За что Джо Байден пообещал Киеву миллиард долларов
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в своем обращении к согражданам 8 ноября заявил, что стране удалось полностью избавиться от газовой зависимости от России.
«Мы избавились от газовых олигархов и полной зависимости от РФ в поставках газа», — заявил Яценюк. Это заявление было сделано после того, как министр энергетики Украины Владимир Демчишин 6 ноября рапортовал, что Киев полностью готов к прохождению зимнего периода.
По словам Демчишина, в подземных газохранилищах к началу октября накоплено более 17 миллиардов кубометров газа. Это на миллиард больше, чем в аналогичный период прошлого года. Но даже тогда «незалежной» удалось сравнительно без проблем пережить зиму, которая оказалась теплой. По словам Демчишина, Украина готова к «форс-мажорным случаям в поставке газа из Российской Федерации».
Напомним, что в октябре Украина возобновила покупку энергоносителей у «Газпрома». Это было сделано после того, как Россия, Украина и Европейская комиссия подписали соглашение по так называемому зимнему газовому пакету. По договору, цена газа для Киева составила 248−252 доллара за тысячу кубометров, кроме того, правительство Российской Федерации предоставило «незалежной» скидку в размере 20 долларов за тысячу кубов.
При этом оговоренные контрактом два миллиарда кубометров сырья «Нафтогаз» закупил за кредитные 500 миллионов долларов, предоставленных Еврокомиссией. Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития выделил Киеву кредит в 300 миллионов долларов на закупку миллиарда кубометров газа на западной границе страны, то есть у европейских поставщиков по реверсу.
По данным «Укртрансгаза», за 10 месяцев 2015 года Украина импортировала 14,8 миллиарда кубометров газа. Из них на Россию пришлось только 39% от общего объема, а на Европу — 61%. Однако при этом в октябре, когда «Нафтогаз» возобновил закупки у «Газпрома», импорт газа из РФ составил 1,99 млрд куб. м или более 80%, а из Европы — только 0,44 млрд куб. м. Украинские власти ставят себе в заслугу то, что еще в 2013 году доля «Газпрома» в поставках в Украину достигала 92%, тогда как на поставки из Европы приходилось лишь 8%.
Теперь же, как сказал Яценюк, страна якобы достигла независимости, что выражается в сокращении доли российского газа. Но в 2013 году Украина импортировала почти 28 миллиарда кубометров газа. Сокращение этого объема почти в два раза было достигнуто не столько за счет экономии, сколько из-за сокращения производства и остановки предприятий, а также потери контроля над частью территории.
За что Джо Байден пообещал Киеву миллиард долларов
Кроме того, эксперты указывают, что реверсный газ — это тот же российский газ, который европейские трейдеры просто перепродают по реверсу Украине. Причем далеко не всегда это дешевле для Киева, чем покупать газ у «Газпрома». Напротив, зачастую украинские власти действуют по принципу «назло бабушке отморожу уши» и импортируют газ дороже, лишь бы не у России.
Так, во втором квартале реверсный газ из Европы обошелся «Нафтогазу» на 11% дороже, чем газ из России. Вместо того, чтобы покупать сырье по 247 долларов за тысячу кубов у «Газпрома», Украина закупала его по 275 долларов у европейских компаний. Даже в третьем квартале, когда «незалежная» отказалась от российского газа, она закупала европейский газ по цене свыше 250 долларов. В итоге, за мнимую независимость Киеву приходится платить реальными деньгами. А ведь в случае холодной зимы, говорят эксперты, никакой реверс Украину не спасет и придется все равно обращаться к «Газпрому» за дополнительными объемами газа.
— Такие заявления Яценюка делаются исключительно для избирателей, чтобы показать, какие власти замечательные и как хорошо они работают, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Понятно, что определить происхождение газа сложно. Но если учесть, что «словацкий газ» — это газ, пришедший по трубопроводу из России в Словакию и по небольшому ответвлению в 400 метров закольцованный и пущенный обратно на территорию Украины, сомневаюсь, что этот газ можно назвать еще каким-то, кроме российского. Это вопрос риторики. По контракту этот газ продается через Словакию немецкими и другими европейскими трейдерами. Но по сути, от этого объемы поставок «Газпрома» не страдают — газ все равно идет в направлении Европейского союза, просто потом часть его возвращается на Украину.
Так что это вопрос названия, и с экономической точки зрения он не принципиален. А вот вопрос ценообразования очень существенный. Я считаю, что политика Арсения Яценюка и его кабинета в третьем квартале 2015 года была абсурдной. Они закупали реверсный газ, который был дороже российского почти на 30 долларов. В чем логика, чтобы избавиться от зависимости от российского газа, покупая значительно дороже тот же самый товар? Сейчас здравый смысл немного возобладал, и Киев начал закупать газ у России. В течение октября они выбрали два миллиарда кубометров газа, дальше все упирается в деньги и следующий транш.
«СП»: — Украинские власти говорят, что при необходимости могут вообще отказаться от покупки газа у России, так ли это?
— Это опять-таки политическое заявление, не имеющего никакого отношения как к экономической, так и к технической логике. Покупать нужно то, что дешевле. Если бы не было трубы в направлении и Словакии по территории Украины, откуда возник бы реверс? Это все чистое словоблудие — если бы, да кабы. Направления газа остаются прежними. Возникает вопрос исключительно его юрисдикции, договорных отношений и стоимости. Но без «Газпрома» на территории Евросоюза, Украине неоткуда было бы взять газ.
Да, с точки зрения договорной схемы Украина может отказаться от российского газа — покупать его не у «Газпрома», а у европейских компаний по завышенной цене. В этом случае «Газпром» просто больше газа будет поставлять европейцам, и дальше он будет идти на Украину. Сегодня покупать газ напрямую у России выгоднее, чем делать это через посредников.
«СП»: — Это одна из причин, по которой Украина протестует против альтернативных транзитных путей газа в Европу?
— Они против обходного газопровода, потому что тогда газ будет идти на территорию Украины по очень сложному маршруту. Сейчас сырье приходит на словацкую территорию и почти сразу идет на Украину. Это значит, что транспортное плечо не такое большое и наценка низкая. А если говорить о «Северном потоке-2», газ сначала будет идти в Германию, потом в Чехию, потом в Словакию и так далее. Это более длинный маршрут, что автоматически сделает газ более дорогим.
Я не верю, что мы полностью перекроем транзит через Украину. Это было бы нелогично с нашей стороны. Им не выгодно полностью отказываться от поставок из России, нам невыгодно полностью отказываться от транзита через Украину. Возможно, это приведет к тому, что стороны перестанут делать политические заявления, а займутся реальной работой.
«СП»: — Киев также заявил, что готов к прохождению зимы без дополнительных закупок российского газа. То соответствует действительности?
— Киев рассчитывает на ситуацию теплой зимы, которая была в прошлом году. Объемы на начало отопительного сезона были даже немного меньше, чем сейчас. И Украина с помощью небольших закупок российского газа, без которого никак, реверса, собственной добычи и запасов в ПГХ прошла зимний период.
Если ситуация изменится, и зима будет более холодной, Украине придется докупать большие объемы. Рассчитывать на реверс в таких условиях не приходится, потому что газ, который будет идти в направлении Европы, будет расходоваться. В экстремальном варианте холодной зимы Киеву придется докупить еще 3−4 миллиарда кубов у «Газпрома».
«СП»: — А есть ли у Украины альтернативы российскому газу? Например, много говорилось о терминале сжиженного газа…
— Терминал сжиженного газа, во-первых, дороже, во-вторых, турки не хотят пропускать через Босфор танкеры со сжиженным газом. Так что этот вариант отпадает. Вариант для Украины может быть только один — в большей степени инвестировать в программу повышения эффективности потребления газа. К сожалению, с инвестициями на Украине туговато, поэтому единственный механизм, который есть у киевских властей — это повышение тарифов.
Видно, что после того, как они в несколько раз повысили тарифы, население стало меньше потреблять газа и электричества. Вот такой нехитрый способ. Если поднять тарифы еще больше, население станет потреблять еще меньше, и, в конечном итоге, пойдет по дрова. Это стопроцентный эффективный механизм борьбы с российским газом. Но является ли он экономически оправданным — большой вопрос.
Независимый украинский эксперт Валентин Землянский также не уверен в том, что газовая независимость от России выгодна для украинской экономики.
— На Украине действует постановление Кабинета министров, согласно которому из одного источника можно импортировать не более 50% от общего объема газа. По словам Демчишина, Украина в текущем году закупала 70% газа по реверсу, и 30 — непосредственно у России. Но мы понимаем, что это некоторая манипуляция. В октябре и в зимний период эта пропорция может несколько выровняться.
К тому же, есть еще вопрос транзита газа через территорию Украины, в котором зависимость от России полная. Именно поэтому Арсений Яценюк и правительство начинают очень нервничать, когда «Газпром» говорит о каких-то проектах трубопровода в обход Украины. Это потеря как минимум двух миллиардов долларов в год от транзита.
В моем понимании, это заявление не имеет никакого отношения к экономике и носит чисто политический характер. Мне, как покупателю, интересно покупать там, где дешевле. Если предложение России более стабильное, подходящее по цене и объему, логично покупать газ у нее. Если газа по реверсу из Европы не хватает, опять-таки, нужно покупать газ у России. Но в экономику вмешивается политика и напряженные отношения между сторонами.
Почему драка в Верховной Раде возымела геополитические последствия?
Литва, например, тоже постоянно заявляет о своей газовой независимости от России, но при этом, если посчитать, то около 85% поставок в нынешнем году от «Газпрома». В этих вопросах должна превалировать экономика — цена и качество, у нас же все определяет политика.
«СП»: — Сможет ли Украина пережить зиму без дополнительных закупок газа у России?
— Это будет зависеть от того, какой будет зима. Если температурный режим будет умеренным, как в прошлом году, можно будет обойтись практически без дополнительных закупок. Если же среднесуточная температура продержится на уровне минус пять и ниже дольше недели, придется существенно увеличить объемы отбора из ПГХ. Важно понимать, что в холодное время года потребление Украины может колебаться от 220 до 300 миллионов кубов в сутки. Соответственно, при умеренной зиме накопленных объемов, собственной добычи и реверса должно хватить, при холодной — придется докупать дополнительные объемы у России.