Россия проиграла «битву за урожай»

Из-за отсутствия инфраструктуры аграрии не знают, куда продать 10 млн. тонн зерна

  
22209
Россия проиграла «битву за урожай»
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

В этом году российский урожай зерновых наверняка превысит 120 млн. тонн. Комбайнеры намолотили с 94,8% посевных площадей уже 119,5 млн. тонн зерна, из них пшеницы — 75,8 млн. тонн. Из-за плохих погодных условий серьезные опасения вызывает разве что сбор оставшихся 2 млн. тонн кукурузы, но и здесь в целом всё очень даже неплохо. Короче, наша страна закрепила за собой статус мощной сельскохозяйственной державы, ну а зерно вообще стали называть «второй нефтью».

Впрочем, радоваться рано. Сегодня хлеборобов волнуют проблемы, связанные с тем, как грамотно распорядиться зерновым рекордом. Именно от этого зависит завтрашняя аграрная стратегия: будет ли Россия вводить в севооборот новые земли (благо, что в стране они есть), или, напротив, пойдет на сокращение посевных площадей.

Вероятность второго варианта, к сожалению, нарастает.

Прежде всего, на земледельцев серьезно давят переходящие запасы. Речь идет о 14 243 тыс. тонн (на 01.06.2016), из которых 5 645 тыс. тонн находились у сельхозпроизводителей, остальные — на предприятиях хранения и переработки. Можно с большой долей уверенности сказать, что аграрии так и не смогли реализовать существенный объем прошлогоднего урожая — порядка 5 млн. тонн. Скорей всего, не нашли покупателя. Вряд ли кто-то придерживал зерно в надежде продать подороже, имея запредельную долговую нагрузку и зная, что творится на биржах. А ситуация с ценами давно уже не внушает оптимизма и нет никакого намека на отскок. Так, за последние три года средняя стоимость пшеницы упала более чем вдвое — с $ 320 до $ 150 за тонну.

На полях главных сельскохозяйственных игроков — перепроизводство. В нынешнем году глобальный урожай достиг максимума — примерно 2076,7 млн. тонн, тогда как мировое потребление зерна, по оценке Международного совета по зерну, составит не более 2054 млн. тонн. Плюс к этому прогнозируется на 7 млн. тонн меньше чем в прошлом году суммарный экспорт.

Что касается внутреннего потребления зерновых, то оно не превышает 72 млн. тонн, и вряд ли в будущем можно ждать сильных подвижек. Во-первых, практически стабилизировался спрос на муку. Во-вторых, крайне медленно увеличивается производство комбикормов из-за слабого спроса на мясо. В общей сумме в птицеводстве, свиноводстве и в разведении КРС потребность в зерне, согласно данным Росстата, подросла в первом полугодии 2016 года на 763 тыс. тонн. Понятное дело, эти объемы не делают погоду при нынешнем урожае.

Масла в огонь подливают нерешенные проблемы с хранением зерна. Максимум объема, на который могут рассчитывать отечественные хлеборобы, оценивается в 118 млн. тонн, причем только 40 млн. тонн относятся к элеваторам, а нужна хотя бы годовая норма. Вот и приходится остальное зерно складировать в ангарах с напольным хранением и в силосах мукомолов — в соотношении 63 млн. и 15 млн. тонн соответственно. В 2015 году этих мощностей едва хватило. При этом российский экспорт зерна с 1 июля 2015 г. по 29 июня 2016 г. составил 34 168,3 тыс. тонн, в том числе пшеницы — 24 810,0 тыс. тонн.

Если опираться на эти данные Минсельхоза и Росстата, то в нынешнем сельхозгоду нашим сельхозпроизводителям и трейдерам необходимо экспортировать на 16 млн. тонн больше чем в прошлом — то есть на объем прироста урожая. В общей сложности, примерно 50 млн. тонн. Лишь тогда удастся не раздуть запасы до опасных величин. В принципе, желаемые цифры по продажам не такие уж большие, учитывая масштабы РФ и прошедшую девальвацию.

