Крупнейшее кредитное учреждение страны может быть приватизировано
Серьезный конфликт назревает между «Ростехом» и ОАО «РЖД». Две крупных государственных корпорации спорят из-за деятельности своих дочерних структур. Убытки одной из них могут обойтись государству в десятки миллиардов рублей. Главный виновник этой истории уже покинул территорию страны.
В 2016 году, согласно решению президента России, «Ростех» получил в свое ведение «Уралвагонзавод» и его дочерние предприятия. Одно из них, ООО «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ), содержит самый крупный в стране парк железнодорожных полувагонов. Вопреки своим гигантским возможностям, компания находится в минусе. Разбираясь в причинах ее убытков, в «Ростехе» пришил к выводу, что бывшее руководство предприятия создало их искусственно.
В конце позапрошлого года генеральный директор УВЗЛ Дмитрий Еремеев заключил договор, согласно которому почти весь вагонный парк (около 50.000 единиц техники) был отдан в аренду «Федеральной грузовой компании» (ФГК), находящейся под контролем ОАО «Российские железные дороги». За аренду одного полувагона железнодорожники обязались платить 450 рублей в сутки. При этом сегодня за предоставление такого вагона грузоотправителям ФГК требует по 1600 рублей за 24 часа.
Крупнейшее кредитное учреждение страны может быть приватизировано
Нетрудно посчитать, что при подписании договора Дмитрий Еремеев фактически отказал своему предприятию в ежемесячной выручке в 500 млн рублей. В свою очередь, ФГК за счет кабального договора с УВЗЛ зарабатывает не менее 1,5 млрд рублей в месяц, а с конца 2015 года эта сделка принесла ей не менее 50 млрд рублей. Действия бывшего руководителя «УВЗ-Логистик» выглядят еще более странными, если учесть, что большая часть вагонов находится в лизинге, и средний размер лизингового платежа за одну единицу техники составляет 550 рублей в сутки. ФГК оперирует вагонами УВЗЛ с конца 2015 года, убытки собственника за это время достигли 20 миллиардов рублей.
Точный расчет
Дмитрия Еремеева трудно заподозрить в непрофессионализме; он проработал в железнодорожной отрасли много лет, имеет степень мастера делового администрирования. Зачем бывший руководитель УЗВЛ отдал вагоны на сторону по бросовой цене? Ответ на этот вопрос найти несложно: вскоре после подписания контракта с ФГК, Еремеев перешел в эту компанию на должность заместителя генерального директора по стратегическому развитию. Когда вокруг его деятельности в «УВЗ-Логистик» начал подниматься шум, управленец вылетел в Лондон и, похоже, сейчас занят обустройством жизни на новой родине. Впрочем, на сайте «Федеральной грузовой компании» он по-прежнему указан как действующий сотрудник.
Очевидно, что закрывать дыру в балансе УВЗЛ придется «Ростеху» (по факту — государству). Чтобы компания снова смогла встать на ноги, она должна вернуть себе подвижной состав и оперировать им самостоятельно, либо сдать вагоны в аренду по рыночной цене. Однако расторгнуть невыгодный договор с ФГК будет непросто, условия контракта предполагают выплату неустойки в размере 5 млрд рублей. Срок аренды заканчивается в 2018 году, железнодорожники сейчас прилагают все усилия, чтобы сохранить парк за собой и заработать на нем еще не менее 15 млрд рублей. По-видимому, они даже начали PR-кампанию против «Ростеха» и его «дочки», в некоторых уважаемых СМИ появились публикации, которые «разъясняют» будто ничего страшного вокруг УВЗЛ не происходит.
Не штраф, а насмешка
Рассудить спор двух титанов российской экономики сможет лишь правительство страны. Известно, что профильный вице-премьер Аркадий Дворкович проводил по данному вопросу встречу с руководством железнодорожной монополии. Правда, поговаривают, что Дворкович уделил топ-менеджерам всего пару минут, а затем удалился для личного разговора с президентом ОАО РЖД Олегом Белозеровым. Неудивительно, ведь дело пахнет большим скандалом.
Примечательно и другое. Получив подвижной состав УВЗЛ, «Федеральная грузовая компания» смогла подмять под себя рынок железнодорожных перевозок и повысить цены на свои услуги. ФГК не без гордости отчиталась о 50-миллиардной прибыли за неполные два года, но надо понимать, что за этим скрываются серьезные проблемы у крупных промышленных предприятий. В прошлом и позапрошлом годах ставки на предоставление полувагонов для некоторых грузоотправителей выросли в три раза. Тарифная политика ФГК вызвала вопросы у Федеральной антимонопольной службы. ФАС выявила в действиях компании нарушения закона о защите конкуренции и… оштрафовала ее на 400 тысяч рублей.
Попытка замести следы
По состоянию на сегодняшний день «УВЗ-Логистик» имеет убытки в размере 20 млрд рублей и уставной капитал в размере 1 млн руб. Это означает, что компания находится под угрозой ликвидации. Но даже если УВЗЛ обанкротят, вопросы к ее прежнему руководству и никуда не денутся. Да еще управленческие расходы убыточной компании в 2013—2016 годах превысили 1 млрд рублей. Топ-менеджеры щедро благодарили себя за уничтожение предприятия.
Законодательная власть по-прежнему зависит от «самого большого начальника»
Правоохранительные органы могут заинтересоваться и «партнерами» УВЗЛ из дочерней структуры РЖД. Вполне вероятно, что именно это стало причиной, по которой полгода назад железнодорожная империя попыталась выкупить 100% «УВЗ-Логистик». Заявку на приобретение компании подала в Федеральную антимонопольную службу фирма «Тринитико проперти менеджмент». По сведениям деловой прессы, она действовала в интересах НПФ «Благосостояние», который подконтролен «Российским железным дорогам». Учитывая финансовое положение УВЗЛ, покупатель планировал заплатить за нее не более 1 млн рублей. Если бы ФАС одобрила данную сделку, финансовая документация компании растворилась бы в гигантской монополии и концов в истории с вагонами было бы уже не найти.
Железнодорожный транспорт — не просто огромная, а стратегически важная отрасль отечественной экономики. Конфликт между «Ростехом» и РЖД будет развиваться. Интересно, удастся ли Сергею Чемезову добиться возврата вагонов в распоряжение УВЗЛ.