Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Китай бросил вызов Boeing и Airbus

Однако «любимая мечта» Си Цзиньпина не вызывает страха у американцев и европейцев

5140

4 мая первый летный экземпляр российского узкофюзеляжного самолета МС-21 покинул цех окончательной сборки на авиационном заводе корпорации «Иркут», а спустя день совершил свой первый рейс китайский узкофюзеляжный самолет С919. Церемония перед взлетом продлилась всего несколько минут, после чего пять членов экипажа во главе с 41-летним капитаном Цай Цзюнь поднялись на борт.

Напомним, что впервые С919 был презентован 2 ноября 2015 года. Сейчас китайцы собирают еще 6 лайнеров этого типа, которые до 2019 года будут проходить жесткие испытания. При этом процедура тестирования не подлежит разглашению. Известно лишь, что по всей стране строятся взлетно-посадочные полосы, предназначенные специально для C919. Значит, в процессе лицензирования самолету придется летать много и на большие расстояния.

Как сообщил менеджер проекта Бао Пэну, пока не будет достигнута 100-процентная гарантия безопасности, лайнер не поступит в продажу, несмотря на спрос.

Читайте также

СМИ Поднебесной не скрывают, что новый самолет нацелен на жесткую конкуренцию с Boeing 737 MAX и Airbus 320neo. По словам шанхайского авиационного эксперта Дэниела Рена, который следил за разработкой нового лайнера, C919 является самой смелой попыткой Китая в его стремлении преодолеть глобальное лидерство Airbus и Boeing в гражданской авиации.

Сколько в действительности продлятся испытания, эксперты не готовы даже прогнозировать. Дело в том, что С919, собираемый на заводе в Пудуне, является второй моделью компании Comac после регионального самолета ARJ-21, которому потребовалось 7 лет тестирования и доработок, прежде чем стать коммерческим продуктом.

Акции Airbus и Boeing показали незначительное снижение, что связывали именно с нынешними событиями в Шанхае. В то же время Bloomberg уверен, что С919 не станет убийцей самолетов глобальных игроков. Во всяком случае, текущее сравнение спроса явно не в пользу «китайца». Airbus имеет 5056 заказов на A320neo, портфель Boeing оценивается в 3714 лайнеров Boeing 737 MAX, тогда как китайский Comac может рассчитывать на продажу 570 своих самолетов, главным образом в Поднебесной: корпорациям Air China и GE Capital Aviation Service. Единственным на сегодня иностранным заказчиком является GECAS, чья материнская компания General Electric Co. имеет долю в предприятии, производящем двигатели для C919.

Агентство Bloomberg также предупредило, что самолет С919 столкнется с огромными трудностями на пути сертификации в Европе и в Америке. ЕС и США всеми правдами и неправдами будут препятствовать этому. Впрочем, китайцам не привыкать «ломать» торговые стены. Так, ARJ-21 Comac получил свой первый иностранный сертификат в декабре 2016 года, несмотря на пророчество полного провала.

Кроме того, C919 рассматривается как любимый проект Си Цзиньпина, который еще в 2014 году во время визита на завод Comac сказал инженерам, что большой реактивный самолет, сделанный в Поднебесной, является частью его китайской мечты. «Хотя это может быть долгий путь, но мы будем усердно работать, чтобы прийти к этой цели», — сказал товарищ Си. Очевидно, что Китай не будет жалеть средств на С919.

Между тем, новый самолет Comac имеет алюминиевый корпус, значит, уступает композитным конструкциям, используемым на самолетах A320neo и 737 MAX. Топливная эффективность «китайца» окажется хуже, чем у конкурентов. Имеющие приблизительные расчеты западных экспертов показывают, что в пересчете на пассажир/километр C919 будет сжигать на 35% больше топлива, чем, к примеру, A320neo.

Неслучайно в прошлом году Comac создала с российской Объединенной авиастроительной корпорацией коммерческое партнерство с целью разработки нового среднемагистрального пассажирского самолета, первый полет которого по плану состоится в 2022 году, а поставки стартуют в 2025 году. Очевидно, что у китайцев появилось понимание, что есть «вещи», которые им одним не под силу.

В то же время Поднебесная способна обеспечить потенциальным заказчикам высокий финансовый комфорт за счет дешевого лизинга. В условиях жесткой конкуренции, когда Boeing и в особенности Airbus стремятся к прямым продажам и с учетом высоких цен на их самолеты, это «не есть хорошо» для глобальных игроков, хотя они и смотрят свысока на С919.

Есть еще один момент, который нельзя сбрасывать со счетов: в последние годы компания Comac привлекла столько же денег, сколько и Airbus. Следовательно, инвесторы доверяют китайцам, и топливная эффективность не является главным критерием привлекательности при дешевеющей нефти.

Официальной информации о стоимости нового самолета пока еще нет, хотя в зарубежных СМИ гуляют самые разные цифры. Но по слухам, китайский самолет С919 будет иметь несравнимо более низкий ценник, чем Boeing 737 MAX-8 ($ 93,3 млн.) и Airbus 320neo ($ 102,8 млн.). То есть в районе $ 50−60 млн. Это существенно дешевле, чем и у третьего мирового игрока — канадской компании Bombardier Aerospace, чей лайнер Bombardier CS300 стоит $80 млн.

Что касается нашей новинки М21, то новый российский узкофюзеляжный самолет на 30% изготовлен из композитов. Следовательно, с топливной эффективностью не должно быть проблем — примерно на уровне мировых лидеров. Кроме того, продукт «Иркута» вместительнее своих аналогов. Если взлетевший в Шанхае лайнер С919 имеет 158 кресел, то наш МС21 рассчитан на 212 пассажиров. Кстати, это больше, чем у A320neo (180 пассажиров) и Boeing 737 MAX-8 (189 пассажиров). Да и стоит «Иркут» дешевле именитых конкурентов — $70 млн.

Сможет ли наш самолет завоевать свою нишу на мировом рынке? Это — вопрос не столько технико-экономических преимуществ. Здесь на первое место выходит организация логистики, а также политические договоренности. С первым — у нас вообще беда. Опыт продвижения Sukhoi Superjet 100 показывает, что Минпромторг, ответственный за экспортную политику, вообще не имеет управляющих компетенций по обеспечению самолетов за границей запчастями и сервисом. Даже внутри страны «процветает» рынок контрафакта для авиационной промышленности.

Читайте также

Да и с политическим лоббированием — тоже не все просто, с учетом санкций США.

Судя по интересу со стороны ряда иностранных авиаперевозчиков, М21 смотрится явно предпочтительнее, чем С919. По идее, установка американского двигателя Pratt & Whitney семейства PW1000G должна упростить иностранное лицензирование. Но в целом, при нынешнем подходе к делу со стороны Минпромторга, «Иркуту» серьезные продажи не «светят».

Кстати, Дэниел Рен считает, что разработка С919 входит, прежде всего, в патриотическую повестку Китая, а борьба с конкурентами важна лишь с точки зрения прогресса.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня