Экономика / Проблемы ВПК

«Ангара» пролетает мимо «Байконура»

Зачем Москве и Астане новая ракета «Сункар» за 30 млрд рублей

  
18592
«Ангара» пролетает мимо «Байконура»
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Россия и Казахстан по итогам встречи Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева согласовали концепцию дальнейшего сотрудничества на комплексе «Байконур».

Документ с российской стороны подписал вице-премьер Дмитрий Рогозин, со стороны Казахстана — первый вице-премьер республики Аскар Мамин. Стороны также внесли изменения в соглашение о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти.

Напомним, космодром «Байконур» был передан России в аренду сроком на 20 лет в 1994 году. В 2004-м аренда была продлена до 2050 года. Всего с комплекса осуществлено почти пять тысяч стартов различных ракет. Но в июне 2016-го первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев заявил, что Астана ожидает отказа России от использования «Байконура» после 2025 года, поскольку с вводом в эксплуатацию космодрома «Восточный» часть проектов перейдет туда.

— Ориентировочно после 2025 года Россия может отказаться от эксплуатации «Байконура», — сказал тогда Сагинтаев.

Во время нынешней встречи с Путиным в Санкт-Петербурге Назарбаев отметил, что новое соглашение по сотрудничеству позволит успешно развивать взаимодействие в космической сфере.

— И мы сейчас новую «дорожную карту» на восемь лет — до 2025 года (утверждаем), новая средняя ракета… Это будет основной «фишкой» российско-казахстанского сотрудничества на Байконуре для дальнейшего использования, для всех других вопросов, — заявил Назарбаев.

Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин посетил Астану, где в ходе переговоров были согласованы предложения сторон относительно будущего «Байконура» и наиболее важного совместного проекта «Байтерек». Последний предполагал использование российско-украинской ракеты-носителя «Зенит», но из-за ситуации на Украине от этого плана пришлось отказаться.

В результате появилась другая идея — создать в России новую ракету того же класса, что и «Зенит» — грузоподъемностью в 10−16 тонн. Разработка ракеты-носителя (РН) «Сункар» (по-русски — «Сокол») предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». Сколько денег в проект сможет внести Казахстан, неизвестно. Но неоднократно отмечалось, что пока новой ракеты нет, партнеры по «Байтереку» займутся модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса «Протон».

Отметим, что в июне 2016-го гендиректор выпускающего ракетные двигатели НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов заявил, что разрабатываемая в России ракета среднего класса «Феникс» может получить двигатель РД-180 — такой же применяется в американских носителях Atlas.

В апреле 2015 года агентство ТАСС сообщило, что Роскосмос в течение 2016−2017 годов подготовит техническое задание на разработку РН среднего класса, а с 2018 года планируется приступить к ОКР «Феникс». С 2018 по 2025 год Роскосмос планирует направить на эти работы свыше 30 млрд рублей. Отмечалось, что ракета сможет в дальнейшем послужить блоком для создания тяжелой или сверхтяжелой ракеты и использоваться как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства «Ангара».

И здесь возникает вопрос: зачем России разрабатывать новую ракету-носитель практически с ноля при уже существующей долгожданной РН «Ангара»?

Ракеты-носители делятся на три класса. Легкий — это уже не использующиеся РН «Космос» (масса полезной нагрузки до 1500 кг), «Циклон-3» (масса ПН, выведенного на приполярную круговую орбиту на высоте 200 км составляет 3,6 т; для высоты 1000 км — 2,5 т). Средний класс — это РН «Союз-2» (масса ПН, выводимой на низкую орбиту Земли — от 2 800 кг до 9 200 кг). К нему же относят и ракеты-носители «Зенит-2» (полезная нагрузка на высотке 200 км — 13,7 т), перспективы которых достаточно туманны, в том числе и из-за ситуации на Украине. Ракеты-носители грузоподъемность 20 тонн и более — это тяжелый класс, который у нас представлен ракетой «Протон-М» (23 т).

