Консервация обреченности

Как в отсутствии рабочих мест выживает Алтайский край

  
6200
Развалины Алтайского тракторного завода
Развалины Алтайского тракторного завода (Фото: автора)

Данные о количестве вставших за последние четверть века предприятий приелись в массовом сознании. Особенно у далеких от реальной жизни обитателей столичных кафе, собирающих лайки в виртуальной реальности. Но к проблеме состояния нашей промышленности приходится возвращаться вновь и вновь. Ведь за каждой цифрой и каждым названием стоят судьбы наших сограждан, их надежды и их… чувство обреченности.

Город Рубцовск Алтайского края. Почти 150 тысяч жителей, что немало для региона. Бесконечные вывески магазинов и риск после дождя не заметить яму на дороге и сломать машину. Улицы буквально превращаются в полноводные реки. «Как в Венеции, думаем лодками запасаться», — шутят местные жители.

— Неужели власти не могут заасфальтировать тротуары и проезжую часть?

— Чтобы понять, в каком состоянии наш город, вам надо съездить на Алтайский тракторный завод — АТЗ. Вернее, на место, где он раньше был, — говорят в один голос люди.

Едем.

Руины главной проходной. Заезжаем на территорию. Сплошь груды битого кирпича, остатки стен цехов. Ощущение, что предприятие целенаправленно бомбили с воздуха. «Да, похоже на Сталинград. Только тогда война была и был враг, а это свои сделали», — говорит бывшая рабочая, пожилая женщина Галина Жеглова.

С моста автострады завод похож на афинский Акрополь. Те же останки некогда могущественной и развитой цивилизации, сгинувшей тысячелетия назад. Сколько лет прошло с тех пор, как на АТЗ была жизнь, какой она была?

Читайте по теме

Бывший зам. директора, почетный гражданин Рубцовска Николай Шадрин рассказывает: «До развала Союза тут работало 23 тысячи человек, в год выпускалось 33 тысячи тракторов. За всё время работы, после того как предприятие было эвакуировано из Харькова в 1942 году, построили свыше миллиона машин…» Бывший управленец не может сдержать слез. Наш главный редактор Сергей Шаргунов обнимает старика.

— У меня был выбор: работать учительницей или пойти на завод. Я не задумываясь, выбрала завод, — делится бывший контролер ОТК Людмила Навалихина. — В 1966 году я получила тут «путевку в жизнь», отдала родному предприятию 43 года. Завод был для нас одной семьей, общим домом. Каждый облагораживал свой цех, свой участок. Складывались рабочие династии.

— Работать мы любили, но умели и отдыхать. После смены обычно ходили на стадион рядом заниматься спортом, — вспоминает бывшая рабочая Галина Жеглова…

Новые времена, новые порядки.

— После 1991 года на заводе начало происходить что-то странное. На территорию стали приезжать десятки фур, они грузили и вывозили оборудование. Однажды я пошла посмотреть, что грузят, так водитель направил на меня пистолет: «Иди отсюда», — рассказывает Людмила Навалихина.

Завод долго пребывал в агонии, постепенно сокращая выпуск продукции. В 2010-м начались массовые сокращения, невыплаты зарплат, а через год объявили об окончательном банкротстве.

— В 1967 году мы заложили капсулу с посланием к потомкам, жителям светлого будущего. Ее должны были открыть в 2017-м. Достали раньше, передали в наш краеведческий музей, — описывает историю Галина Жеглова.

Жители Рубцовска любят рассказывать, как нынешнее положение АТЗ региональные власти однажды назвали «глубокой консервацией».

И такая ситуация сложилась не только с АТЗ.

«В Советском Союзе Рубцовск занимал второе место после Норильска по проценту занятых в промышленности жителей. Сегодня почти ничего не осталось», — приводит печальные данные депутат горсовета Владимир Попов.

Славился Рубцовск, действительно, не только тракторами.

Алтайский завод тракторного электрооборудования разрабатывал и выпускал электрогенераторы для автомобилей и тракторов, экспортировал их в страны Африки, Азии, Латинской Америки, в Германию, Францию, Италию, Испанию. Сейчас завод умер.

Знаменитый «Алтайсельмаш» выпускал до 75% всех плугов в Советском Союзе, более 60 тысяч в год. В 1971 году был награжден орденом «Знак Почета». Сегодня на его базе работают предприятия-преемники, обороты их заметно ниже.

На Рубцовском машиностроительном заводе работало свыше восьми тысяч человек. На его тягачах ездили военные и нефтепромышленники в тундре. Сейчас завод фактически выполняет единичные заказы.

Перечислять можно долго.

Кто не хочет в упор видеть катастрофическое положение нашего производства, обычно говорит о том, что продукция советских заводов была никому не нужна. Стояли, мол, тысячи бесполезных тракторов под открытым небом и ржавели. И старого уж точно не вернуть, ибо изменилась производительность труда, на многих участках вместо ручного труда применяется автоматика, и теперь вместо тысячи рабочих нужно всего сто или меньше.

Что ж, нельзя не согласиться с тем, что мир стремительно меняется. Действительно, главной производительной силой становится не столько машина, сколько знания у того, кто этой машиной управляет.

Но если какому-то предприятию не требуется прежнего количества работников, это не значит, что кто-то должен стать лишним. И если мы говорим о новых технологиях, совершенно глупо выкидывать из жизни тысячи квалифицированных рабочих и инженеров, вынуждая их уезжать или идти торговать. Почему бы не создать новые рабочие места, на новых производствах? Во всех странах сегодня гоняются за кадрами, а мы их разбазариваем. За последние 25 лет население Рубцовска сократилось со 175 тысяч до 149-ти. Молодые люди получают образование и покидают родные места. Значит, в других городах они востребованы.

Читайте по теме

Речь не идет о том, чтобы поддерживать работу убыточных предприятий только ради обеспечения занятости. Но почему бы не спланировать экономику региона так, чтобы в первую очередь обеспечить себя всем необходимым? Тому же Алтайскому краю нужны и трактора, и плуги, и запчасти для них. Почему бы не создать преимущества для местных производителей, вместо того, чтобы закупать продукцию в Китае и Белоруссии? Там-то провели модернизацию производства и со своей продукцией пришли туда, где на месте промышленных гигантов гуляет ветер. Импортозамещение — это ведь правильная идея.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня