18+
вторник, 24 октября

Россия оказалась на обочине Нового шёлкового пути

Удастся ли договориться с Китаем о приемлемых условиях транзита товаров через нашу страну

  
40289
Президент России Владимир Путин, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (слева направо на первом плане) во время совместного фотографирования с главами делегаций
Президент России Владимир Путин, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (слева направо на первом плане) во время совместного фотографирования с главами делегаций (Фото: Сергей Гунеев/пресс-служба президента РФ/ТАСС)

Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин заявил, что Пекин в рамках международного форума «Один пояс — один путь» намерен подписать торговые и бизнес-соглашения с несколькими десятками стран. Такое заявление он сделал 14 мая, открывая форум.

«В ходе форума Китай намерен подписать договоры с более чем 30 странами, а также начать консультации по соглашениям о создании зон свободной торговли с соответствующими государствами», — сказал Си Цзиньпин.

Владимир Путин, чьё выступление стало одним из главных на форуме, отметил рост товарооборота между Россией и Китаем, а также положительно отозвался о перспективах проекта, который неофициально называют Новый шёлковый путь.

Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, в свою очередь, во время приветственной речи заявил, что тоже рад очередной встрече с российским лидером, и выразил надежду, что она придаст новый импульс развитию двусторонних связей. «Китай и Россия всегда поддерживали диалог и сотрудничество. Китайская сторона уделяет особое внимание развитию отношений с РФ», — отметил он.

Читайте также

Напомним, ещё в 2013 году власти КНР объявили о новой стратегии экономического развития «Один пояс — один путь», которая направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии.

Под этим подразумевается создание торговых коридоров для поставок товаров с Востока на Запад по оптимальным маршрутам и на наиболее выгодных для сторон условиях.

Между тем, обращает внимание, что Россия не является официальным участником данного проекта, и об инвестициях Китая в транспортную инфраструктуру нашей страны дальше разговоров дело пока не идёт, о чём уже рассказывала «Свободная пресса». Есть ли шанс, что после данного форума дело сдвинется с мёртвой точки?

— Хотел бы заметить, что для России на этом форуме не идёт речь о заключении договоров, способных принести быструю выгоду — говорит доктор исторических наук, директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы Алексей Маслов. — Надо понимать, что мы даже не являемся официальными партнёрами Поднебесной по проекту «Один пояс — один путь» или как его ещё называют Новый шёлковый путь. Поэтому в отличие от стран, которые подписали с Китаем определённые отношения, мы на данный момент не можем рассчитывать на большие инвестиции восточного соседа в нашу транспортную инфраструктуру. Тем не менее, мы показываем, что проект нам интересен, и мы готовы в перспективе участвовать в нём. Это пока, скорее, политическая позиция, чем экономическая.

И то, что Путин открывал этот форум, не будучи даже президентом страны-участницы этого проекта — особый знак уважения Китая к России, понимания общих стратегических интересов.

«СП»: — Почему мы не стали участниками проекта, который мог бы привести в страну не один миллиард инвестиций, ведь в нашем правительстве только и говорят о необходимости привлечения иностранных капиталов в Россию?

— Надо понимать, что инвестиции, тем более такие большие, всегда даются под определённые условия. У России ещё до того, как Китай начал реализовывать проект Нового шёлкового пути, были предложения к соседу по модернизации нашей транспортной инфраструктуры, но соседи на это не пошли. Теперь же получается, что России как бы предлагается участвовать в чужом проекте, по уже установленным китайцами правилам.

Транспортная инфраструктура при наших пространствах для нас очень важна, особенно, это касается Сибири и Дальнего Востока. У нас там всего две крупные железнодорожные артерии — Транссиб и БАМ. БАМ китайцам сегодня неинтересен из-за малых пропускных способностей. А пропускную способность Транссиба они хотели бы увеличить в 3 с лишним раза. С одной стороны, у нас даже подготовлены конкретные предложения, что надо сделать для этого. Но непонятно, что мы будем иметь в конечном счёте. Поскольку при сохранении того положения, что есть сейчас, нам достаточно тех пропускных способностей Транссиба, что уже есть.

Мы заинтересованы в том, чтобы Китай инвестировал или иным способом участвовал в наших инфраструктурных проектах, чтобы это, в итоге, приводило, например, к развитию нашей промышленности, станкостроения. Китай же, в свою очередь, главным образом, озабочен в сбыте своих товаров в Европу по кратчайшему и наиболее удобному пути.

А пока получается, что Китай не очень-то стремится закупать у нас даже сельскохозяйственную продукцию. При том, что более 60% продовольствия Поднебесная закупает за рубежом, там не стремятся усиливать долю российского экспорта. В то время как, например, в Забайкальском крае есть избыток производства мяса и мясной продукции, на Алтае перепроизводство зерна и муки. Всё это могло бы уходить в Китай, но там, повторяю, стараются максимально диверсифицировать закупки.

«СП»: — Но мы в любом случае за то, что согласимся модернизировать «мост» между Китаем и Европой, получим какие-то транзитные дивиденды.

— Пока, насколько я понимаю, нет чётких расчётов, какова же будет наша выгода. В любом случае, для нас важна политическая составляющая данного проекта — именно политическая. Ведь Китай, запуская Новый шёлковый путь, по сути, предлагает альтернативный американскому вариант глобализации. Нам важна эта альтернатива, потому мы и поддерживаем проект.

— Сегодня Россия и Китай уже не просто экономические партнёры, — считает президент АНО «Российско-китайский аналитический центр» Сергей Санакоев. — Наше стратегическое сотрудничество приобретает черты союзнических отношений.

Перспективы нашего взаимодействия большие, в том числе в отношении транзита китайских товаров в Европу. Как по Севморпути, так и через сухопутную территорию России.

«СП»: — Между тем, наш Транссиб нуждается в модернизации, если его использовать именно как часть проекта «Один пояс — один путь». Почему же дело застопорилось?

— Можно обратиться к цифрам. Китайцы уже порядка 100 миллиардов долларов вложили в инфраструктурные проекты по всему миру. При этом на проекты, связанные с Россией, приходится всего 1% этих средств. Это при том, что у нас огромная совместная граница, и мы постоянно декларируем высокий уровень наших отношений

Хочу заметить, что Китай сам привлёк огромные инвестиции за последние 30 лет, там знают, как надо создавать условия для привлечения средств.

Читайте также

Я думаю, что проблема в том, что мы сами опасаемся инвестиций как таковых, особенно, когда они связаны с Китаем. Например, существует устойчивый миф о том, что китайцы привлекают на зарубежные стройки исключительно собственную рабочую силу. А потом этих китайцев, дескать, «не выгонишь». Это не так. Китайцы обычно взвешивают, есть ли необходимый трудовой потенциал в той стране, где они что-то делают. И только при нехватке внутренних трудовых ресурсов привлекают рабочих из самого Китая. В Москве, например, китайские компании при строительстве крупных объектов не раз уже обходились без китайских рабочих, при том, что имели разрешение привлекать иностранную рабочую силу.

«СП»: — Индия произвела некоторый демарш в отношении проекта «Один пояс — один путь». Территориальный спор между Индией и Пакистаном может помешать Новому шёлковому пути?

— Я уверен, что нет. Такие вопросы решаются на уровне дипломатов. Должна быть проведена дипломатическая работа для сглаживания всех недоразумений.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня