Экономика

«Данон» и «Нокиа» пострадали за заботу о покупателях

Антимонопольной службе не нужны дешевые йогурты и мобильные телефоны на российских прилавках

  
270

Комиссия Федеральной антимонопольной службы признала российскую «дочернюю» фирму «Данон Индустрия» виновной в нарушении закона «О защите конкуренции», говорится в сообщении ФАС.

Дело в том, что «Данон» осмелилась выпустить в продажу питьевой йогурт «Активия» в упаковке 200 грамм с надписью «Всего 20 руб.*», при этом ниже на упаковке была приведена сноска «*рекомендованная цена для продажи на территории РФ». ФАС постановила, что такие действия «Данон» нарушают антимонопольное законодательство «в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продукции общества».

— Позиция ФАС заключается в том, что размещая на упаковке или иным образом указывая розничную цену своего товара, хозяйствующий субъект-производитель может ограничить конкуренцию на рынке, координируя розничных продавцов, тем самым побуждая их устанавливать именно эту цену вне зависимости от их собственных представлений о затратах и прибыли, связанных с реализацией данного товара, — пояснил на сайте замруководителя ФАС Андрей Цыганов.

Ранее представления о прибылях отечественных бизнесменов чуть было не разрушил другой иностранный производитель — компания «Нокиа». Представьте себе, она тоже решила диктовать своим партнерам — ритейлерам максимальные цены на розничную продажу телефонов. Правда делала она это не на телефонных коробках, а в договорах с поставщиками. А на следующий день представители ФАС заявили, что конфликт исчерпан — компания признала свою вину, изменила свои договоры и убрала из них пункт о рекомендованных ценах. В связи с этим комиссия ФАС посчитала, что нарушение устранено добровольно и дело было прекращено.

Вот и с «Данон» случилось то же самое: она почти сразу же после решения ФАС сообщила в ведомство, что прекратила выпуск продукции в упаковке с указанной надписью и представила документы, подтверждающие уничтожение всей неиспользованной «крамольной» упаковки. После чего, в связи с тем, что компания добровольно устранила нарушение антимонопольного законодательств, ФАС приняла решение прекратить производство по делу «Данон».

Что здесь можно сказать. Решение иностранных производителей ограничивать предельные цены на свою продукцию — на тех же пачках сигарет, к примеру, явно вызвано тем, что цены наши предприниматели порой устанавливают просто «от балды». Примеров тому масса: выйдите на улицу и пройдитесь вдоль любого ряда киосков, и вы увидите разброс цен на одни и те же штучные товары в диапазоне 5 рублей. А если проедетесь по городу, то эта разница вырастет до 10 рублей, и более…

В православный монастырь с католическим капитализмом не ходят

Руководитель экспертного Центра финансовых проблем, Максим Тимофеев:

— Конечно, публиковать предельные цены на товар, с точки зрения нормального рынка — это нонсенс. Со времен Адама Смита, «невидимая рука рынка» сама регулирует цены — всегда в сторону понижения. Именно в этом заключается главный принцип конкуренции: участники рынка конкурируют низкой ценой и высоким качеством продукции. Кстати, на западных рынках проблемы с регуляторами возникают именно у тех продавцов, которые искусственно занижают цену на свой товар, чтобы захватить больший сегмент потребительского рынка. Это называется «ценовой демпинг», и за это у них могут наказать.

У нас же в данном случае речь идет о максимальной цене. А что остается делать западным товарищам, если рынок такой ненормальный, как российский? Ведь производители несут убытки от того, что цены на их товар неоправданно завышаются, и он хуже продается. Они теряют своих покупателей и прибыль на снижении выпуска продукции, — естественно, им это не выгодно. А отечественные продавцы зачастую работают по принципу: накрутить цену побольше, и пусть лежит, все равно купят. Зато можно сразу рвануть большую выручку с партии товара и не напрягаться то и дело с поставщиками.

Правда, надо отдать должное, не всегда виноваты продавцы, есть здесь и другой момент. Товары у нас, пока дойдут до покупателя, проходят через целую цепочку поставщиков, каждый из которых накручивает свой процент. По пути от цеха до прилавка они собирают на себя до тысячи процентов разницы в стоимости. И продавцы иногда просто не могут продавать их по цене, рекомендованной иностранным производителем. Потому что тогда их немалые издержки — рост энерготарифов и стоимости коммунальных услуг, налоги, взятки чиновникам и оплата «крыши» — просто не покроются выручкой от продажи товара.

Но больше всего «рекомендованные цены» не устраивают тех, кто «проводит» товар от таможни или производителя до прилавка — то есть посредников. Многие из компаний-посредников связаны с чиновниками, или вообще являются их собственностью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ФАС горой вступилась «за конкуренцию» на рынке. А западным товарищам придется привыкать — в наш православный монастырь со своим католическим капитализмом не ходят.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня