Россия спасется, избавившись от каждого третьего чиновника

Кудрин сформулировал новый рецепт подъема экономики

  
16419
Россия спасется, избавившись от каждого третьего чиновника
Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Система государственного управления в России серьезно отстает от запросов экономики. Об этом 8 сентября заявил глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин на Московском финансовом форуме.

Экс-министр финансов напомнил, что в РФ нет стратегического планирования, хотя соответствующий закон имеется. Поручения на долгосрочный период не выполняются, и никто ответственности за это не несет.

«У нас нет даже системы мониторинга, постоянного отслеживания стратегических задач. Я попытался найти отчетность по реализации национальных проектов — такой отчетности нет. То есть, мы не знаем результатов выполнения ключевых национальных проектов страны», — констатировал Кудрин.

80% чиновников, по данным ЦСР, занимаются текущими, а не стратегическими задачами. Причем не своими основными функциями, а сиюминутными поручениями, выходящими за рамки их обязанностей.

Еще одна проблема — скорость принятия решений. Чиновники могут отвечать на запросы и месяц, и два, указал Кудрин. При этом сроки технически вполне можно сократить.

Нет сегодня и системы проверки работы госслужащих. Кудрин считает, что этот пробел можно ликвидировать введением KPI (Key Performance Indicator — количественно измеримый индикатор достигнутых результатов). Заодно это помогло бы снизить коррупцию среди госслужащих.

Читайте также

Начать реформу госуправления экс-министр финансов предлагает с полной инвентаризации функций чиновников. По его оценке, такая работа займет шесть лет, и позволит убрать лишние звенья в управленческих цепочках, прежде всего при межведомственном взаимодействии.

Еще одним направлением может стать цифровизация системы управления, что позволит, по словам Кудрина, сократить число чиновников на треть за шесть лет и снизить издержки на госуправление на 0,3% ВВП.

Между тем Россия нуждается в эффективном управлении хотя бы потому, что возможности для развития страны в рамках нынешней модели неуклонно сокращаются. Как стало известно СМИ, 2018 год с точки зрения расхождения заявок министерств на бюджетные расходы с реальными планами Минфина по тратам будет рекордным. По состоянию на 6 сентября несогласованными остаются заявки следующего года на 1,8 трлн рублей, на 2019 год — на 2,2 трлн, на 2020 год — 2,4 трлн.

Причем, следующая бюджетная трехлетка принципиально отличается от предыдущих — даже задействовав объединенные Резервный фонд и ФНБ, финансовое ведомство в принципе не сможет удовлетворить даже 50% заявок. Мало того, при заявленной в проекте бюджета программе заимствований на рынке ОФЗ порядка 1 трлн руб. в год почти невозможно удовлетворить заявки и через наращивание госдолга.

Поможет ли реформа госуправления найти выход из тупика?

— Реформа госуправления — вопрос подчиненный, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — На деле, нужно делать инвентаризацию не только функций чиновников, но и проводить всесторонний анализ функционирования всей российской экономики — по отраслям и группам интересов. Это позволит выявить негативные тенденции, которые носят институциональный характер, и в дальнейшем устранить их.

На мой взгляд, в экономике нужны радикальные преобразования, чтобы у хозяйствующих субъектов возникла новая мотивация для развития. И надо понимать: любая экономическая программа осуществляется людьми и для людей. Поэтому в России, я считаю, предстоит вырастить целый класс, который заинтересован в изменениях.

По сути, нужна критическая масса граждан, которые хотели бы ускорения развития страны и строительства адекватной по современным меркам экономики. Но наш политический класс, — который, к слову сказать, очень мал, — не заинтересован в стратегическом развитии.

Словом, проблема шире. Она не исчерпывается реформой госуправления, и подразумевает ломку многих архаичных структур, сложившихся в российской экономике.

«СП»: — Ну а чиновников-то сокращать нужно?

— Нужно, тут и спорить не о чем. Ясно, что за тучные годы у нас разрослась целая армия чиновников. И я считаю, не нужно на сокращение этой армии отводить целых шесть лет, как предлагает Кудрин. Сейчас есть современные информационные технологии, которые позволят максимум за год убрать целые прослойки госслужащих, и резко сократить число чиновничьих «кормушек».

Но это, замечу, не породит новую мотивацию для развития. Краеугольная, я считаю, проблема на этом пути — условные права собственности в России. Чтобы российская экономика по-настоящему заработала, нужно, чтобы люди поверили: результаты их труда при любом раскладе останутся за ними. Сегодня же гражданам, желающим открыть собственное дело, либо вставляют палки в колеса, либо норовят прибыльное дело отобрать.

Есть еще одна проблема: иллюзия, что конкуренция в экономике возникнет сама собой. На деле, эффективная бюрократия должна насаждать конкуренцию сверху, насильственным путем борясь с монополизмом и неофеодализмом. Иначе в регионах и дальше будут править бал группы бизнесменов и чиновников, которые конкуренцию всячески подавляют, а экономику тормозят.

Замечу, на заре капитализма «верхи» именно так и поступали — убирали торговые барьеры, заставляли феодальные структуры отойти в сторону, чтобы создать единый рынок. Как раз такая политика — насаждение конкуренции сверху — дала толчок развитию стран Запада на долгий период. России, я считаю, было бы неплохо воспользоваться этим опытом.

Одновременно нам необходимо укрепить так называемое контрактное право. У нас сегодня нет юридической практики, при которой люди были бы уверены в исполнении договоров. Государство в России не выступает гарантом исполнения контрактов, напротив, оно воспринимается как опасная сила, которая сама может нарушить любой контракт. В этом также заключается огромная проблема.

«СП»: — Вы говорите, для развития России нужно сломать много архаичных структур. Какая из них тормозит экономику в наибольшей степени?

— Я считаю, наша финансовая система — архаичная и совершенно не развивающаяся. Между тем, без современной финансовой системы экономика России не заработает, даже если сменить весь нынешний госаппарат.

Читайте также

Российская финансовая система на глазах становится все более монополизированной и распределительной. Она покрывает огромные убытки неэффективных госструктур, выкидывает триллионы рублей в год на ветер и вгоняет в долги население.

По сути, из-за нынешней финансовой системы доступ к деньгам в России крайне затруднен. Из-за этого в стране нет инвестиционных банков и фондов, которые бы могли выступать гарантами проектов среднего бизнеса.

На деле, наша система сводится к нескольким крупнейшим банкам, которыми заправляет российская финансовая бюрократия. Эта бюрократия высасывает ресурсы из экономики, и потому не менее опасна, чем бюрократия правительственная.

Финансовая бюрократия мало того, что официально получает огромные деньги. Она извлекает прибыть невыгодным для общества способом, и все больше затрудняет финансовую деятельность для всех других участников рынка. Но об этом Алексей Кудрин, замечу, не говорит. Возможно, потому, что к финансовой бюрократии принадлежит и он сам.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня