Экономика / Бизнес в России

Китай положил глаз на госактивы России

Поднебесная готова принять активное участие в программе приватизации в России

  
9086
Заместитель премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов
Заместитель премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов (Фото: Станислав Красильников/ТАСС)

Китай готов принять активное участие в приватизации государственных активов России. Такое заявление сделал вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли во время встречи с вице-премьером Российской Федерации Игорем Шуваловым на четвертом заседании российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству.

На заседании представители РФ и КНР поддержали создание двух фондов, которые будут заниматься инвестициями в российскую горнодобывающую и металлургическую отрасли, а также в инфраструктурные и девелоперские проекты. Всего стороны договорились о реализации 73 совместных инвестиционных проектов.

Возможность участия китайского капитала в приватизации российских госактивов обсуждается не впервые. Так, в мае 2016 года глава Министерства энергетики России Александр Новак заявил, что не исключает участия китайских компаний в российской программе приватизации, и что обсудить этот вопрос было бы «интересно». СМИ писали о том, что китайская CNPC заинтересована в приватизации госкорпорации «Роснефть». Однако, как известно, в итоге 19,5% акций компании достались международному консорциуму Glencore и катарскому инвестиционному фонду.

Напомним, что в феврале правительство утвердило план приватизации на 2017−2019 годы. Документом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 ФГУПов, доли участия государства в десяти ООО, более тысячи объектов другого имущества государственной казны.

Крупнейшими сделками должны стать сокращение доли государства в уставном капитале банка ВТБ — до 25 процентов плюс одна акция (сегодня государству принадлежит в ВТБ 60,9% голосующих акций), полный выход государства из капитала Новороссийского морского торгового порта (НМТП), «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) и производственного объединения «Кристалл», занимающегося огранкой природных алмазов.

Читайте также

Кроме того, план предусматривает снижение доли государства в акционерной компании АЛРОСА до 29 процентов плюс одна акция с координацией продажи акций, находящихся в госсобственности Республики Саха и в муниципальной собственности. Долю государства в «Совкомфлоте» планируется сократить до 25 процентов плюс одна акция. Кроме того, в план приватизации вошли 100% находящихся в федеральной собственности акций Дальневосточной энергетической управляющей компании (ДВЭУК). Продажа долей в ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и еще 10% в нефтяной компании «Роснефть» в финальную версию документа не попали.

Планируется, что приватизация этих активов обеспечит доходы бюджета в размере 5,6 миллиарда рублей ежегодно.

Интересно, что вице-премьер Игорь Шувалов 5 апреля заявил, что приватизация «Совкомфлота» может состояться уже летом. Возможно ли, что именно этот вопрос обсуждался с китайскими инвесторами?

Несмотря на теплые политические отношения, экономическое взаимодействие между Китаем и Россией развивается не так активно, как хотелось бы. Хотя по итогам первого квартала 2017 года товарооборот между Россией и Китаем вырос в долларовом эквиваленте на 29,3%.

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский считает, что КНР заинтересована во вложении средств в российскую экономику, однако хочет получить гарантии сохранности этих инвестиций.

— Китай действительно заинтересован и в участии в приватизации, и в инвестициях, но проблема в том, что вход в российскую экономику у нас достаточно непростой. За прошлый год по одним данным Китай инвестировал в российскую экономику два миллиарда долларов, по другим — один. Общий же объем зарубежных инвестиций КНР в 2016 году составил 174 миллиарда долларов. То есть доля России практически ничтожна. Инвестиционное сотрудничество развивается очень слабо.

Насколько я знаю, на встрече двух вице-премьеров велись очень серьезные переговоры о расширении инвестиционного сотрудничества, тем более что Игорь Шувалов как раз и возглавляет комиссию с российской стороны по такому взаимодействию с КНР. Российская сторона заинтересована привлечь китайские инвестиции в развитие нашей экономики.

Но китайский инвестор предпочитает идти туда, где можно получить быструю прибыль. Это такие сферы, как добыча нефти и природного газа, то есть то, что КНР сегодня необходимо.

На мой взгляд, нужно привлекать китайских инвесторов к развитию российской инфраструктуры, на что у нас сегодня не хватает средств, или к развитию Крыма. На это, правда, китайский инвестор идет крайне неохотно, потому что в отношении Крыма работает огромное количество санкций, которые могут быть применены и против действующих там предприятий.

На встрече вице-премьеров были подготовлены определенные соглашения, которые, скорее всего, будут подписаны во время визита на высоком уровне президент Владимира Путина в Пекин 14−15 мая на конференцию, посвященную крупному китайскому проекту «Один пояс — один путь».

«СП»: — И какие перспективы у нас есть?

— На мой взгляд, подключение к китайским инвестициям и экономике максимально эффективно возможно, только если Россия активно примет участие в реализации проекта «Один пояс — один путь». Китай предполагает развивать по маршруту «Шелкового пути» маршруты через Россию в Европу. Для этого необходимо построить высокоскоростные железные дороги, чтобы обеспечить быстрые грузоперевозки по территории РФ и создать конкуренцию морским перевозкам.

Что касается морских перевозок, Китай готов вложить определенные средства в освоение северного морского пути. Для Пекина это приобретает жизненно важный характер. КНР купила часть акций общества «Новатэк», и через порт Сабетта в Китай ведет вывоз сжиженного природного газа. Поэтому Пекин заинтересован в разработке севморпути и готов подключиться к этому процессу.

«СП»: — Вы сказали, что китайским инвестициям тяжело входить в российскую экономику. Почему?

— Не только китайским, но и зарубежным инвестициям в принципе. Обратите внимание, что большая часть иностранных инвестиций в России — это портфельные инвестиции в финансовые структуры. Для прямых инвестиций существует серьезная проблема — иностранные вложения на территории Российской Федерации не страхуются, что представляет собой дополнительные риски для иностранных инвесторов. Особенно для тех, кто собирается получать доходы не от капитала, а от доход от произведенной на территории России продукции.

Это серьезное препятствие для инвесторов, которые через некоторое время могут столкнуться с тем, что придет новый руководитель и пересмотрит свое отношение к инвестициям и этим предприятиям. А поскольку никакой страховки нет, возврат этих инвестиций ничем не гарантирован. Инвестор просто потеряет деньги и должен будет уйти восвояси. Это большой риск. Если бы законодательство гарантировало полный или частичный возврат денег, инвестированных в российское производство, ситуация была бы совсем другой.

Если у китайского инвестора есть выбор между Россией и Казахстаном, например, в области выращивания соевых бобов на аналогичных землях по качеству и плодородию, он выбирает Казахстан. Критерий один — в Казахстане есть гарантии возврата инвестиций. У нас таких гарантий нет.

«СП»: — Можно ли как-то решить эту проблему?

— Можно разработать механизм гарантий для любых инвестиций, в том числе китайских. Это определяется двусторонними соглашениями. Рабочая группа должна подготовить соответствующие документы. Собственно, именно комиссия Игоря Шувалова и должна этим заниматься. Но такое соглашение должны быть равным и для китайских, и для российских инвесторов на территориях друг друга. Нет смысла подписывать соглашение, которое работает только в одну сторону. Возможно, сейчас рабочая группа под руководством двух вице-премьеров начнет подготовку такого документа.

«СП»: — Сообщается, что уже договорились о 73 проектах, это прогресс?

— Договариваться можно о чем угодно, все зависит от реализации. Напомню, что в свое время в 2007 году было подписано соглашение о сотрудничестве российского Дальнего Востока с северо-востоком Китая. Оно предусматривало более 200 совместных проектов, но реализовано из них на сегодняшний день не более 10. Так что вопрос не в самих договоренностях, а в их реализации.

«СП»: — Возвращаясь к приватизации, какие именно компании интересуют китайцев?

— Если говорить о приватизации российских активов, китайцев в России интересует все, что их интересует в экономике в принципе. У КНР есть ключевые точки, которые они хотели бы развивать. Это новые высокие технологии, добывающая промышленность, нефть, природный газ и высокококсующий каменный уголь. Также это все, что связано с транспортом — порты, железные дороги.

Читайте также

У Китая есть действующий план развития экономики народного хозяйства до 2020 года. Кроме того, есть огромная программа «Один пояс — один путь», о которой я уже упоминал, которая предусматривает стратегию внешнеэкономического сотрудничества на ближайшие годы до 2030 годов и дальше. Когда мы планируем что-то, нужно исходить из того, что прописано в этом плане. Точно также и китайская сторона должна знакомиться с нашими разработками и планами развития регионов и страны в целом.

Вскоре состоится визит Владимира Путина в Китай, думаю, по его итогам можно будет делать какие-то выводы о том, насколько активно будет развиваться в ближайшие годы наше экономическое сотрудничество.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня