Париж пытается отодвинуть Москву на третье место по продажам военной техники
Роспотребнадзор и Генпрокуратура бьют тревогу: количество фальсификата на продуктовых прилавках растет стремительно. Подделывают уже не только привычный творог или сметану, но и товары элитарного спроса — например, черную икру. Нонсенс: сегодня перед производителями суррогата одинаково беззащитны и бедные, и богатые.
Любимый вкус Лепса против санврачей
Следственное управление по Тверской области начало проверку цеха, где производили черную икру. Он работает в поселке Восточный на окраине Ржева на месте бывшего свинокомплекса, который новые хозяева, бизнесмены Владимир Комутков и Евгения Цатнева, выкупили в начале девяностых и переоборудовали под крупное рыбоводческое предприятие.
Еще в декабре на предприятии побывали инспекторы областного Роспотребнадзора, которые выявили грубые санитарные нарушения: в икорном цеху хранилась продукция без маркировки, частично с истекшим сроком годности, причем в отсутствие документов, подтверждающих ее качество и безопасность для потребителей. Вся эта продукция была арестована.
Роспотребнадзор возбудил административное дело по ч. 1 ст. 14.43 КоАП («Нарушение изготовителем требований технических регламентов»), которое было передано в арбитражный суд Тверской области. Он постановил: арестованную икру конфисковать, а на предприятие «Ржевский рыбоводный комплекс» наложить штраф в размере 150 тысяч рублей.
Париж пытается отодвинуть Москву на третье место по продажам военной техники
А вскоре в прессе появились сообщения о том, что конфискованная черная икра — фальсификат. Якобы, закупали ее в Китае по бросовым ценам (1200 рублей за килограмм), затем фасовали в цеху в поселке Восточный в баночки под брендом «Золото Каспия», а потом везли на продажу в Москву. Расходится она в сети элитных и модных супермаркетов «Азбука вкуса» и в ГУМе, причем уже по цене от 60 до 95 тысяч рублей за кило.
Между тем, «Золото Каспия» нахваливают в своих аккаунтах в инстаграме звезды российского шоу-бизнеса: телеведущие Ольга Бузова, Ксения Собчак и Максим Галкин, певец и продюсер Григорий Лепс.
На официальном сайте рыбоводческого комплекса также появилось обращение к покупателям: мол, все сообщения о «китайской икре» — не более чем часть информационной войны, развязанной недобросовестными конкурентами торгового дома «Золото Каспия».
Так это или нет, теперь будет выяснять Следственное управление, которое намерено проверить многочисленные публикации в прессе о деятельности «Ржевского рыбоводного комплекса». Представители «Азбуки вкуса» также намерены провести дополнительные проверки продукции, поступающей в супермаркеты из Ржева.
Сгущенка без молока, конфеты без шоколада…
Если выяснится, что черная икра, произведенная в Ржеве, — вовсе не из Китая, народ уже в это вряд ли поверит. И вовсе не из уважения к торговой марке, которую подавляющее большинство вообще вряд ли когда-либо слышали. А потому, что сегодня любой россиянин твердо уверен: на прилавках — засилье «пищевого» фальсификата.
Особенно это заметно на рынке молочных продуктов: конкуренция на рынке велика, зато натурального, качественного и безопасного сырья на всех не хватает (либо оно слишком дорого). Вот технологи молзаводов и выдумывают новые, экономически более выгодные рецептуры.
Взять хотя бы молочные консервы, приводит пример доцент Омского государственного аграрного университета Елена Шмат. Существует жесткий ГОСТ на «сгущенку с сахаром»: в баночке должно быть только цельное молоко и сахар. Но присмотритесь к этикетке внимательно, и почти всегда увидите: сухое или восстановленное молоко, растительные жиры…
Есть и другой прием обмана покупателя молочных консервов: производители подменяют «сгущенное молоко с сахаром» на совсем иной, более дешевый продукт, — «молоко, концентрированное» или «молоко, сгущенное стерилизацией». И вот в чем разница, объясняет Елена Шмат. Цельное молоко, сгущенное с сахаром, изготавливают так: из молока выпаривают в вакууме часть воды (ее остается не более 26%), остальное — компоненты молока и сахар. А вот если сгущать молоко стерилизацией, то в нем будет только 27% полезных для организма компонентов и 73% воды.
Наиболее явно нехватка качественного сырья сказывается на производстве тех видов продукции, которая требует самого классного молока, — сыров. Фальсифицируют творог и сметану, заменяя молочные жиры на растительные. Это знают все. Но мало кто знает, что последнее время в сливочном масле заменяют молочный жир… на молочную плазму. То есть по сути на воду.
Частенько фальсифицируют кондитерские изделия: скажем, массу и объем шоколадной глазури в конфетах искусственно завышают за счет… воды. Добавляя поверхностно-активные вещества (ПАВ), ее содержание можно увеличить с 1 до 9%. Вроде, в этой конфете — это доли грамма, но в масштабах целого кондитерского завода — миллионная «экономия». На нас, потребителях.
Частенько в конфеты добавляют антиокислители: если перед вами конфеты со сроком реализации более 4 месяцев, то непременно в ней будет консервант, иначе шоколадная глазурь попросту испортится. А теперь подумайте, стоит ли покупать такие батончики как Mars, Snickers, Bounty, у которых гарантийный срок хранения — два года?!
Растут в стране продажи колбасы — наловчились и ее фальсифицировать. Мясо заменяют на костную муку и субпродукты, жилы, крахмал, соевую муку, каррагинановый рассол (для яркого цвета). Колбасу, у которой заканчивается срок годности, в супермаркетах нарезают и выдают за свежий, фасуя в вакуумную упаковку. Так что запомните: покупать нарезанную и расфасованную колбасу в магазине можно, только если ее нарезали прямо при вас!
«Надо менять работу торговых сетей!»
Каким образом государство должно бороться с фальсификатом на продуктовых прилавках? Этот вопрос «Свободная пресса» задала управляющему партнеру консалтингового агентства Kirikov Group Даниилу Кирикову.
— Для борьбы с фальсификатом необходимо вносить изменения в систему работы торговых сетей. Так, многие из них не только не проводят анализы поставляемой им продукции, но и целенаправленно закупают низкокачественные товары с большим сроком годности. Которые затем подпадают под их всевозможные маркетинговые акции.
Во-первых, необходимо возложить на ритейлеров обязанность анализа всей закупаемой ими продукции. Во-вторых, стимулировать производство торговыми сетями собственной продукции (к продукции они относятся с куда большей придирчивостью, если отвечают за нее своим имиджем).
Как из изнасилованной школьницы сделали звезду отечественного ТВ
Для локальных производителей натуральной (органической) пищевой продукции государство должно создавать условия экономического стимулирования. Например, предоставлять налоговые льготы, расширять программы предоставления субсидий на модернизацию производства.
Также можно ввести в госбанках специальные программы кредитования с государственной поддержкой с низкими ставками и возможностью долгой рассрочки платежей. Это позволит снизить себестоимость производства (в частности молочной продукции, в случае с которой наиболее велика доля фальсификата), а значит, изготавливать фальсификат станет просто экономически не выгодно.