В Вашингтоне готовы предоставить Киеву оружие для «налаживания диалога» с Москвой
Использование ракеты-носителя «Ангара» для запуска корабля «Федерация» дороже, чем выполнение той же задачи с помощью перспективной ракеты «Союз-5». Об этом недавно сообщил заместитель гендиректора РКК «Энергия» Александр Деречин.
— Корабль «Федерация» с ракетой «Союз-5» конкурентоспособны на международном пилотируемом рынке, а с «Ангарой» — нет, — заявил он, отметив, что «Ангара» — достаточно сложная и дорогая ракета. А эскизный проект «Союз-5» на стадии разработки.
Это заявление представителя ведущего предприятия прозвучало как приговор давно разрабатываемой ракете «Ангара». Российская ракетно-космическая отрасль вымучивала ее двадцать с лишним лет, потратила просто прорву денег, но в итоге «Ангара» летала считанное количество раз. Однако теперь ее сравнивают с ракетой «Союз-5» (ОКР «Феникс»), которая вообще существует только на бумаге.
В 2015 году, как сообщали СМИ, новый носитель по ОКР «Феникс», способный выводить на низкую околоземную орбиту не менее 9 тонн полезной нагрузки, в перспективе может послужить блоком для создания тяжелой или сверхтяжелой ракеты и использоваться как запасной носитель в случае возникновения нештатных ситуаций с ракетами семейства «Ангара». Однако теперь, похоже, уже «Ангара» — «на подхвате».
И это при том, что «Ангара» — модульная ракета, которая может быть лёгкой, средней и тяжелой. То есть, на базе этой схемы на одних и тех же блоках можно «набрать» РН любого класса с соответствующей полезной нагрузкой. Ракета находится в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 тонн («Ангара 1.1») до 35 тонн («Ангара-А7»). В состав «Ангары-1.2» (впервые пуск был осуществлен 9 июля 2014 года) входят два универсальных модуля, «Ангары-А3» (вообще пока не летала) — четыре, «Ангары-А5» (пуск произведен 23 декабря 2014 года) — шесть, «Ангары-А7» — семь. Но главное, если раньше для каждого класса ракет нужно было строить довольно дорогостоящую стартовую площадку, то в ситуации с «Ангарой» — «старт» один для всех (кроме «Ангары-А7»).
В Вашингтоне готовы предоставить Киеву оружие для «налаживания диалога» с Москвой
Заметим, что на космодроме Восточный в этом году должно начаться строительство стартового стола для РН «Ангара», работы над которым, по словам главы проектного института, должны завершиться к 2023 году. Стоимость постройки оценивается в 58 млрд рублей. При этом СМИ уже сообщили об отказе Роскосмоса от пилотируемых запусков на «Ангаре-А5П».
Теперь, стало быть, все это решено бросить. На создание нового носителя «Союза-5» предварительно планируется направить почти 30 млрд рублей. Для ускорения летных испытаний — задействовать имеющийся на космодроме Байконур стартовый комплекс ракеты «Зенит», который в рамках проекта с Казахстаном «Байтерек» будет модернизирован под эту новую российскую ракету. Также для пусков носителя планируется использовать комплекс «Морской старт». По заявлениям представителей Роскосмоса, первый пуск «Союза-5» с Байконура планируется на 2022 год.
Что происходит с «Ангарой», на создание которой в общей сложности уже потрачено, по данным СМИ, более 160 млрд рублей?
За последнее время представители ракетно-комической отрасли сделали столько противоречащих друг другу заявлений, что в это информационной чехарде уже мало кто что-нибудь понимает. Остается только догадываться, замечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
— Вообще, если опираться на документы, то по Федеральной космической программе (ФКП) на 2016−2025 годы ракета «Ангара» должна неспешно разворачиваться в течение ближайших десяти лет. Причем в этот временной промежуток вроде как планируется совершить более десяти запусков. Соответственно, по той же программе запланировано строительство старта для пилотируемой версии «Ангары». Но с марта этого года появилась идея создать сверхтяжелую ракету, которая способна все изменить.
По сути, предпринимаются попытки пересмотреть программу. И это при том, что я с уверенностью могу сказать: сверхтяжелый носитель в России даже в дальнесрочной перспективе создан не будет.
Чтобы это понять, достаточно вспомнить наш прошлый опыт создания «лунной» ракеты Н-1, все пуски которой закончились неудачей. Или «Энергии» (носителя корабля «Буран»), которая оттянула на себя огромные деньги из всей космической области так, что не осталось средств для того, чтобы сделать для нее полезную нагрузку.
Даже у американцев в этой области существует огромное количество проблем. Программа создания сверхтяжелого носителя крайне дорога и рискованна. Если в аварии того же «Протона» нет ничего страшного, поскольку эти ракеты стоят на потоке, то одна авария с «супертяжем» — огромные убытки, которая наша страна просто не может себе позволить.
В общем, озвучивать с высоких кресел при нынешнем состоянии отрасли планы по сверхтяжелому носителю можно только при отсутствии исторической памяти и технического соображения.
«СП»: — Но, судя по всему, Роскосмос вынужден подчиняться требованиям сверху…
— Видимо. Сверхтяжелую ракету, способную вывести на орбиту 100 тонн, из «Ангары» не сделаешь. Поэтому решили на базе существующей российско-украинской ракеты «Зенит» (эксплуатация которой по понятным причинам прекращена, но которая в свое время, по сути, была первой ступенью сверхтяжелой РН «Энергия») спроектировать новую и набрать пакет для сверхтяжелого носителя.
На бумаге это выглядит вполне удовлетворительно. Но, повторю, учитывая наш прошлый опыт, при переходе к конструкции возникнут огромные проблемы. И все усилия закончатся ничем.
С другой стороны, сама по себе ракета «Союз-5» — вариант «Зенита» (она же ракета по ОКР «Феникс» или «Сункар» — для запусков в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек»). Она может быть полезной для «Морского старта», если он доживет для ее реализации. И для наземного старта на Байконуре. Но в таком случае получается, что мы отказываемся от давней нашей мечты: осуществлять независимые пуски только со своей территории. Потому что площадка под такой носитель есть только на Байконуре. Если строить ее на космодроме Восточный, то это займет еще десяток лет.
«СП» — А почему вообще хотят отказаться от пилотируемой «Ангары-А5П», если «Ангара-А5» уже летала?
— Потому что это противоречит ускоренному развитию «Союза-5». Если бы ОКР «Феникс» не была бы продиктована желанием создать «супертяжа», то «Союз-5» вполне мог бы существовать.
«СП»: — То есть, сама о себе ракета «Союз-5» имеет право на параллельное существование с «Ангарой»?
— Она вполне может найти свою нишу, если ее делать не спеша и не пытаться масштабировать до сверхтяжелой. По принятой программе, «Союз-5» к 2025 году должен быть только подготовлен к летным испытаниям.
Но по нынешним разговорам получается, что пытаются продвинуть технически не обоснованные решения. И, имея готовую «Ангару», пытаются взяться за новую, списав практически все затраты, которые сделали на протяжении двух десятилетий. Но, думаю, когда начнут считать деньги и попытаются утвердить финансирование на уровне правительства, то могут снова сместить ракурс в сторону «Ангары». По крайней мере, надежда на это есть.
«СП»: — А почему возникли разговоры о том, что корабль «Федерация» должна выводить именно ракета «Союз-5»?
— Если принять решение о строительстве сверхтяжелой ракеты на базе «Союза-5», то это изменение автоматически тянет за собой другие.
Вообще «Федерация» должна была полететь на «Ангаре» в 2024 году. В пилотируемом варианте — после двух-трех беспилотных запусков. Все было просчитано и финансово обеспечено в рамках ФКП-2025. Речь идет о пилотируемом варианте «Ангара-А5П», выполненной на базе летавшей «Ангары-А5», но оснащенной системой спасения космонавтов.
Также проводились работы по «Ангаре-А5В» — водородной, с повышенной грузоподъемностью. Вот как раз от этих вариантов, по многочисленным сообщениям СМИ, и хотят отказаться в пользу «Союза-5».
В таком случае испытания корабля «Федерация» ставятся в зависимость от появления новой ракеты. Причем, повторю, для «Союза-5» ставятся (пока еще устно) такие жесткие сроки, которые мы не демонстрировали со времен космической эры. А для ускорения нужны большие финансовые вливания, поскольку криком на рабочих ничего не добьешься.
Виталий Третьяков о мерах, которые нужно принять в ответ на снос наших памятников
Если за четыре года ее не сделают, то сорвутся все сроки и с «Федерацией». То есть, если начать один раз ломать федеральную программу, то последствия пойдут как круги по воде. Насколько я понимаю, здесь еще, видимо, работает лоббизм тех или иных групп, потому что одного «супертяжа» для таких радикальных перемен явно маловато.
«СП»: — Тяжелая «Ангара-А7» требует свою стартовую площадку, но она вообще не может заменить сверхтяжелый носитель?
— Вопрос в том, что сверхтяжелый носитель, по идее, должен выводить в космос нагрузку в 100 тонн. Но сейчас уже говорят всего о 70 тоннах. При этом попытки упростить себе задачу все равно ее не решают.
Кроме того, у нас о сверхтяжелой ракете говорят как о самоцели. Но при нынешнем развитии технологий уже существующими ракетами можно набрать нужную нагрузку несколькими стыковками.
Я уже не говорю о том, что коммерческих и военных заказов на такие большие массы груза пока нет. Поэтому надеюсь, что ФКП-2025 не будут пересматривать, «Ангару» продолжат использовать, а от ускоренного создания «Союза-5» как базы для сверхтяжелого носителя, в конце концов, откажутся.