18+
суббота, 21 октября
Экономика

«АвтоВАЗ» получил в нагрузку опыт «КамАЗа»

В самом Тольятти интереснее: рабочих устраивают в фирмы, которых нет, и платят за работы, которые никто не выполняет

  
5

Акционеры «АвтоВАЗа» в пятницу, 20 ноября, на внеочередном собрании избрали новый совет директоров автогиганта. В него теперь вошел гендиректор «КамАЗ» Сергей Когогин. По замыслу главного акционера предприятия — госкорпорации «Ростехнологий», опыт чуть менее убыточного «КамАЗа», видимо, может сгодиться для выхода из тупика в Тольятти. Председателем совета директоров «АвтоВАЗа» переизбран гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

«Ростехнологии» уже сообщили о создании нового автохолдинга «Росавто». В него войдут «АвтоВАЗ», «КамАЗ» и «Автодизель». Председателем совета директоров станет все тот же Чемезов, а гендиректором — Когогин.


Из досье «СП»:

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие этого года «АвтоВАЗ» сократил продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта на 44% - до 179,9 тысячи машин. Его чистый убыток по итогам первого полугодия составил 14,2 млрд. рублей, выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%, от продажи запасных частей — на 15,9%.

«АвтоВАЗ» находится на грани банкротства, руководство предприятия заявляло о намерении уволить около 15 тыс. сотрудников. Для решения проблем автогиганта правительство выделило из бюджета 54,8 млрд. рублей. План решения проблемы этого моногорода обсуждали не один месяц всей страной.


С каким настроением относятся к новостям о новых начальниках и планах кооперации на самом «АвтоВАЗе», рассказал председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

— 19 ноября мы проводили круглый стол с участием специалистов — социологов и экономистов, представителей Тольятти и Москвы. И пришли к общему выводу: виноваты в том, что происходит — бизнес и действующая власть, а работники предприятия и люди города не должны страдать за чужие ошибки. Это однозначно. Поэтому главное наше требование — сохранить занятость работников автозавода. Те меры, которые в этом отношении принимались и принимаются, непонятны и непрозрачны.

«СП»: — Еще ранее вице-премьер правительства Игорь Шувалов рассказывал о неких загадочных «дочерних» предприятиях, на которые обещал трудоустроить уволенных, с ними что-нибудь прояснилось?

— Что там будут за «дочки», какие будут условия труда и зарплаты до сих пор так и не понятно. Но людей уже заставляют писать заявления, что они оформляются на эти несуществующие предприятия. Насколько можно понять, это будет какое-то временное трудоустройство, а больше ничего не известно. В этом вопросе мы тоже хотели бы получить ясность.

«СП»: — Насколько известно, людей планировали занять на общественных работах?

— Да, было такое. На организацию этих работ городу выделили 12 млрд. рублей. Коммерческие организации, которые хотят заниматься общественными работами, могут приходить и получать на это деньги. И даже есть люди, которые подписались на эти работы. Говорят, что пока не работают, а деньги уже получают. Они не жалуются, но возникает вопрос: как долго это будет продолжаться. И еще один: может быть, они получают свои зарплаты за несуществующие общественные работы не полностью, а остатки делят те, кто эти деньги распределяет. Кто будет контролировать это?

«СП»: — Наверное, провокационный вопрос: а может рабочим поискать лучшей доли в других местах? Проблемы «АвтоВАЗа», а вместе с ним и всего Тольятти зашли так далеко, что, кажется, легче сменить место жительства, чем дождаться чего-то хорошего здесь.

— Наши условия — сделать так, чтобы город не загнулся, создать рабочие места здесь. Конечно, единицы могут воспользоваться возможностью уехать в другой регион, но пока в стране для этого нет условий. Это надо чем таким заманивать человека, чтобы он уехал от семьи на заработки за длинным рублем?! Сейчас таких зарплат нет в стране. А в Москве плата за аренду квартиры и проживание все съедят. Есть вариант фермерского хозяйства или малого предпринимательства, но на это способны единицы, а речь идет о десятках тысяч людей. И нужно срочно решать проблему их трудоустройства. Так уж у нас сложился культурный менталитет, что люди не мобильны по своей натуре. И очень трудно их сдвинуть с места. С эти придется смириться.


Вопрос о возможном переселении возник не случайно. В правительстве уже неоднократно заявляли, что рассматривается возможность ликвидации некоторых моно-городов, особенно остро переживающих кризис. Тольятти, по сути, тоже моногород. Вся жизнь здесь зависит от благополучия «АвтоВАЗа». Не удивительно, что к подобным месседжам чиновников здесь прислушиваются с тревогой. Насколько реальна такая вероятность? Об этом «СП» рассказала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

— Позицию правительства по поводу поддержки моногородов озвучил замглавы Минрегиона Осинцев. Первое, что он внятно сказал: ни о каких массовых переселениях жителей уволенных с предприятий речи быть не может. И это радует. Второе, выделены деньги на обустройство городской инфраструктуры, которую нужно выводить из остановившихся предприятий. Это вопрос первостепенной важности — объекты водо-, тепло- и электроснабжения, от которых зависит жизнь жителей города. Это тоже хорошо. Далее, в правительстве уже аккуратно говорят о так называемых банковских гарантиях для предприятия, потому что это самое худшее, что можно сделать — гарантировать, дать кредиты, а через три месяца денег опять не будет. А в остальном ничего внятного со стороны власти не прозвучало.

«СП»: — Выходит, никакого конкретного плана у властей до сих пор нет?

— Зато они решили, что сейчас крайне важно делать генеральные планы развития подобных городов. Это просто гениальная мысль, я даже не знала, смеяться или плакать. Все бросить, и именно сейчас, не зная, что будет с этим предприятием дальше, заниматься генпланом развития города! Конечно, это большой распилочный план, они уже прикинули, сколько будет стоить генпланы прорисовать, кому пойдут деньги. Благо, дело абсолютно безответственное — нарисовал, сдал и получил, а деньги пойдут большие.

«СП»: — И это все?

— Нет, есть еще планы по поводу переподготовки людей, но ничего внятного с этим не наблюдается. Теперь, по поводу стимулирования миграции жителей, оставшихся без работы. Наконец власти поняли, что людям надо потихонечку объяснять, что если у города нет перспектив, им нужно самим пытаться найти что-нибудь, что обеспечит средства для существования. А не сидеть сложа руки, и ждать помощи государства. Однако для этого нужна в первую очередь информационная поддержка государства, чтобы люди хотя бы представляли, в какую сторону ехать. Конечно, не всей семьей, а в качестве трудовых мигрантов. И второе — правительство должно оказать поддержку этим мигрантам, например, в области аренды жилья, чтобы повысить мобильность людей. Но пока у Минрегиона все это на уровне смутных ощущений.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня