18+
понедельник, 23 января
Экономика

«АвтоВАЗ» получил в нагрузку опыт «КамАЗа»

В самом Тольятти интереснее: рабочих устраивают в фирмы, которых нет, и платят за работы, которые никто не выполняет

  
4

Акционеры «АвтоВАЗа» в пятницу, 20 ноября, на внеочередном собрании избрали новый совет директоров автогиганта. В него теперь вошел гендиректор «КамАЗ» Сергей Когогин. По замыслу главного акционера предприятия — госкорпорации «Ростехнологий», опыт чуть менее убыточного «КамАЗа», видимо, может сгодиться для выхода из тупика в Тольятти. Председателем совета директоров «АвтоВАЗа» переизбран гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

«Ростехнологии» уже сообщили о создании нового автохолдинга «Росавто». В него войдут «АвтоВАЗ», «КамАЗ» и «Автодизель». Председателем совета директоров станет все тот же Чемезов, а гендиректором — Когогин.


Из досье «СП»:

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие этого года «АвтоВАЗ» сократил продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта на 44% - до 179,9 тысячи машин. Его чистый убыток по итогам первого полугодия составил 14,2 млрд. рублей, выручка от продажи автомобилей сократилась на 50,2%, от продажи запасных частей — на 15,9%.

«АвтоВАЗ» находится на грани банкротства, руководство предприятия заявляло о намерении уволить около 15 тыс. сотрудников. Для решения проблем автогиганта правительство выделило из бюджета 54,8 млрд. рублей. План решения проблемы этого моногорода обсуждали не один месяц всей страной.


С каким настроением относятся к новостям о новых начальниках и планах кооперации на самом «АвтоВАЗе», рассказал председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

— 19 ноября мы проводили круглый стол с участием специалистов — социологов и экономистов, представителей Тольятти и Москвы. И пришли к общему выводу: виноваты в том, что происходит — бизнес и действующая власть, а работники предприятия и люди города не должны страдать за чужие ошибки. Это однозначно. Поэтому главное наше требование — сохранить занятость работников автозавода. Те меры, которые в этом отношении принимались и принимаются, непонятны и непрозрачны.

«СП»: — Еще ранее вице-премьер правительства Игорь Шувалов рассказывал о неких загадочных «дочерних» предприятиях, на которые обещал трудоустроить уволенных, с ними что-нибудь прояснилось?

— Что там будут за «дочки», какие будут условия труда и зарплаты до сих пор так и не понятно. Но людей уже заставляют писать заявления, что они оформляются на эти несуществующие предприятия. Насколько можно понять, это будет какое-то временное трудоустройство, а больше ничего не известно. В этом вопросе мы тоже хотели бы получить ясность.

«СП»: — Насколько известно, людей планировали занять на общественных работах?

— Да, было такое. На организацию этих работ городу выделили 12 млрд. рублей. Коммерческие организации, которые хотят заниматься общественными работами, могут приходить и получать на это деньги. И даже есть люди, которые подписались на эти работы. Говорят, что пока не работают, а деньги уже получают. Они не жалуются, но возникает вопрос: как долго это будет продолжаться. И еще один: может быть, они получают свои зарплаты за несуществующие общественные работы не полностью, а остатки делят те, кто эти деньги распределяет. Кто будет контролировать это?

«СП»: — Наверное, провокационный вопрос: а может рабочим поискать лучшей доли в других местах? Проблемы «АвтоВАЗа», а вместе с ним и всего Тольятти зашли так далеко, что, кажется, легче сменить место жительства, чем дождаться чего-то хорошего здесь.

— Наши условия — сделать так, чтобы город не загнулся, создать рабочие места здесь. Конечно, единицы могут воспользоваться возможностью уехать в другой регион, но пока в стране для этого нет условий. Это надо чем таким заманивать человека, чтобы он уехал от семьи на заработки за длинным рублем?! Сейчас таких зарплат нет в стране. А в Москве плата за аренду квартиры и проживание все съедят. Есть вариант фермерского хозяйства или малого предпринимательства, но на это способны единицы, а речь идет о десятках тысяч людей. И нужно срочно решать проблему их трудоустройства. Так уж у нас сложился культурный менталитет, что люди не мобильны по своей натуре. И очень трудно их сдвинуть с места. С эти придется смириться.


Вопрос о возможном переселении возник не случайно. В правительстве уже неоднократно заявляли, что рассматривается возможность ликвидации некоторых моно-городов, особенно остро переживающих кризис. Тольятти, по сути, тоже моногород. Вся жизнь здесь зависит от благополучия «АвтоВАЗа». Не удивительно, что к подобным месседжам чиновников здесь прислушиваются с тревогой. Насколько реальна такая вероятность? Об этом «СП» рассказала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

— Позицию правительства по поводу поддержки моногородов озвучил замглавы Минрегиона Осинцев. Первое, что он внятно сказал: ни о каких массовых переселениях жителей уволенных с предприятий речи быть не может. И это радует. Второе, выделены деньги на обустройство городской инфраструктуры, которую нужно выводить из остановившихся предприятий. Это вопрос первостепенной важности — объекты водо-, тепло- и электроснабжения, от которых зависит жизнь жителей города. Это тоже хорошо. Далее, в правительстве уже аккуратно говорят о так называемых банковских гарантиях для предприятия, потому что это самое худшее, что можно сделать — гарантировать, дать кредиты, а через три месяца денег опять не будет. А в остальном ничего внятного со стороны власти не прозвучало.

«СП»: — Выходит, никакого конкретного плана у властей до сих пор нет?

— Зато они решили, что сейчас крайне важно делать генеральные планы развития подобных городов. Это просто гениальная мысль, я даже не знала, смеяться или плакать. Все бросить, и именно сейчас, не зная, что будет с этим предприятием дальше, заниматься генпланом развития города! Конечно, это большой распилочный план, они уже прикинули, сколько будет стоить генпланы прорисовать, кому пойдут деньги. Благо, дело абсолютно безответственное — нарисовал, сдал и получил, а деньги пойдут большие.

«СП»: — И это все?

— Нет, есть еще планы по поводу переподготовки людей, но ничего внятного с этим не наблюдается. Теперь, по поводу стимулирования миграции жителей, оставшихся без работы. Наконец власти поняли, что людям надо потихонечку объяснять, что если у города нет перспектив, им нужно самим пытаться найти что-нибудь, что обеспечит средства для существования. А не сидеть сложа руки, и ждать помощи государства. Однако для этого нужна в первую очередь информационная поддержка государства, чтобы люди хотя бы представляли, в какую сторону ехать. Конечно, не всей семьей, а в качестве трудовых мигрантов. И второе — правительство должно оказать поддержку этим мигрантам, например, в области аренды жилья, чтобы повысить мобильность людей. Но пока у Минрегиона все это на уровне смутных ощущений.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня