Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Проблемы ВПК
28 сентября 2016 19:20

Туманное будущее «Морского старта»

Как авиахолдинг S7 Group собрался покорять космос без подходящих ракет

6962

Российский авиахолдинг S7 Group, владеющий одноименной авиакомпанией, подписал документы о покупке плавучего космодрома «Морской старт» (Sea Launch), расположенного у экватора и до недавнего времени осуществлявшего запуски российско-украинских ракет «Зенит».

Новый акционер планирует вывести комплекс из консервации и начать пусковую деятельность через 18 месяцев после одобрения сделки — в конце 2018 года. «Мы рассчитываем, что без больших вложений в модернизацию Sea Launch сможем сделать до 70 пусков в течение 15 лет», — сообщил совладелец, генеральный директор S7 Group Владислав Филев, добавив, что покупка космодрома — это входной билет в космическую индустрию.

СМИ замечают, что в планах компании не только выводить полезную нагрузку на орбиту, но и, внимание, осуществлять космический туризм и создавать транспортную инфраструктуру в космосе.

Соглашение было подписано в рамках Международного астронавтического конгресса IAC 2016, в сделку вошли корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey вместе с ракетным оборудованием, инфраструктура в американском порту Лонг-Бич (Калифорния), а также товарный знак Sea Launch.

Общая сумма сделки составляет около 160 млн. долларов. Закрыть ее планируется через полгода — после получения одобрения властями США и подписания ряда договоров. В частности, сделка должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Международный консорциум «Морской старт» был создан в 1995 году для коммерческих запусков из экваториальной акватории Тихого океана. Однако после реорганизации в 2010 году 95% акций проекта принадлежат Energia pOverseas Limited (EOL) — «внучке» РКК «Энергия», 3% — американскому Boeing, 2% — норвежской Aker Solution. Штаб-квартира Sea Launch AG пока находится в Берне (Швейцария).

S7 Group также подписала соглашение о сотрудничестве с РКК «Энергия» по возобновлению эксплуатации «Морского старта». Корпорация будет оказывать S7 Group необходимую инженерную поддержку, содействие в организации пусков и в работах по системной интеграции.

Напомним, 22 августа 2014 года на фоне конфликта в Донбассе было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает свою деятельность. Это первый в истории коммерческий международный проект ракетно-космического комплекса океанского базирования, который оказывал услуги по запуску космических аппаратов с плавучей платформы. Точка старта располагается в экваториальной зоне Тихого океана, где имеются наилучшие условия для пуска за счет эффективного использования скорости вращения Земли.

О том, что «Морской старт» купит структура S7 Group, стало известно в середине сентября. Ранее в 2014—2015 гг. российской стороной проводились переговоры о продаже проекта с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией. Проходила информация об интересе к нему Израиля. В декабре 2015-го вице-премьер Дмитрий Рогозин не исключал, что «Морской старт» может быть перенесен в Бразилию. Также прорабатывался проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток. 30 марта 2016 представители Роскосмоса сообщили о скором закрытии сделки по продаже проекта. Однако в июне 2016-го Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией…

Но есть все основания полагать, что решение S7 Group в эпопее с проектом «Морской старт» поставит не точку, а только запятую. Во-первых, непонятно, как будет решен вопрос с самоокупаемостью и поиском заказов в условиях высокой конкуренции на рынке запусков. По программе «Морской старт» выполнено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», из которых три закончились авариями, один признан частично удачным. При этом для получения прибыли компании ежегодно необходимо было проводить не менее пяти безаварийных ракетных пусков.

Во-вторых, также неясно на какую ракету-носитель делает ставку новый акционер. Ракета «Зенит-3SL» состоит из двухступенчатой ракеты-носителя «Зенит-2S» разработки ГКБ «Южное» (Днепропетровск) и разгонного блока ДМ-SL производства РКК «Энергия» (Королев, Московская область). Ракета-носитель среднего класса собиралась на Украине, однако 70% ее комплектующих — российского производства: двигатель РД-171 первой ступени ракеты-носителя «Зенит-3SL», ее разгонный блок, система управления РН и т. д. Ракета разработана именно для морских платформ, поскольку тяжелую ракету оттуда запустить практически невозможно: ее реактивная струя будет совершенно другой мощности, а это может привести к разрушению платформы.

В 2015 году появилась информация, что в проекте «Морской старт» российско-украинская ракета «Зенит-3SL» может быть заменена «Ангарой» или перспективной ракетой по ОКР «Феникс».

По словам технических специалистов, теоретически РН «Ангара» может заменить «Зенит» в проекте, но это потребует солидных вложений из-за переделки морской платформы и обеспечивающей инфраструктуры. Что касается новой ракеты «Сункар» (в переводе с казахского — «Сокол») по ОКР «Феникс», то ее разработка заложена в действующую Федеральную космическую программу на 2016−2025 годы, однако в «железе» она появится явно не скоро.

Пока решение S7 приобрести «Морской старт» вызывает одни вопросы, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Даже если бы холдинг купил проект не за 160 млн. долларов, а за 100 рублей, я абсолютно не понимаю, как бизнес собирается окупить вложение и сделать проект неубыточным. Создание новой ракеты или адаптация «Ангары» под «Морской старт» дело долгое и дорогое — почти миллиардное. Даже при самых оптимистичных оценках до 2018 года просто невозможно подобрать летающую замену РН «Зенит». Я напомню, что у нас «Ангара» создавалась 20 лет. Даже если мы не будем брать во внимание экономический кризис, то 10 лет — это уже стандартный временной промежуток для реализации подобного рода проектов.

Да и какую нагрузку обновленный «Морской старт» будет выводить на орбиту? Нам на рынке запусков на пятки наступают не только французская Arianespace и американский SpaceX, но индийские, китайские, японские провайдеры, которые фактически полностью закрывают весь спектр запусков. Новые носители просто не найдут место на рынке. А как на него может втиснуться компания, которая никогда не занималась космосом — непонятно. Может быть, и есть какие-то договоренности, которые держатся в секрете, но пока они не озвучены, я сомневаюсь в перспективах проекта. Складывается впечатление, что речь идет о «сделке со скрытым смыслом».

«СП»: — То есть возможна перепродажа проекта другой стране? Скажем, Израилю, который сейчас запускает спутники со своей территории против вращения планеты…

— Возможно, но пока это только теоретические рассуждения. Нет никаких сигналов к тому, что кто-то намерен действительно купить проект.

Вице-президент Федерации космонавтики России Олег Мухин напоминает, что на космодроме Куру (Гвианский космический центр) у России есть пусковая установка для ракет «Союз», что позволяет запускать более мощные РН, чем «Зенит» или «Днепр», для вывода спутников на орбиту почти из экваториальной зоны.

— Площадка «Морского старта» ориентирована на конкретный носитель. Подогнать новую или существующую ракету под необходимые габариты, видимо, технически возможно, но насколько это экономически целесообразно — сложно сказать.

В данном проекте политику от бизнеса отделить невозможно, подчеркивает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.

— За этим бизнес-проектом всегда стояли государства: учредителями консорциума «Морской старт» изначально были Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Кроме того, он подпадает и под Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ).

Как известно, сложная ситуация вокруг «Морского старта» сложилась не сегодня и задолго до политических разногласий между РФ и Украиной. Концерн Boeing уже давно вышел из проекта, в том числе из-за экономических проблем. «Морской старт» начинался в 90-е на волне совсем других ожиданий от рынка запусков. Считалось, что он будет расти и что обеспечить не менее шести пусков в год вполне реально. Но этого не произошло — ожидания оказались просто ожиданиями.

Хотя «Зенит» — гениальная ракета. Я участвовал во всех ее летных испытаниях и могу сказать, что с точки зрения технологий и технический решений она является лучшей РН в своем классе. Но оборотной стороной ее являются высокие требования к качеству производства. А в 90-е годы и «нулевые» качество производства и сборки в России и на Украине существенно снизилось, что привело к тем авариям, которые настигли проект. Сегодня нет возможности возобновить производство РН «Зенит», никто не сможет обеспечить надежность техники. А создавать новую или адаптировать существующую ракету можно только при непосредственном участии Роскосмоса.

Есть еще несколько вопросов, которые предстоит решить. Во-первых, как будет обеспечено производство новой РН в условиях нынешних санкций? Во-вторых, кто будет внешним инвестором, в том числе из других стран? Такой проект за счет одного бизнеса не поднять, нужны государственные участники. Я считаю, что идеальным вариантом было бы привлечение в проект Бразилии, ОАЭ. Также необходимо изменить точку приписки комплекса «Морской старт» и перебазировать его либо к берегам Бразилии или на Дальний Восток, а это влечет за собой затраты на портовую инфраструктуру и т. д.

В общем, на эти вопросы должны быть даны ответы, и уже тогда можно будет говорить о рыночных перспективах «Морского старта».

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня