После появления советской спецгруппы «Андроген» Гитлер создал «Аненербе»
Участники проекта Международной космической станции (МКС) в ноябре 2017 года могут объявить о планах создания в 2020-х годах окололунной космической станции, известной как Deep Space Gateway, а российское участие в проекте будет определено на следующей неделе. Об этом 11 августа сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
— Не исключено, что в итоге наша страна по политическим и экономическим причинам может отказаться от участия в создании окололунной станции, поскольку ведущая роль в проекте принадлежит США, а Россия рассматривается в качестве младшего партнера. Даже возможное участие Японии и Канады в этом проекте более серьезно, — сказал источник.
Как напоминает ТАСС, в июне гендиректор российской госкорпорации Роскосмос Игорь Комаров сообщил журналистам, что Россия планирует стать основным партнером в создании окололунной станции Deep Space Gateway наряду с NASA и Европейским космическим агентством. В свою очередь, гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев рассказал, что в качестве вклада в окололунную космическую станцию его корпорация предлагает создать для Deep Space Gateway шлюзовую камеру для выхода космонавтов в открытый космос, аппарат для спуска на лунную поверхность и корабль для доставки экипажей к Луне — вариант корабля «Федерация».
После появления советской спецгруппы «Андроген» Гитлер создал «Аненербе»
Солнцев также заявил, что РКК «Энергия» и американская корпорация Boeing Defense, Space & Security в ближайшее время намерены подписать детальное соглашение о сотрудничестве в области освоения дальнего космоса.
По планам NASA, проект лунной орбитальной станции прорабатывался в двух вариантах: на основе двух малых жилых модулей или одного большого. Вариантов размещения станции тоже два — на высокоэллиптической орбите и на низкой орбите высотой около 100 км над поверхностью Луны. Первая может использоваться для запуска кораблей в дальний космос, вторая — для экспедиций на поверхность спутника Земли. Российское участие в проекте, согласно проекту NASA, ограничивается шлюзовой камерой и возможностью стыковки к окололунной станции российского корабля «Федерация».
Ранее компания Boeing заявляла, что в рамках программы Deep Space Gateway ведется разработка специализированной обитаемой космической станции с одноименным названием. Она должна стать промежуточной станцией, играющей ключевую роль в американских миссиях по отправке людей на Луну, Марс, астероиды и другие объекты Солнечной системы. Первые узлы станции Deep Space Gateway могут быть отправлены в космос в 2020-х годах при помощи ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблём Orion. Для постройки DSG потребуется четыре пуска сверхтяжелой ракеты-носителя SLS. DSG определяется как посещаемая станция, приспособленная для жизни экипажа из четырех человек на период до 42 суток. Она будет способна неоднократно менять свою орбиту и сможет использоваться для поддержки деятельности на поверхности Луны.
Какие перспективы этого проекта и возможное место в нем России?
— Этой истории уже несколько лет, и она началась с идеи Европейского космического агентства (ЕКА) построить постоянную лунную базу «Лунная деревня». Задача трудная, но достойная, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Сейчас, соответственно, американцы попали в ситуацию, когда создали сверхтяжелую ракету, для которой нет реальных нагрузок. Мы, кстати, в ней уже побывали после того, как в свое время сделали ракету-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия». Вот и американцы сейчас активно ищут варианты, предлагают промышленности представить предложения по использованию носителя SLS.
Пока все сводится к варианту — начиная со второго запуска использовать ракету для постройки орбитальной окололунной станции. Хотя эта затея может иметь только рекламное, а не практическое значение. Потому что окололунная станция нужна лишь в том случае, когда на Луне уже есть база, развита инфраструктура. Все другие причины надуманы. Например, на полном серьезе и официально называется цель — «изучение влияния радиации на человека за пределами радиационных поясов». Но зачем такие эксперименты на людях? Проще начать с собак. К тому же, любые научные исследования гораздо лучше проводят дешевые спутники Луны. Поэтому все эти разговоры американцев об окололунных станциях, не имеющих реальных задач, — это просто попытка найти полезную нагрузку для ракеты SLS, которую уже сделали. Так что, Штаты здесь попали в стратегический тупик, в котором, повторю, мы уже побывали, но тем не менее, судя по некоторым заявлениям, хотим вернуться.
«СП»: — СМИ отмечают, что рассматриваются два варианта размещения станции…
— Это все очень далекое будущее. Повторю, окололунная орбита может быть востребованной только когда на Луне уже есть база, где можно добывать кислород и материалы, которые выгоднее доставлять в космос с базы, чем с Земли. Начинать надо именно с базы, а орбитальная станция понадобится только после того, как установится пересадочная позиция. А вообще начинать надо с пересадочной позиции на орбите МКС и строить базу, которая может обеспечить промежуточный шаг к посещаемому поселению на Луне…
«СП»: — А какова наша возможная роль в проекте DSG и зачем нам вообще в нем участвовать?
— Дело в том, что в МКС мы играем ключевую роль и мало того, что участвовали там со всеми на равных, так нам еще за это платили. В других проектах мы реально можем предложить транспортные услуги и то, пока лишь на орбиту вокруг Земли, так как для Луны у нас нет подходящих разгонных блоков. Конечно, их можно сделать, но обычно международное сотрудничество с Канадой и Японией Штаты строят по принципу «каждый делает все, что может, но на свои средства». А наша позиция всегда была: если мы что-то делаем для Международной станции, то нам за это надо платить…
«СП»: — Отмечается, что российское участие в проекте может ограничиваться шлюзовой камерой и возможностью стыковки к окололунной станции российского корабля «Федерация».
— Да, это один из вариантов. Я напомню, что у нас уже был опыт обсуждения программы «Созвездие» Джорджа Буша-младшего. Она была очень конкретной, но ее в итоге отменил Обама из-за дороговизны. Так вот тогда к нам приезжали американские представители прозондировать почву для сотрудничества. Сразу было заявлено, что там «каждый сам за себя и работает тем, что есть», но тогда мы категорически отказались — нашли отговорку, что нашей программой такие работы не предусмотрены. О причине я сказал выше… Сегодня ситуация может повториться — американцы что-то предложат, нас это не устроит, и мы откажемся.
В отрасли вознамерились зачеркнуть 20 лет работы над одним из самых амбициозных проектов
«СП»: — Если Россия откажется от проекта, который нуждается в доработке, а потом закончится миссия МКС, то не получится ли, что мы будем вынуждены в одиночку развивать проекты в области пилотируемой космонавтики, которые можем не потянуть?
— Да, если мы не возьмемся за свою собственную программу, которая будет иметь объективную ценность, то, как уже сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин, вплотную встанет вопрос о существовании пилотируемой космонавтики в России. А вопрос станет острым в 2024 году, в лучшем случае — в 2028-ом, если все страны-участники МКС согласятся на продление работы миссии. Но возможность отказа России от пилотируемой космонавтики, к сожалению, существует, потому что она просто-напросто не используется. Но вообще с действиями нужно определяться уже сегодня, так как сроки подготовки проекта такого масштаба — минимум семь лет.