Самолеты с Востока атакуют Airbus и Boeing

Россия и Китай намерены отхватить у западных авиамонстров часть рынка

  
6276
Макет нового российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на международной авиационно-космической выставке Airshow China 2016
Макет нового российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета на международной авиационно-космической выставке Airshow China 2016 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

На прошлой неделе мы рассказывали об одном из ключевых событий 11-го международного аэрокосмического салона, который проходит в китайском городе Чжухае. Событие это не только технического, но прежде всего экономического характера. В случае успешной реализации анонсированного амбициозного российско-китайского проекта таким монстрам гражданского авиастроения как Airbus и Boeing придется потесниться на мировом рынке. Теперь более подробно рассмотрим техническую сторону проекта, определим, каким технологическим потенциалом обладают участники проекта.

Напомним, 2 ноября публике впервые был представлен макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который совместно разрабатывают российская и китайская авиастроительные компании. С российской стороны — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), с китайской — Commercial Aircraft Corporation of China Ltd. (COMAC). Макет выполнен в масштабе 1:10.

Идея создания совместного лайнера возникла в 2013 году. В 2014 году она была документально оформлена в виде меморандума во время визита Владимира Путина в Китай. При этом главным приоритетом проекта стал экономический. Поскольку авиалайнер предназначается не только для того, чтобы обслуживать российские и китайские авиалинии, но и для массовой продажи его в азиатском регионе.

Эксперты двух стран основательно изучили широкофюзеляжную продукцию Airbus и Boeing, с которыми придется конкурировать на внешнем рынке, а также их перспективные планы на предстоящее десятилетие.

Первоначально предполагалось создать широкофюзеляжный среднемагистральный лайнер, поскольку в этом сегменте у западных производителей существовала лакуна. Это было связано с тем, что в нулевых годах было прекращено производство самолетов средней вместимости Airbus A300 и Boeing 757, работающих на магистралях средней протяженности.

Однако вскоре стало известно о планах Airbus в 20-х годах запустить в производство новую более экономичную модификацию А300. В связи с чем особую важность при выборе типа лайнера приобрел возраст самолетов, с которыми предстояло конкурировать. И это важный с экономической точки зрения параметр. Поскольку чем позже был спроектирован самолет, тем более экономично он расходует топливо. В прошлом веке за каждый год потребление авиадвигателями топлива сокращалось на 1%. В последнее время экономия уменьшилась до размеров 0,5−0,7%. Также существенную экономию дает использование новых технологий, которые, как и двигатели, постоянно совершенствуются.

Когда с позиций этого критерия начали «бродить» по шкале дальностей, то у Китая и у России появились свои соображения. Для обслуживания авиарейсов в пределах азиатского материка требовалась дальность не меньше, чем 6500 км, для России необходимы полеты на расстояние до 8000 км.

В конце концов, сошлись на 12000 км. Поскольку тут приходится конкурировать с самолетом «не первой свежести» Boeing 787 Dreamliner. Его разработка началась в 2003 году. В силу различных корпоративных неурядиц он начал выпускаться лишь в 2011 году. Еще лучше, с точки зрения российско-китайских амбициозных планов, обстоят дела с Boeing 767, который эксплуатируется с 1982 года и до сих пор выпускается. Эти два самолета похожи и по вместимости (она в пределах от 180 до 350 человек), и по дальности (от 9000 км до 14000 км).

Российско-китайский самолет получил предварительное наименование С929. И это логично: А — Airbus, В — Boeing, С- COMAC.

Созданием авиалайнера уже занимается совместное российско-китайское предприятие. В разработке принимают участие авиаконструкторы двух стран. Предположительная стоимость проекта — 7−8 млрд. долларов. Самолет должен быть запущен в серийное производство в 2023—2025 году. Пассажировместимость — 280 человек.

Еще в прошлом году не было полной определенности относительно того, где будет собираться самолет. Собственно, и полной определенности в отношении его особенностей тоже не было. Во время прошлогоднего визита китайской делегации во главе с вице-премьером Госсовета КНР Ваном Яном в Иркутск наш вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил в интервью ТАСС, что самолет будет модульным. То есть, из секций можно будет собирать фюзеляж различной длины, достигая необходимой вместимости салона. При этом предусматривалась и установка различных двигателей в зависимости от дальности полета и веса самолета.

Вице-премьер сказал, что на китайских коллег произвели впечатление высокие технологии, которые внедрены на авиационном предприятии «Иркут». Именно здесь предполагается изготавливать важнейший элемент конструкции планёра самолета — композитное крыло, которое должно дать новой разработке преимущества по сравнению с прежними технологиями. При этом предполагалось, что окончательная сборка самолета будет производиться тоже на «Иркуте». Однако логика восторжествовала. Коль лайнер намерен завоевывать азиатский рынок, то и строить его необходимо именно в этом регионе, в Шанхае, поближе к потенциальным покупателям.

Разумеется, пока еще решены не все даже основополагающие вопросы. Поскольку проект находится на стадии защиты аванпроекта. Так, например, еще не выбран двигатель. Он должен обеспечивать тягу в 35 тонн. ТВРД с такими параметрами выпускают только две компании — Rolls-Royce и General Electriс, которым уже направлен запрос на поставку двигателей.

Однако это не окончательное решение. Существуют еще два варианта. В начале этого года созданием двигателя для С929 занялась недавно образованная китайская двигателестроительная корпорация Avic Commercial Aircraft Engines, которая вобрала в себя главные национальные ресурсы в данной области самолетостроения. И одним из главных учредителей корпорации, кстати, является COMAC.

Есть вполне конкретные планы и у нашей Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Предполагается, что создать ТВРД большой тяги для гражданских самолетов, в число которых входит и С929, должна пермская компания «Авиадвигатель». Сейчас в Перми завершаются испытания семейства перспективных двигателей ПД-14, имеющих тягу от 14 до 18 тонн. Пермские двигатели должны составить реальную конкуренцию продукции Rolls-Royce и General Electriс. А в каких-то характеристиках и превзойти двигатели, на которых летают «Аэрбасы» и «Боинги».

Удельный расход топлива на крейсерском режиме у ПД-14 на 10−15% меньше по сравнению с современными двигателями аналогичного класса тяги. Эксплуатационные расходы на 15%, а стоимость жизненного цикла на 15−20% меньше, чем у конкурентов. До 20−30% уменьшены по отношению к требованиям стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO) шум и вредные выбросы.

В Перми уже начали прорабатывать вопрос об использовании технологий ПД-14 для построения более мощных двигателей с тягой 24 тс, 28 тс и 35 тс. Последний должен пойти в российско-китайский проект. Два других предполагается использовать для оснащения отечественных перспективных разработок в гражданской и военно-транспортной авиации.

Громадный опыт создания сверхмощных двигателей накоплен и в самарской двигателестроительной компании имени Кузнецова. Здесь рассматривается возможность создания ТВРД на базе газогенератора турбореактивного двигателя НК-32, который устанавливается на стратегических ракетоносцах Ту-160.

И в заключение необходимо рассказать о китайской самолетостроительной корпорации COMAC. Она не новичок на международном рынке. И уже имеет опыт соперничества с Airbus и Boeing. В 80-е годы был создан экспериментальный среднемагистральный Shanghai Y-10, который довольно аккуратно скопировал Boeing 707. В середине нулевых появился чисто региональный лайнер ARJ21 Xiangfeng. Сейчас он обслуживает внутренние линии и вмещает до 105 пассажиров.

Первый реальный наскок на европейского и американского монополистов был предпринят совсем недавно. В начале этого года совершил первый полет узкофюзеляжный самолет С919, вмещающий до 190 пассажиров и способный преодолевать расстояние в 5500 км. Его эксплуатация намечена на 2018 год. Самолет имеет прекрасное соотношение цены и качества. Сразу же после его презентации были собраны заказы на 517 самолетов. Для монополистов это была крайне неприятная новость.

И вот теперь Китай совместно с Россией делает следующий шаг. В связи с чем агентство Bloomberg предваряет статью о С929 заголовком: «Россия и Китай объединятся против тандема Airbus — Boeing». И сказано это предельно серьезно, поскольку Bloomberg в своих материалах к шуткам не склонен.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня