В Москве рассматривают вопрос о сокращении помощи ДНР и ЛНР
Евросоюз считает приоритетом для себя продолжение транзита газа через Украину после 2020 года. Об этом в пятницу, 15 сентября, заявил вице-президент Европейской комиссии по вопросам энергетического союза Марош Шефчович в ходе 14-й ежегодной конференции Ялтинской Европейской Стратегии (YES) в Киеве.
«Украина имеет огромный потенциал, чтобы стать энергетическим хабом», — сказал Шефчович. Он добавил, что для реализации этого потенциала необходимо работать над разведкой газа и увеличением двусторонней торговли, уже получившей развитие после вступления в силу зоны свободной торговли с ЕС.
Напомним: транзит российского газа через Украину в августе достиг 8,82 млрд. кубометров — это лучший помесячный результат с декабря 2013 года. Рекордный показатель отчасти объясняется ремонтом газопровода Ямал-Европа через Белоруссию и Польшу, из-за чего 300 млн. кубометров транзитного газа были переброшены на украинский маршрут. Но главная причина — рост спроса на «голубое топливо» в ЕС.
Европа все более активно использует газ в энергетике, плюс спешит заполнить подземные хранилища (ПХГ). В результате, по итогам января-августа украинский транзит вырос на 23,4%, до 61,9 млрд. кубометров. При сохранении динамики к концу 2017-го транзит может приблизиться к отметке 100 млрд. кубометров — это максимум с 2011 года.
В Москве рассматривают вопрос о сокращении помощи ДНР и ЛНР
Причем, если спрос на российский газ в Европе удержится на этом уровне в ближайшие годы, «Газпром» может столкнуться с проблемой. После 2019 года, когда истечет транзитный контракт с Украиной, российскому концерну может не хватить экспортных мощностей.
План «Газпрома» заключается в строительстве Nord Stream 2 (55 млрд. кубометров) и «Турецкого потока» (32 млрд. кубометров) при сохранении транзита через Украину до 15 млрд кубометров в год. Между тем, по подсчетам экспертов, даже при использовании новых газопроводов на 90% - при очень высокой загрузке — «Газпром» будет располагать 93 млрд. кубометров мощностей для замены украинского маршрута. Как видим, это меньше прогнозного транзита через Украину даже в текущем году.
Как считают аналитики, это обстоятельство может стать основой для переговоров РФ о новом крупном транзитном контракте с Украиной. И этот контракт позволит Киеву сохранить большую часть своей газотранспортной системы.
Неслучайно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя слова Шефчовича, отметил, что перспективы транзита российского газа через Украину после 2020 года относятся к сфере экономической, а не политической целесообразности, и что поставки пойдут по более выгодному для РФ и ЕС маршруту.
Означает ли это, что Кремль отказался от идеи транзитной блокады Украины, и что Киев усидит на газовой «трубе»?
— Владимир Путин никогда не говорил, что после 2020 года украинский транзит будет полностью свернут, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Но этот транзит в любом случае существенно сократится. Для того Россия и строит сейчас обходные системы — чтобы обезопасить европейцев от транзитных рисков. Потому что «Газпром» не может гарантировать поставки по ГТС Украины не только по политическим мотивам — мы не можем гарантировать безаварийность таких поставок.
Даже Минэнерго Украины признает, что износ «трубы» достиг критических значений. Правда, ведомство в то же время считает, что ГТС необходимо поддерживать в рабочем состоянии. А вот у «Нафтогаза» позиция более радикальная: какие-либо вложения в ГТС нецелесообразны.
И пока украинские ведомства спорят, деньги в ремонт ГТС никто не вкладывает.
В такой ситуации Россия может оставить транзит на украинском направлении лишь при соблюдении двух условий. Первое — украинская «труба» будет приведена в надлежащее техническая состояние. Второе — Киев установит за транзит разумный тариф. Только в этом случае, повторюсь, нам логистически удобно прокачивать некоторый объем газа через Украину.
Пока, замечу, Киев идет другим путем: поднимает «Газпрому» тариф, и не вкладывает в модернизацию ГТС ни копейки.
«СП»: — Какой объем транзита реально может сохранить Украина?
— Если Украина выберет правильную стратегию, она сможет нормально существовать на транзите. Россия, я считаю, не станет отказываться от украинской «трубы» в ущерб себе из-за чисто политических оснований.
На мой взгляд, через украинскую ГТС после 2020 года, с учетом растущего потребления в еврозоне, может прокачиваться 15−30 млрд. кубометров газа в год. Кстати, эта мощность сопоставима с «Турецким потоком».
Другими словами, шансы удержаться на «трубе» у Киева имеются. Но при этом непонятно, где «незалежной» взять деньги на модернизацию ГТС, и где взять вменяемых аналитиков, которые бы просчитали возврат инвестиций без оглядки на русофобскую политику украинского руководства.
Замечу, что Киев, если зима прижмет морозами, не исключает прямых закупок «голубого топлива» у России. И Москва, надо сказать, не пытается играть на этой ситуации. Наша позиция выглядит так: если Украине нужен российский газ, она может приобрести его в любой момент. Правда, работать будет только схема с предоплатой: к украинской стороне нет прежнего доверия, которое позволяло Киеву брать газ в долг.
Потери Старого Света от экономических ограничений в два раза больше, чем у нас
«СП»: — Насколько твердо можно рассчитывать, что объемы потребления газа в Европе в ближайшие годы будут расти?
— О такой перспективе говорит объективная цикличность экономики. В текущем году ЕС вышел из рецессии, и ожидает роста 1,5−2% ВВП практически по всему пулу стран еврозоны. Причем аналитики едины во мнении: этот рост будет продолжаться на протяжении минимум ближайших трех лет. В таких условиях устойчивый рост потребления энергоносителей весьма вероятен.
Замечу, 10 лет назад, когда в мире также наблюдался рост потребления углеводородов, «Газпром» неверно выстроил энергетическую политику. В то время предполагалось, что мощность «Южного потока» должна будет составить 60 млрд. кубометров в год — не меньше. Причем, в этом расчете учитывались все возможности ГТС Украины, плюс возможности газопровода Ямал-Европа.
Как видно сегодня, оценки десятилетней давности оказались завышенными. Европа не показала тех темпов роста, которых от нее ждали, а потом и вовсе скатилась в кризис. Теперь в ожиданиях возник новый виток оптимизма. Но на этот раз, как мне кажется, ставка на трехлетний рост ЕС и на рост потребления в Европе углеводородов вполне оправдана.