В этой классификации «Ангара» стоит несколько особняком, потому что это модульная ракета, которая может быть лёгкой, средней и тяжелой. РН находится в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 тонн («Ангара-А7»): в состав «Ангары-1.2» (впервые пуск был осуществлен 9 июля 2014 года) входят два универсальных модуля, «Ангары-А3» (не летала) — четыре, «Ангары-А5» (пуск произведен 23 декабря 2014 года) — шесть, «Ангары-А7» — семь. То есть, на базе этой схемы на одних и тех же блоках можно «набрать» РН любого класса с соответствующей полезной нагрузкой. Кроме того, если раньше для каждого класса ракет нужно было строить довольно дорогостоящую стартовую площадку, то в ситуации с «Ангарой» — «старт» один для всех.

По дальнейшей совместной эксплуатации «Байконура» с казахстанской стороны поднимались вопросы, связанные с экологией, отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

— Но я бы не назвал их технически обоснованными: от компонента ракетного топлива — гептила — еще никто не пострадал, исключая взрывы, которые случаются на любом производстве, но и они были очень давно. Что касается перспектив проекта «Байтерек», который был задуман еще больше 10 лет назад, то о них крайне сложно говорить. Проект требует вложений как со стороны РФ, так и со стороны Казахстана, а в нынешней экономической ситуации выделение средств далеко не очевидно. Тем более у нас еще не решены проблемы с «Восточным».

Таким образом, все упирается в возможности двух государств, а, как известно, чем дольше проект реализуется, тем больше он требует денег. Скажем, у нас для того, чтобы побыстрее сдать в эксплуатацию «Восточный», решено было ставить площадку для РН «Союз», которых у нас и так достаточно. А надо было ставить площадку под «Ангару», чтобы она летала чаще.

«СП»: — Какие выгоды получат стороны в случае реализации проекта «Байтерек»?

— Мы сможем продолжать выполнять проекты, Казахстан политически выйдет в число космических держав, что позволит ему запускать ряд нагрузок, например, аппараты дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Но пока нет вообще никаких технических характеристик будущей ракеты. В целом, обстановка не очень благоприятная. Тем не менее, по всем техническим параметрам, Казахстану выгоднее всего продолжать сотрудничать с нами, поскольку на «Байконуре» есть инфраструктура, технологии отработаны. Даже в случае с реализацией проекта «Байтерек» речь идет всего лишь о доработке существующих площадок, а не строительстве новой.

«СП»: — Информация о ракете для комплекса в открытой печати сильно разнится: от совсем новой ракеты до доработки уже существующей. Но, судя по всему, речи об «Ангаре» вообще не идет…

— В последнее время действительно наблюдается изобилие проектов ракет-носителей, и не только для проекта «Байтерек». Как уже говорил, технических характеристик ракеты «Сункар» не предоставлено, и в основе проекта — карандашные рисунки, никаких опытных работ с «железом» не проводилось.

Лично меня удивляет обилие проектов, и это при том, что количество полезных нагрузок не увеличивается, а наоборот — снижается. Это касается как коммерческих пусков, так и запусков в рамках Федеральной космической программы (она удовлетворяется всеми существующими ракетами-носителями). С идеями явный перебор.

«СП»: — Теоретически модификация «Ангары» может быть использована в рамках российско-казахстанского проекта?

— Вполне. «Ангару» можно критиковать, и сейчас вокруг нее страсти не утихают, однако у этой ракеты есть одно весомое преимущество перед всеми другими бумажными проектами — она уже сделана. Ведь речь идет не только об одной ракете, а целой цепочке — РН, стартовый комплекс, производство, соответствующее уникальное оборудование для каждого типа ракеты. А у нас уже всерьез рассуждают о ракетах сверхтяжелого класса, для которых нагрузок вообще нет.

Так что Роскосмос должен определиться, что он намерен в дальнейшем делать и для чего — в условиях непростой экономической ситуации. Но понятно, что ряд проектов, о которых говорится в СМИ, появились уже после того, как была принята программа на 10 лет. И они представляют собой творчество отдельных предприятий, которые всегда делают эскизные проекты.

Хотя предложение о расширении продуктовой линейки ракеты-носителя «Протон», озвученное в сентябре, представляется достаточно интересным, поскольку позволит улучшить положение на мировом рынке запусков и продолжить конкуренцию. Тем более что расширить линейку РН «Протон» сравнительно легко. А делать новую ракету дорого и долго. И может получиться так, что к тому моменту, когда проект будет завершен, для него не смогут найти нужного объема нагрузок. У нас уже есть печальный опыт с орбитальным кораблем-ракетопланом «Буран»: он был сделан за огромные деньги, но полезных нагрузок для него не нашлось.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня