Украины поучаствовать в «Новом Шелковом пути» — это как раз та ситуация, про которую уместно сказать: никогда не говори «никогда»…

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня