ВСУ стягивают технику к фронту, а Тимошенко призывает объявить в Донбассе военное положение
Посол США в Греции Джеффри Пайетт заявил, что Соединенные Штаты продолжат активно выступать за диверсификацию поставок газа в Евросоюз. «Цель США заключается в поощрении прочной и эластичной энергетической сети по всей Европе. ЕС является ключевым партнером Соединенных Штатов в продвижении цели диверсификации источников энергии», — заявил дипломат, который раньше занимал аналогичную должность на Украине.
Под диверсификацией Пайетт подразумевает Трансадриатический газопровод, по которому каспийский газ поступит через Грецию и Албанию в Италию, а также поставки сжиженного природного газа из США. А вот проект «Северный поток-2» продолжает вызывать неодобрение американцев. По словам Пайетта, он приведет к усилению зависимости Европы от России.
Ранее Рекс Тиллерсон, бывший глава ExxonMobil, на слушаниях в Сенате при утверждении его кандидатуры на пост госсекретаря также заявил, что поставки топлива из «стабильной страны», например США, не позволят государствам Европы стать «заложниками единственного или доминирующего ресурса», то есть российского газа.
ВСУ стягивают технику к фронту, а Тимошенко призывает объявить в Донбассе военное положение
Все это дало повод некоторым экспертам говорить, что новая администрация США не собирается отказываться от прежнего курса на противодействие России в Европе в энергетической сфере. Причем помимо политических заявлений, направленных против проектов газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», США смогут составить «Газпрому» реальную конкуренцию благодаря сниженному газу.
Публикация в «Независимой газете» утверждает, что еще 3−5 лет российская компания может наслаждаться стабильным положением в Европе, но затем ей придется отступить под давлением американцев.
Правда, далеко не все эксперты согласны с такими выводами. Несмотря на то, что разговоры о поставках американского СПГ в Европу идут уже не первый год, в 2016 на европейский континент прибыло лишь три танкера с американским газом (в Испанию, Португалию и Италию), еще два танкера доплыли до Турции. Американские СМИ при этом утверждали, что газ стоил дешевле российского, но с учетом расходов на транспортировку и себестоимость, а также снижение цен «Газпрома» в среднем до 180−200 долл. за тысячу кубов, в это верится с трудом. Напротив, российские эксперты говорят о том, что американский СПГ обходится Европе как минимум на 30% дороже трубопроводного газа.
И структура газового потребления Европы косвенно подтверждает это. В 2016 году «Газпром», несмотря на все разговоры о диверсификации и газовой независимости, поставил исторический рекорд по объемам поставок газа в Европу. С учетом Турции этот показатель составил 179 млрд. млрд. куб. м. газа. Доля «Газпрома» на европейском рынке выросла с 31% в 2015 до 34% в 2016 году.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков убежден, что и через пять лет американский СПГ не сможет вытеснить «Газпром» из Европы.
— Сегодня в США работают два завода по сжижению газа, которые дают в сумме около 8 млн. тонн СПГ в год, а это довольно мало. У нас один Сахалинский завод дает 10,5 млн. тонн. Все эти тезисы о том, что «Газпром» проиграет американцам на европейском рынке, звучали ровно год назад. Но что мы видим сейчас? Те же самые прибалты построили терминал по приему сжиженного газа в Литве, но половину газа закупают у России, СПГ покупают только потому, что обязаны это делать. Они законодательно обязали компании покупать более дорогой газ из этого терминала, в противном случае тем придется платить штраф.
«СП»: — А почему европейские потребители не покупают СПГ более активно?
— Да потому, что он дороже. «Газпром» на рынке оказался более конкурентоспособен. Он спокойно занимает свою долю, более того, даже увеличил поставки в Европу до исторических максимумов. Цены «Газпрома» привязаны к нефти, а так как они упали, подешевел и газ по долгосрочным контрактам. Теперь он более выгоден, чем даже на спотовых рынках.
Почти весь объем американского СПГ ушел в Южную Америку. Бразилия и другие страны региона получили более 60 поставок. Остальное сырье пошло в Азию. Поэтому американские СПГ будут конкурировать не с российским трубопроводным газом на европейском рынке, а на рынках Азии с поставками из Австралии.
Если бы они могли конкурировать с «Газпромом» в Европе, эта конкуренция уже началась бы. Почему они считают, что через три года что-то принципиально изменится? Американский СПГ как был дорогим удовольствием, так и останется. По себестоимости российский газ дешевле. От объемов производства ничего не зависит. Даже если у американцев будет не два, а десять заводов, они будут невостребованными, не смогут производить дешевый сжиженный газ.
«СП»: — А если цены на нефть вернутся на прежний высокий уровень? Сможет ли «Газпром» выдерживать конкуренцию?
— В этом случае «Газпром» просто будет предоставлять скидки европейским потребителям. Если цена нефти вырастет до ста долларов за баррель, газ будет стоить 350−400 долларов за тысячу кубов. За такие деньги европейцы могут покупать и у американцев. Но скорее они просто потребуют у «Газпрома» снизить цену, и российская компания на этой пойдет. Сейчас «Газпром» продает газ по 200 долларов, и ничего. То же самое он будет делать при возросшей конкуренции. А американские поставщики не могут позволить себе так снизить цену.
Обратите внимание на то, какую риторику используют представители США, когда говорят о российском газе в Европе. Они не случайно заявляют, что нужно отказаться от него, чтобы Европа не впадала в большую зависимость от России. Экономически они проигрывают, поэтому хотят политическими аргументами заставить европейцев отказаться от российского газа. Это показывает, что с экономической конкуренцией с «Газпромом» они не справились.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов объясняет, что разговоры о поражении «Газпрома» в Европе идут уже не первый год, но реальных оснований под ними мало.
— Еще в 2009 году во время первой волны глобального экономического кризиса из-за начала активной добычи сланцевого газа в США произошло перераспределение мировых газовых потоков. Ряд проектов, например, катарских, изначально нацеленных на рынок США, оказались не у дел, и им пришлось искать другие рынки сбыта.
Они направились в Европу, где им пришлось продавать свой газ хоть по крайне низкой цене, чтобы его хоть кто-то купил. Продавали себе в убыток — лишь бы завоевать рынок. У европейских потребителей возникла уверенность, что этот избыток предложения надолго или даже навсегда. Радостные эксперты, которые всегда готовы «поддержать» Россию, начали говорить о том, что газпромовский газ Европе больше не нужен, так как на рынке избыток, а цены низкие.
Но что же произошло с катарским газом за эти годы? Где этот продукт, который был на рынке в таком избытке? А катарский газ ушел туда, где платят деньги — в Азию, в основном в Китай и Японию, где нашлись богатые рынки сбыта. В 2011 году произошла авария на АЭС «Фукусима», Японии потребовалось больше газа, на этом фоне стали повышаться запросы КНР. В отдельные годы разница в ценах на европейских и азиатских рынках была двукратной. Короче говоря, по сравнению с богатой и бурно развивающейся Азией в Европе не было ни спроса, ни денег.
После 2014, когда цены на нефть стали падать, стоимость СПГ и трубопроводного газа также снизилась. Сейчас мы находимся в промежуточной точке, когда цены ушли от минимумов, но не дошли до оптимумов. И вот на этом фоне мы видим реанимацию истории о сверхдешевом сжиженном газе, заливающем Европу.
«СП»: — Но, может, в случае с газом из США ситуация обстоит по-другому?
— Нет, эта история, в лучшем случае, забавна. Начнем с инфраструктуры внутри ЕС. Евросоюз, рассчитывая на то, что у них крайне привлекательный рынок и все хотят продавать там свой газ, стал активно строить СПГ-терминалы. Сегодня мощностей для приема сжиженного газа в Европе — избыток. Они могут принимать более 220 млрд. кубометров газа в год. В реальности же принимают не более 50 млрд. кубометров. И никаких надежд на то, что придет поставщик, который зальет эти объемы, нет.
У Европы есть техническая возможность полностью отказаться от поставок российского газа уже сегодня. Но в 2016 году она не сделала этого, более того, умножила закупки. «Газпром» поставил исторический максимум по поставкам «голубого топлива» в Европу. При том, что господа эксперты, ожидавшие СПГ из США, Австралии и Африки, еще в начале 2016 говорили о том, что начнется ценовая война, в которой «Газпром» проиграет. Кстати, потребление СПГ в Европе в прошлом году снизилось, потому что в Азии опять начали расти цены, и поставщики потянулись туда.
«СП»: — А если США нарастят экспорт сжиженного газа и заполнят эти мощности?
- В США сегодня действуют два завода, мощность которых не превышает 9 млн. тонн СПГ в год (новый завод Sabine Pass LNG на границе Техаса и Луизианы и давно функционирующее предприятие на Аляске, — прим. ред). Это, мягко скажем, не самые впечатляющие объемы на свете. Конечно, они собираются удвоить мощности, буквально в марте должна быть введена в эксплуатацию третья и четвертая очередь. При этом в США даны разрешения на работу нескольким заводам, суммарная мощность которых составит 60−80 млн. тонн СПГ в год. Но в реальности сейчас это не больше девяти миллионов тонн.
Куда же идет этот газ? Не в Европу, а на рынки Латинской Америки, куда его ближе всего доставлять. Потому что даже при нынешних ценах, не говоря уже о минимумах, его выгоднее доставлять туда, где транспортное плечо меньше, а спрос — выше. Это объективная действительность.
Есть и еще одна проблема — проблема ресурсной базы. Добыча газа в США в годовом выражении снижается, начиная с марта 2016. Это значит, что на добыче начал сказываться процесс уменьшения количества работающих буровых установок.
При этом у США есть планы по двукратному увеличению поставок трубопроводного газа в Мексику на 20−25 млрд. кубометров газа в год. Внутренний спрос на газ в Америке тоже остается довольно высоким.
Возникает вопрос: как с учетом всех этих факторов США смогут еще и насытить европейский рынок? Два-три года уйдет на запуск дополнительных буровых установок и увеличение добычи. Всего им придется увеличить добычу на 100 млрд. кубов газа.
Но если появится экспортная альтернатива, внутренние цены на американском рынке неизбежно начнут расти. А это приведет к увеличению себестоимости производства СПГ, который будет идти из США. Он и сейчас не может нормально конкурировать в Европе с российским газом. А при условии, что его производство подорожает на 2−3 доллара за миллион британских термальных единиц (MMBtu), то есть примерно на 100−150 долларов за тысячу кубов, это просто невозможно.
Сегодня американский газ в Европе должен стоить 220 долларов, чтобы просто выйти в ноль. А ведь американским предприятиям нужно еще и возвращать огромные деньги, вложенные в производство. Им нужно отдавать около девяти миллиардов долларов банкам
Киев просто фонтанирует сказками про чудо-оружие, способное победить Россию
«СП»: — То есть ценовая война пока «Газпрому» не грозит?
— Если начнется ценовая война, она первым делом обрушит цены на СПГ. А для «Газпрома» нормально продавать газ и по 150 долларов. Конечно, в 2016 году прибыль снизится по сравнению с 2015, потому что тогда цены на газ достигли дна. Тем не менее, компания работает с прибылью, и способна работать с прибылью даже при цене до 110 долларов за тысячу кубометров. Эти цены абсолютно недопустимы для американских производителей СПГ.