Директор Центра исследования армии, конверсии и вооружения Украины Валентин Бадрак в интервью украинскому изданию «Апостроф» признал, что авиастроительная отрасль страны находится в глубоком кризисе.
Признаков этого упадка более чем достаточно. Главная причина деградации, по мнению Бадрака, исходит от центрального руководства. В наиболее плачевном положении находится флагман не только украинского, но в былые времена и советского транспортного самолетостроения, государственное предприятие «Антонов».
В советский период ОКБ Антонова создавало и строило самые мощные в мире военно-транспортные самолеты. Первым рекордсменом был Ан-22 «Антей». Затем появился Ан-124 «Руслан», который отобрал у США рекорд грузоподъемности, не уступая его и по сей день. В середине 80-х был сконструирован еще больший гигант — Ан-225 «Мрия» («Мечта») с грузоподъемностью в 250 тонн. Однако тогда успели построить только один самолет. После чего авиационная промышленность Украины (как впрочем, и всякая другая) вступила в период деградации. Причем последние два года деградация буквально врубила форсаж.
Впрочем, в авиации это называется штопором. И есть основание предположить, что штопор достиг своей низшей точки — земли. Потому что в 2016 году «Антонов» не выпустил ни одного самолета. Хотя все 13 тыс. человек, которые на нем продолжают работать, ежедневно приходили в цеха и в лаборатории. И получали зарплату, пусть нерегулярно и скудно.
С приходом в Киев «новой власти» в отношении крупнейших предприятий авиационной, ракетной и судостроительной промышленности начала проводиться четкая политика: загнать промышленные гиганты в госкорпорацию Укроборонпром, сбросить прежнее руководство, решавшее ключевые вопросы, и посадить в освободившиеся кресла своих «комиссаров». Которые, во-первых, были бы лояльны к киевской верхушке, а во-вторых, умело дирижировали бы денежными потоками. И это в полной мере удалось.
При этом порой случаются истинные организационные чудеса, нигде более в мире не явленные. Совсем недавно на ГП «Антонов» отменили должность генерального конструктора. Занимавший ее Дмитрий Кива собрал чемоданы, и улетел в Баку по приглашению азербайджанского правительства. Украинские СМИ отнеслись к этому без особого сожаления. А некоторые, как киевская газета «Деловая столица», так и вовсе напутствовали заголовком «Скатертью дорога!»
На Украине громадное количество умных людей. Но не они теперь задают тон на всех «фронтах» — от политики до культуры. К умным относится, несомненно, и Валентин Бадрак. Вопрос об отношении к отъезду Кивы в Азербайджан он прокомментировал следующим образом:
«Я писал об этом и разговаривал по этому поводу с самим Дмитрием Кивой. Здесь непонятная ситуация. Сам Кива, насколько я понял, в одном из своих интервью заявил, что видит признаки того, что власть или заинтересованные ее представители готовят предприятие к банкротству. Я не знаю, насколько это соответствует действительности, но, судя по формальным признакам, существует идея сделать абсолютно управляемое предприятие, чтобы генеральные конструкторы не могли воздействовать на реализацию проектов. Ведь только генеральный конструктор может аргументировать, почему тот или иной проект не подходит для осуществления.
К примеру, весной этого года было заявлено, что в Украине может быть создан учебно-боевой самолет. А Кива в разговоре со мной откровенно говорил, что этот проект не годится для Украины. Мы потратим много лет для того, чтобы за гигантские деньги приблизиться к созданию какого-то худшего варианта российского самолета, потому что у нас никогда не было соответствующей школы. Я с этими выводами абсолютно согласен. Считаю это абсолютным проектом, который может быть направлен на то, чтобы бюджетные деньги уходили на какие-то другие цели".
