Экономика / Санкции

Россия готовит Америке космическую блокаду

США закупят рекордную партию РД-180, но в 2019-м Москва, возможно, не станет продлевать контракт

  
101263
На фото: ракета Atlas V
На фото: ракета Atlas V (Фото: ZumaTASS)
Материал комментируют:

Пентагон столкнулся с техническими и финансовыми проблемами при создании аналога ракетного двигателя РД-180. Из-за этого американские военные решили продлить импорт российских силовых установок до середины 2020 годов. Об этом в понедельник, 4 сентября, сообщила The Wall Street Journal.

«Несмотря на требования обеих партий Конгресса по быстрому и поэтапному отказу от двигателей РД-180 по соображениям национальной безопасности, это оказалось сложнее, чем ожидали многие законодатели, желавшие обеспечить столь же надежную замену отечественного производства», — говорится в статье.

По информации издания, компания United Launch Alliance (ULA) — основной поставщик ракетных технологий в Пентагоне — скорее всего, продолжит запускать ракеты Atlas V с двигателями российского производства до 2024 или 2025 года. Другие источники газеты, знакомые с ситуацией, заявили, что ULA может продлить импорт российских двигателей до 2028 года. «Такая отсрочка вызывает вопросы, будут ли американские военные вынуждены использовать российские двигатели на фоне напряжения между двумя странами», — отмечает The Wall Street Journal.

Напомним: в конце 2015 года Конгресс США ввел запрет на использование РД-180 после 2019 года. Однако когда стало известно, что двигатели американского производства в течение ближайших трех лет не будут созданы, решение было отменено. После этого компания ULA заказала у российского производителя двигателей НПО «Энергомаш» дополнительно 20 РД-180.

«Контракты подписаны вплоть до 2019 года по поставкам двигателей в США. В 2017 и в 2018 годах планируются наибольшие поставки — по 11 двигателей РД-180 и по четыре двигателя РД-181», — заявил американскому изданию глава НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

Читайте также

С одной стороны, история с РД-180 — повод порадоваться за отечественных ракетостроителей. Вот хотят Штаты отказаться от российских двигателей, и деньги в разработку аналога вкладывают колоссальные — а дело не клеится. Чего-то, значит, не хватает сытым заокеанским конструкторам.

С другой, возникает вопрос: для чего мы подыгрываем Америке? В июле Конгресс США включил Россию в мировую «ось зла» вместе с Ираном и Северной Кореей. К обвинениям в адрес Москвы, помимо Крыма и Донбасса, добавились Сирия и подрыв кибербезопасности США, в связи с чем санкции теперь наложены как на ключевые отрасли российской экономики, так и на силовые структуры РФ — Минобороны и спецслужбы. Достаточно напомнить, что президент США теперь обязан ввести санкции против «Газпрома», если будет сочтено, что компания существенно сокращает поставки газа в страны НАТО через Украину. Плюс, ввести не менее пяти видов санкций в отношении иностранных инвесторов, которые вкладывают не менее $ 10 млн. в приватизацию российских компаний.

Почему бы нам в ответ не наказать американцев в космосе? Все же ракеты Atlas V, оснащенные российскими двигателями, доставляют на орбиту не абы что, а военные спутники. В том числе аппараты, оснащенные оптико-электронными средствами, которые позволяют засекать пуски баллистических ракет. Космическая группировка таких спутников является ключевым элементом системы раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) США. Если бы Штаты остались без РД-180, это создало бы американцам серьезные риски.

Почему вместо того, чтобы объявить Штатам блокаду в космосе, мы помогаем американцам держать нас под прицелом?

— Ситуация с РД-180 — частный вопрос, но за ним стоит стратегическая проблема: как России позиционировать себя в отношениях с Западом, — считает руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков. — Пока наш курс сводится к тому, что РФ не должна делать резких опрометчивых шагов. Тем более, сегодня Москву упрекают как раз в реактивности во внешней политике.

На мой взгляд, так происходит потому, что Москва все еще находится в фазе осознания своей роли после окончания холодной войны. Именно поэтому мы держимся за старые контракты (соглашение о поставках 101 двигателя РД-180 на сумму в $ 1 млрд., напомню, Москва и Вашингтон заключили еще в 1997 году). Эти прежние контракты реально связывают нас с Западом, и мы считаем, что на каких-то направлениях, благодаря этим связям, мы можем навязывать Западу свою игру.

На деле, эта возможность иллюзорная. Неслучайно The Wall Street Journal пишет, что американцам нужно быть готовыми к тому, что Москва откажется от поставок РД-180, когда текущий контракт будет исполнен. И никаких уступок РФ такая позиция не предполагает.

Причем, аналогичным образом складывается ситуация и на других направлениях. Например, в сфере поставок углеводородов, где курс ЕС на диверсификацию уже привел к тому, что «Газпром» дискредитируется как надежный поставщик, а на рынок энергоносителей Европы активно заходят американцы.

Все эти частные сюжеты — звенья одной цепи. И такая ситуация, я считаю, вынудит Кремль к пересмотру принципов своей внешней политики.

«СП»: — Как изменится наше стратегическое позиционирование?

— Сейчас во внешней политике Россия пытается конфликтов избегать. Это наша принципиальная позиция. И военная доктрина РФ по этой причине чисто оборонительная — мы лишь реагируем на то, что происходит вокруг.

Мы, понятно, и впредь не станем декларировать планы на глобальное лидерство, как это делают Соединенные Штаты. Но мы, я считаю, должны перейти к собственной политике сдерживания. Суть ее можно сформулировать так: не давать Западу вмешиваться в наши дела, и одновременно продвигать, насколько возможно, наши жизненные интересы.

Исходя из этой стратегии, мы можем пойти на прекращение поставок США двигателей РД-180.

«СП»: — Представим, что мы контракт по РД-180 не продлили. Насколько это критично для Америки?

— Жизнь американцам такое решение, конечно, осложнит. Проблема в том, что Пентагон не может найти замену РД-180 в ближнесрочной перспективе. Другое дело, в этом случае в реализацию пойдут проекты, которые не потребуют российских двигателей. Да, такой сценарий американцев затормозит или даже отбросит на несколько лет. Но большой вопрос, насколько это критично для американских интересов и стратегии США.

На мой взгляд, если мы прекратим поставки РД-180, укол для Америки будет болезненный, но абсолютно не смертельный. Тем более, космос сегодня перестал быть фактором, который демонстрирует развитие, как это было раньше. В космической отрасли используется потенциал, который был наработан еще в прошлом веке.

Между тем, в США широко ведется дискуссия, стоит ли развивать технологии, которые уже сложились (скажем, современные ракеты принципиально не отличаются от той, на которой летал в космос Юрий Гагарин), или же следует искать принципиально новые решения. Многие в Америке склоняются именно ко второй точке зрения.

Это означает, что прекращением поставок РД-180 мы не можем американцам сильно угрожать, и совершенно точно ничего для себя не выгадаем.

— Американцам выгодно иметь дело с РД-180, но, если мы прекратим поставки, Пентагон вполне может выводить военные спутники на орбиту с помощью ракетоносителей ЕС или даже Китая, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Надо понимать: космический извоз — сфера конкурентная, где свято место пусто не бывает.

Да, никто кроме России не может предложить американцам ракетного двигателя, сопоставимого по эффективности с РД-180. Тем более, в ракете Atlas V, помимо силовой установки, все оборудование американского производства. Это позволяет Пентагону обеспечивать загрузкой высокотехнологичный сектор американской экономики, что с точки зрения Вашингтона является несомненным плюсом.

Но, повторюсь, имеется и альтернативный вариант, пусть не оптимальный: США могут переплатить, и с помощью иностранных носителей все равно вывести необходимую полезную нагрузку на орбиту.

Читайте также

«СП»: — Почему американцы не могут создать собственный аналог РД-180?

— Думаю, ракетный двигатель с аналогичной тягой они создать могут. Загвоздка в том, что он проигрывает РД-180 по своим энергетическим и массогабаритным характеристикам.

«СП»: — Почему мы держимся за контракт с США? Мы можем продавать РД-180 кому-то другому, например, Китаю?

— Я считаю, других покупателей на эти двигатели мы вряд ли найдем. В космической сфере, как и в сфере вооружений и военной техники, нет рынка в классическом понимании. На космический «рынок» сильно влияют факторы геополитического и геостратегического характера. Поэтому Китай развивает свои системы космической доставки, ЕС и Япония — свои. И нельзя прийти на торговую площадку, поставить РД-180 на прилавок и крикнуть «налетай — подешевело»! Поэтому, скорее всего, мы и дальше будем поставлять российские ракетные двигатели в Америку.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня