Обращение Геннадия Зюганова ко всем избирателям России
Во вторник, 13 сентября, Столыпинский клуб обнародовал план неотложных мер по возобновлению роста экономики. По мнению столыпинцев, необходимы 1,92 трлн. рублей денежной поддержки, 157 млрд. налоговых льгот и экономия на энерготарифах. Координировать процесс восстановления должна «Администрация роста», которую необходимо создать и подчинить напрямую президенту.
Львиная доля поддержки — 1,4 трлн. рублей — предназначена институтам развития: Фонду развития промышленности, Фонду развития моногородов, Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), а также двум структурам, которые предстоит создать — Фонду содействия сельскому хозяйству и Агентству плохих долгов. Еще 520 млрд. рублей нужны на стимулирование спроса на отечественную продукцию.
Средства на финансирование плана предлагается занять у населения: выпустить ОФЗ на 1 трлн. рублей, причем номинировать облигации в рублях, а погашать по курсу рубля к евро, чтобы избежать перетекания денег на валютный рынок.
Бюджет должен поддерживать дефицит (о его размере еще идут дискуссии), который будет финансироваться внешними займами. Приемлемым столыпинцы считают госдолг в 15−40% ВВП.
Предоставить деньги предложено и ЦБ путем «кредитной эмиссии». Для этого Банку России нужно снизить ключевую ставку до 7−8% к концу 2016 года, а если инфляция затормозится до 4% в 2017 году, опустить ставку до 5−5,5%.
По подсчетам Столыпинского клуба, если начать реализовывать план в IV квартале 2016 года, эффект скажется уже во второй половине 2017 года. В частности, номинальный ВВП вырастет на 1,045 трлн. рублей, а доходы бюджета — на 237 млрд. рублей.
Обращение Геннадия Зюганова ко всем избирателям России
В итоге, благодаря неотложной помощи, в 2017—2018 годах можно добиться роста инвестиций на 6−7%, промышленности — на 3,5%, ВВП — на 2,5−3%, потребления — на 1,5%, а также возобновить рост реальных доходов населения, полагают в Столыпинском клубе.
Предлагается, кроме того, снизить административную нагрузку на бизнес, ограничить проверки, повысить независимость судов, сократить избыточные государственные функции и число надзирающих ведомств.
Как уточняют сами столыпинцы, план неотложных мер — это переходный этап к полномасштабным реформам, предусмотренным среднесрочной программой «Стратегия роста». Сама стратегия будет готова в декабре 2016 года. Разработать ее в качестве альтернативы концепции Центра стратегических разработок Алексея Кудрина в июле попросил президента Владимира Путина его помощник Андрей Белоусов. Путин на письме написал: «Согласен».
Можно ли с помощью «столыпинского» плана поднять экономику РФ?
— Столыпинский клуб считает, что можно перестроить экономику, не перестраивая политическую систему, и это главная ошибка, — говорит председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Можно, конечно, создать новые институты развития. Но беда в том, что люди в них будут прежние: это нынешние чиновники, управленцы, клептоманы. В итоге, суммы, которые вложат в фонды развития, будут банально «отмываться», выводиться из России, расхищаться.
Чтобы так не происходило, политика должна идти впереди экономики, и во власти должны появиться люди соответствующего качества. Недаром Иосиф Сталин говорил, что кадры решают все.
«СП»: — Можно ли сегодня разместить на внутреннем рынке ОФЗ на 1 трлн. рублей, если привязать выплаты по ним к курсу евро?
— Облигационные займы предполагают доверие граждан к власти. Но даже этого мало. В советское время, к примеру, доверие к власти было высоким, но облигации государственного займа среди населения распространялись, можно сказать, в добровольно-принудительном порядке. Когда советские граждане получали зарплату, им говорили: 10% мы вам выплатим облигациями.
Возможно, по мнению Столыпинского клуба, среди россиян все еще велико число наивных людей, которые добровольно готовы покупать какие-то государственные бумаги. Однако те, кто хотя бы в общих чертах знают состояние государственных финансов, прекрасно понимают: такой займ означает, по сути, добровольную сдачу денег.
Тем более, у всех перед глазами пример Пенсионного фонда. В него работающие граждане платят взносы ежемесячно, но денег в ПФР давно нет. Где гарантия, что та же участь не постигнет деньги, собранные в рамках займа?!
«СП»: — Столыпинцы предлагают закачать средства в Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов, Корпорацию по развитию МСП. Все это — реально существующие структуры. Почему сейчас эти фонды не работают?
— Потому что они показали свою нежизнеспособность еще в 1990-е годы. В середине 1990-х, кстати, был короткий период, когда наряду с бюджетом РФ принимался еще и бюджет развития, предназначенный для финансирования инфраструктурных проектов. По сути, бюджет развития представлял собой довольно большой кусок консолидированного бюджета — включал в себя едва ли не треть всех расходов.
И куда, спрашивается, все это делось? Деньги из бюджета развития в какой-то момент испарились, и никто даже не объяснил, куда они исчезли.
План Столыпинского клуба — очередная программа из этого ряда.
«СП»: — Столыпинцы предлагают ЦБ пойти на «кредитную эмиссию», для чего опустить ключевую ставку до 7−8%. К чему это приведет?
— Ставка 7−8% примерно соответствует рентабельности некоторых отраслей нашей экономики. Это значит, что начиная с этой отметки, можно говорить о возможности предоставления кредитов реальному сектору — не для того, чтобы компании занимались финансовыми спекуляциями, а чтобы могли инвестировать.
Но не стоит питать иллюзий: ЦБ РФ — это институт, который, на мой взгляд, сильно зависит от Федеральной резервной системы (ФРС) США. А Федрезерв никогда не позволит, чтобы ключевая ставка в России снизилась до значений, при которых могла бы заработать реальная экономика.
Надо понимать: сюда, в Россию, заходят деньги акционеров ФРС, и здесь эти деньги предлагаются взаймы под высокие, по нынешним меркам, 7−8% годовых. С точки зрения этих акционеров, Россия — заповедник в мировой финансовой системе, в котором можно что-то заработать.
Напомню, что в той же Европе почти нулевые процентные ставки, а в США ключевая ставка находится в диапазоне 0,25−0,5%. Другими словами, на Западе на кредитах точно не заработаешь, а в РФ — запросто.
«СП»: — План стимулирования экономики предполагает еще внешнее финансирование дефицита бюджета, и доведение этого дефицита до 15−40% ВВП. Это нормальная планка?
— Нормально, когда дефицита бюджета нет, и когда госдолг равен нулю. Просто нас четверть века пытаются уверить, что дефицит бюджета — это хорошо. А зачем вообще подсаживаться на иглу иностранных кредитов? Ведь в результате страна теряет часть своей самостоятельности и суверенитета!
Кстати, вопреки распространенному мнению, даже США не всегда жили с государственным долгом. В XIX веке американский президент Эндрю Джексон за несколько лет ликвидировал все государственные долги. Да и мы в советское время длительное время жили без долгов. Даже в конце 1930-х, когда страна перенапрягалась в ходе индустриализации, Сталин в одном из интервью иностранной прессе заявил, что госдолг СССР совсем маленький — особенно на фоне инвестиций, которые мы делали в нашу советскую экономику.
«СП»: — Почему же Столыпинский клуб настаивает на своем плане?
— У меня складывается ощущение, что члены клуба разыгрывают спектакль, чтобы имитировать экономическую дискуссию. Гражданам РФ в этом спектакле отведена роль зрителей, и притом не слишком умных.
Эта дискуссия должна создать впечатление, что кто-то во власти серьезно собирается выстраивать реальную экономику…
— Раньше Столыпинский клуб предлагал проводить эмиссию 1,5 трлн. рублей в год, и оппоненты возражали: куда вы будете вливать эти деньги? — напоминает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Поэтому сейчас клуб делает следующий шаг, и не совсем бестолковый: предлагает создавать институты, которые будут работать с деньгами, призванными стимулировать экономику.
Тем не менее, вопросы к столыпинцам остаются. Я, например, не уверен, что среди населения удастся разместить заем на 1 трлн. рублей. Сбережений у населения не так много, а ЦБ ожидает, что их объем будет и дальше падать. Это означает, что люди поддерживают стандарты жизни, к которым привыкли, за счет средств, отложенных на черный день. В таких обстоятельствах мало кто захочет вкладываться в государственные бумаги.
Или взять пункт о снижении ключевой ставки до 7−8%. Это означает ослабление денежно-кредитной политики, что ведет к усилению инфляционных рисков и ожиданий. На практике, это приведет к очередному буму потребительского кредитования, который посадит население России в очередную долговую яму.
Кроме того, нужно иметь в виду: ситуация в банковском секторе меняется, и уже в начале 2017-го возникнет структурный профицит ликвидности. Профицит — это когда у банков в избытке средств, и они не только не берут кредиты у ЦБ, но, напротив, размещают в ЦБ собственные деньги, чтобы что-то заработать. Причина такого явления — бюджетная эмиссия из-за того, что дефицит бюджета финансируется из Резервного фонда. В этом случае возникает такой же эффект, как если бы ЦБ печатал деньги.
Протестующие ученые берут на вооружение опыт бастующих горняков 90-х
Словом, денег в экономике РФ и сейчас достаточно. Но риски, которые лежат на заемщиках, тормозят банки в выдаче кредитов.
В условиях профицита ликвидности кредиты станут более доступными, но парадокс в том, что экономике они не нужны. 86% руководителей промышленных предприятий РФ, согласно исследованию Института экономической политики, могут и сегодня взять кредит, и без проблем его обслуживать. Но вот потребность в новом кредите имеется всего у 6−7% руководителей предприятий.
Зачем в таких условиях заливать деньгами экономику — в условиях, когда она не может деньги переварить, — самый большой и главный вопрос к плану Столыпинского клуба…