Точно такие же «абсолютные проекты» сейчас внедряются и на других предприятиях. Запорожское машиностроительное КБ «Прогресс» также загнали в Укроборонпром. На нем предполагалось провернуть еще более крутую аферу. Весной этого года посетивший КБ Петр Порошенко пришел в восторг от планов создания «новейшего украинского многоцелевого истребителя», который будет соответствовать по возможностям лучшим российским истребителям Су и МиГ. Понятно, что и тут предусматривается нецелевое расходование громадных бюджетных средств. С гарантированным нулевым результатом. На Антонове хотя бы могут делать фюзеляжи и крылья, на «Прогрессе» же только газотурбинные двигатели.
Кстати, в этом интервью Валентин Бадрак раскрывает секрет Полишинеля — то есть украинской ракеты «Ольха». Ее он честно и откровенно называет ракетой для систем залпового огня. В то время как украинская пропаганда подает ее как оперативно-тактическую ракету, «способную поспорить с «Искандером». Эти глупости наговорил представителям СМИ секретарь Совета национальной безопасности Украины Александр Турчинов.
«Ольху» разработало днепропетровское КБ «Южное». И это еще одна история о распиле бюджета и деградации некогда выдающегося предприятия оборонной промышленности Советского Союза, которое возглавлял академик Михаил Янгель, а после его кончины — Владимир Уткин, также академик. До середины февраля этого года генеральным директором и генеральным конструктором был тоже академик Александр Дегтярев. Однако высшие чиновники из Киева переписали устав КБ, упразднили должность генконструктора, а академику указали на дверь.
Когда спустя две недели на предприятие приехал глава космического агентства Украины (Госкосмос) Любомир Сабадош для донесения до рабочих масс смысла мудрого решения, массы его не поняли. И ретироваться с предприятия ему оказалось непросто. У всех трех проходных стояли толпы сердитых конструкторов, техников и рабочих, скандировавшие: «Сабадош, КБ не трожь!» Пришлось выбираться через дырку в заборе. Однако у кого в кармане деньги, тот в доме и хозяин.
За время самостийности творческий потенциал КБ и работающего по его заказам завода Южмаш пришел в упадок. Это прекрасно иллюстрирует история с ракетой «Ольха», которая в действительности является модернизацией реактивного снаряда РСЗО «Смерч». Причем снаряда неуправляемого. А ведь в КБ при Уткине была создана самая мощная в мире МБР «Воевода», названная на Западе «Сатаной». Если бы потенциал тех времен сохранился, если бы классные специалисты перед выходом на пенсию подготовили себе замену, то предприятию вполне по силам было бы создать оперативно-тактический ракетный комплекс. Но сейчас говорить об этом уже бессмысленно.
Но вот с распилом госбюджета и здесь все абсолютно нормально. На прошлой неделе в украинских СМИ появилось сообщение о том, что КБ «Южное» создало проект орбитального космического самолета. Тут, конечно, денег можно меньше срубить, чем на военной разработке, но и эти будут не лишними.
И пока КБ занимается проектами, которые в нынешней ситуации в стране реализованы не будут, Южмаш стремительно ржавеет. В октябре 10-тысячный коллектив, можно сказать, выставили за ворота. Заплатили 20% от майской задолженности по зарплате и ввели на заводе один рабочий день в неделю.
Ну, и, наконец, о кадровой политике, которая уже без всякого сомнения добила на Украине космическую отрасль. Осенью 2015 года попал под «люстрацию» «ставленник Москвы» Юрий Алексеев, руководивший Госкосмосом 10 лет. Человек в высшей мере компетентный, начинавший свою деятельность в КБ «Южное». На его место поставили Олега Урусского, который к космосу никакого отношения не имел. Он заставил всех сотрудников говорить по-украински. Не знавших языка уволил, а на их место принял… ну да, почти таких, которые изображены на картине Репина, посвященной письму запорожцев турецкому султану. То есть людей колоритных, но необразованных.
Через полгода в Киеве все-таки догадались убрать Остапа Бендера в шароварах. И заменили его Любомиром Сабадоша, выпускником Львовской коммерческой академии, который до «революции» поработал налоговым инспектором, а затем основал акционерное общество неясной ориентации. Но и он не удержался в седле более полугода, в августе Сабадоша сняли. Должность пока вакантна, а звездный сериал продолжается.