Зачем украинский президент пошел по стопам Хрущева?
Сумма задолженности «Нафтогаза Украины» за поставки на Юго-Восток Украины выросла до 718,5 миллиона долларов, сообщил 30 июня глава «Газпрома» Алексей Миллер.
«У нас есть только один контракт на поставку газа на Украину, контракт 2009 года, подписанный руководством „Нафтогаз Украина“, где определены точки входа подачи газа на Украину, в том числе точки входа на Юго-Востоке Украины. Никаких других документов по изменению пунктов входов на Украину газа не подписано, у нас таких документов нет. Поставка газа на Юго-Восток ведется по тому же самому контракту, как и во все другие регионы Украины», — отметил Миллер.
Он подчеркнул, что в настоящее время этот счет в Стокгольмском арбитраже не предъявлен.
В конце прошлого месяца долг «Нафтогаза Украины» за поставки газа на территорию донбасских республик составлял 600 миллионов долларов.
Известно, что Киев со скрипом платит даже за тот газ, который поставляется на ту территорию Украины, которую он формально контролирует. Какова же судьба задолженности за голубое топливо, поставляемое в ДНР и ЛНР?
Зачем украинский президент пошел по стопам Хрущева?
— Ситуация неоднозначная, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — С одной стороны, Украина как бы экономически отвергла этот регион. И не считает нужным оплачивать газ, который идёт на нужды формально её же граждан. «Газпром» в свою очередь предъявляет «Нафтогазу Украины» два счёта: один за то, что идёт в ЛНР и ДНР, другой — за газ для остальной части Украины. И хотя «Газпром» ведёт счёт этому долгу, вряд ли там кто-то надеется, что Киев когда-то заплатит по этим счетам. Не случайно Миллер заявил, что в Стокгольмский арбитраж по этому вопросу они не обращались.
«СП»: — Получается, что Россия, признавая ЛНР и ДНР частью Украины, тем не менее, снабжает их газом за свой счёт?
— Да, имеет место такой юридический казус. «Газпром» поставляет в Донбасс газ без заявки «Нафтогаза». Это даёт украинской стороне аргумент не платить за эти поставки. В том же Стокгольмском арбитраже первым делом спросят у представителей украинской стороны: «Вы делали заявку на поставки газа в эти регионы?». Те ответят: «Нет». И тут же возникнет вопрос к «Газпрому», почему он требует заплатить за тот газ, который Украина у него не заказывала.
Я думаю, российская сторона попытается частично компенсировать эти затраты, требуя с Украины в Стокгольме пени за то, что она недобирает объёмы газа, предусмотренные ранее заключённым контрактом. Вот как раз по этому вопросу «Газпром» собирается судиться, и тут у него высокие шансы получить своё.
«СП»: — Может быть, учитывая, что Украина не признает этого долга, «Газпрому» имеет смысл напрямую договариваться с донбасскими республиками, вести какие-то взаимозачёты: уголь в обмен на газ, например.
— В «Газпроме» понимают, что поставки газа в Донбасс, по сути, гуманитарная акция. В ДНР и ЛНР, даже если бы они были способны платить, нам не к кому обратиться, поскольку юридически мы не признаём этих государственных образований. Я сомневаюсь, что существует какой-то негласный бартер. Просто «Газпрому», видимо, дано указание, что необходимо не допустить, чтобы люди в Луганске и Донецке мёрзли зимой, и чтобы у них было на чём готовить еду.
— Возможно, «Газпром» не выносит этот вопрос в Стокгольмский арбитраж, дожидаясь, чем закончится история с Минскими соглашениями, — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Кстати, «Газпром» уже предъявил «Нафтогазу» иски более чем на 30 миллиардов долларов. По разным причинам: недобор газа, оплата по ценам ниже, чем в контракте
Порошенко, озвучивая поправки в Конституцию, окончательно теряет чувство реальности
Хотя юридически, мне кажется, правда на стороне «Газпрома». Поскольку главный аргумент «Нафтогаза», что он не может собрать с потребителей в Донбассе деньги. Но он их точно так же не может собрать и с многих потребителей на остальной Украине. Что же, и за этот газ не платить?
«СП»: — А те 30 с лишним миллиардов, которые «Газпром» официально требует у «Нафтогаза», мы имеем шанс когда-то получить?
— Вот уже второй год в Стокгольме идут разбирательства, но решений по искам «Газпрома» пока нет. Только добавляются всё новые иски.