Но тут начинается самое интересное. Минэкономразвития в своем прогнозе социально-экономического развития страны на 2017−2019 годы утверждает, что больше чем 35−36 млн. тонн зерна Россия не сможет продать за границу. Чуть лучший прогноз дала Иностранная сельскохозяйственная служба Минсельхоза США (FAS USDA) — ориентировочно 38,6 млн. тонн без учета Крыма. Ведомство Александра Ткачева еще до сбора урожая объявило о планах экспорта на уровне 40 млн. тонн, и пока не скорректировало эти цифры.

Короче, порядка 10 млн. тонн зерна нового урожая, по самым оптимистическим оценкам, зависли в воздухе. Между тем, на 26 октября темпы вывоза за границу отстают от прошлогодних значений на 6% (отсчет с 1 июля, начало сельхозгода). Всё из эффекта южнороссийского «бутылочного горлышка», которое отечественные хлеборобы хором матерят вот уже второй десяток лет.

Напомним, в основном наше зерно экспортируется из терминалов Черного и Азовского морей. Как известно, для аграриев главным российским портом является Новороссийск (грузооборот зерна 10,3 млн. тонн по итогам 2014 года). И хотя сезон штормов отрицательно влияет на ритмичность отгрузки, самой настоящей головной болью была и остается «дистрофичная» окрестная логистика. В частности, после дноуглубления причала № 21 и постройки галереи до причала № 22, а также с учетом развития нового специального терминала перевалка зерна через Новороссийск способна вырасти на 7 млн. тонн по сравнению с нынешними показателями.

Однако потенциал этого транспортного узла вряд ли будет задействован в полной мере из-за слабой железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры. Горькую пилюлю способны подсластить (но не сильно) новые ж/д пути в обход станции Новороссийск.

Нет на юге России и терминалов, которые могут принимать суда типа «постпанамакс» с дедвейтом 100 тыс. тонн. А без этого нельзя говорить об успешной работе с дальними покупателями. Судя по имеющейся информации, эта проблема начнет решаться только в 2019 году. Ну, а пока экспортеры вынуждены осуществлять медленную и дорогостоящую перевалку зерна с малотоннажных сухогрузов на рейде, или нести сумасшедшие траты в деньгах и в нервах, везя зерно издалека по железной дороге или автотранспортом.

Работа же нечерноморских портов, в том числе таких, как Ростов-на-Дону (4,1 млн. т), Ейск (1,7 млн т), Кавказ (1 млн т), Азов (4,7 млн т), Таганрог (0,7 млн т), зимой ограничена погодными условиями. В частности, не так давно на участке Волгодонск — Азов остановились суда из-за того, что из Дона ураганный восточный ветер практически «выдул» воду. Эту проблему, по идее, должен решить новый Багаевский гидроузел, способный, по расчетам специалистов, увеличить ежегодный грузопоток практически вдвое — до 19 млн тонн. Но и здесь не срослось.

Стоимость строительства гидроузла на нижнем Дону оценивалась в 34,3 млрд руб., а его ввод, по последней информации, назначен на 2018−2019 годы. Отметим, что реализовывать проект можно было еще в 2014 году. Однако тогда денег не нашлось, как и на реконструкцию порта в Ростове-на-Дону в соответствии с ФЦП «Развития транспортной системы России (2010−2020). Зато на возведение футбольного стадиона «Ростов-Арена» откуда-то «нарисовались» 20 млрд. руб…

Жаль, что из-за бездарного планирования «наверху» начавший рост сельскохозяйственного производства обернется потерями выращенного урожая, банкротством сельхозпроизводителей и разбитыми надеждами. Впрочем, этим вряд ли кого в нынешней России удивишь.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Владимир Круглый
Владимир Круглый

В сегодняшней нашей жизни очень важно, чтобы были средства массовой информации, которые несли действительно правдивую информацию, которая, может быть, не всегда приятна. Не всегда приятна власти, не всегда каким-то гражданам, но, тем не менее, она объективна, она независима и она, самое главное, правдива. Ваше издание «Свободная пресса» одно из таких средств массовой информации.

Очень важно, что такие средства массовой информации есть, что они развиваются, что им уже 10 лет.

Хочу пожелать удачи, успехов, продолжать работать активно в том же духе и радовать всех нас информацией, которая соответствует действительности!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня