Путин — Дворковичу: «Может быть, вы перегружены слишком?»

Случись история с «ВИМ-Авиа» во времена Сталина, многим был бы гарантирован полет в Анадырь или Благовещенск — в один конец

  
27924
На фото: президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства РФ в Ново-Огарево
На фото: президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства РФ в Ново-Огарево (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» попросила государственных гарантий на 800−840 млн. рублей. Эти средства ей нужны для закупки керосина. При этом задолженность авиакомпании перед российскими аэропортами составляет 667 млн. рублей, большая часть из которых — 573 млн. рублей приходится на «Домодедово».

По мнению министра транспорта России Максима Соколова, господдержка «ВИМ-Авиа» «уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила работу». Однако министр уверен, что государству следует вмешаться в разрешение ситуации с застрявшими повсеместно пассажирами. Эти вопросы решаются в специально созданном штабе.

«ВИМ-Авиа», которая долгое время отрицала наличие серьезных проблем, накануне официально призналась, что не имеет средств для продолжения нормальной деятельности и прекращает выполнять чартерные рейсы. Среди текущих проблем перевозчика нехватка не только топлива, но и воздушных судов и летного состава.

Поступающие отовсюду сводки носят апокалиптический для «ВИМ-Авиа» характер. Аэропорт Анадыря приостановил обслуживание компании из-за долга, пассажиры отмененного рейса вылетят из Симферополя не раньше вечера, рейс «ВИМ-Авиа"в Благовещенск задержан на 12 часов, в Петербурге авиакомпания отменила восемь рейсов из Пулково и т. п.

Еще серьезнее обстоит дело с россиянами, находящимися за рубежом. Таковых, по данным Ростуризма, 39 тысяч человек. В основном в Турции. Вывезти большую их часть подрядились семь российских авиаперевозчиков, однако 16 тысяч человек можно доставить в Россию только силами воздушного флота «ВИМ-Авиа».

Читайте также

В связи с этим лоббистом интересов туроператоров выступил глава Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Он обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой профинансировать из госбюджета полеты «ВИМ-Авиа» хотя бы до 15 октября. Это позволит вывезти из-за рубежа большую часть туристов.

Таким образом, крах компании нанесет ущерб всем россиянам, а значит, в действиях компании возможен состав преступления. Именно так и посчитали в Следственном комитете, возбудив уголовное дело о мошенничестве. Правда упоминаемая при этом сумма ущерба довольно странная — 1 млн. рублей. Мол, руководство вступило в сговор в надежде присвоить эти деньги.

В свою очередь Роструд взялся искать в компании долги по зарплате. В 2016 году ведомство уже проверяло «ВИМ-Авиа» и способствовало выплате почти 100 млн. рублей задолженности. Очевидно, что сейчас ситуация может быть еще хуже. Компания пошла вразнос.

Ранее в Росавиации отметили, что при проведении мониторинга финансово-экономического состояния «ВИМ-Авиа» представляемая ведомству бухгалтерская отчетность свидетельствовала о благополучном состоянии перевозчика. Сейчас регулятор приступил к проведению внеплановой проверки авиакомпании.

До ее окончания говорить об отзыве сертификата «ВИМ-Авиа» преждевременно, заявил замминистра транспорта РФ Валерий Окулов. Однако проблемы компании показались российским властям настолько значительными, что в Госдуму с докладом был приглашен глава Росавиации Александр Нерадько и представитель Минтранса.

А президент Владимир Путин в связи с ситуацией с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» объявил неполное служебное соответствие министру транспорта Максиму Соколову и упрекнул вице-премьера Аркадия Дворковича в том, что он недостаточно внимания уделяет транспортной отрасли.

«Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом. И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем», — сказал Путин на встрече с членами правительства.

Тем временем, советник руководителя Росавиации Сергей Извольский в беседе с «СП» пояснил, что в связи с тем, что арендованные «ВИМ-Авиа» самолеты находятся под угрозой ареста из-за большой задолженности перед лизингодателями, регулятор обратился к российским перевозчикам с просьбой о перевозке пассажиров «ВИМ-Авиа». Некоторые из них согласились. На компенсацию расходов перевозчикам будет выделено из бюджета 200 млн. рублей. Правовой основой этого решения является постановление правительства от 2009 года.

В свою очередь вывоз российских туристов из-за рубежа будет оплачен из внебюджетных источников. Причем, средства пойдут на оплату исключительно топлива и обслуживание в аэропортах. Рейсы «ВИМ-Авиа» переводятся из «Домодедово» во «Внуково», а в самой компании вводится внешнее управление из представителей аэропорта и авиакомпаний, имеющих опыт действий в кризисных условиях.

По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, причиной происходящего является общее ухудшение экономической ситуации в стране.

— К сожалению, вся отрасль находится сейчас не в лучшем состоянии. Раз уж падают такие крупные, стабильные и с большой историей авиакомпании, как «ВИМ-Авиа», а ранее «Трансаэро». Кстати, с «Трансаэро» здесь очень много параллелей. Хотя «ВИМ-Авиа» и поменьше, но она работает в том же сегменте — дальнемагистральные туристические чартеры на больших самолетах. И тоже в сентябре все случилось… Две истории почти под копирку. Это говорит о том, что экономический климат в отрасли не ахти.

До 2014 года все было нормально, стабильно. Темпы роста отраслевых показателей были высокие. Само собой, авиакомпании в расчете на продолжающийся рост приобретали самолеты, готовили персонал. То есть инвестировали большие средства в будущее. А будущее не наступило. Вернее, наступило со знаком минус. И получилось, что инвестиции перевозчиков легли на них долговым бременем. Кредитами и проч.

С 2014 года резко вырос курс доллара, себестоимость существенно возросла. При этом цены на билеты растут гораздо меньшими темпами, поскольку люди не готовы платить дороже. Пассажиропоток упал. Соответственно, упала и прибыль. Где нулевая, а где и вообще убытки. Никто из экономистов такое не мог предвидеть. В этой ситуации вопрос был только в том, кто первым свалится. У кого меньший запас «жира». Поэтому, если ничего не менять, будут проблемы и у других перевозчиков.

«СП»: — А что конкретно, по-вашему, надо менять?

— Сама отрасль в этих проблемах не виновата. Тут даже не столько экономические, сколько политические причины. Но раз уж правительство до такого довело, то оно должно предпринимать меры по спасению отрасли. Ввести какие-то налоговые льготы, преференции, субсидирование. Хотя бы осознавая свою ответственность. Иначе, кто будет платить налоги в бюджет?

«СП»: — Почему Росавиация не спасла ситуацию?

— В этой ситуации регулятор может только регулировать. К сожалению, Росавиация лишена права законодательной инициативы. Она даже правила писать не может или предлагать в Госдуму какие-то изменения. У Росавиации нет полномочий предпринимать шаги по поддержке субъектов авиационного бизнеса. Она может проверять, давать разрешения, отбирать разрешения, наказывать в соответствии с теми правилами, которые ей спускают сверху, с Минтранса.

В свою очередь независимый аналитик Дмитрий Адамидов возлагает вину на менеджмент компании.

— Это в большей степени частная история. На растущем рынке компании довольно редко банкротятся. Обычно это бывает в кризис, а у нас рынок сейчас стал оживать. Тут скорее несбалансированная стратегия. Они замахнулись на большее, чем могли переварить. И финансово и операционно. Просто не хватило ресурсов для выполнения тех планов, которые они наметили. Возможно, у них была надежда на какую-то стратегическую сделку, которая потом сорвалась. Можно сказать, что менеджмент переоценил свои силы.

«СП»: — Как здесь можно оценить линию, проводимую Росавиацией?

— Росавиация до последнего на них ругалась, но при этом давала им возможность все исправить. Хотя можно было в июне отозвать лицензию. Вряд ли можно говорить, что Росавиация своими неосторожными действиями спровоцировала неприятное. Нет, это в чистом виде внутренняя история компании.

А вот член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов предлагает конкретные меры по изменению ситуации в сфере авиаперевозок.

— Я считаю, что случай с «Трансаэро» правительство в должной степени не отработало и именно поэтому мы вновь наступили на эти грабли с «ВИМ-Авиа». Хотя ничто не предвещало беды, компания была одним из крупнейших чартерных перевозчиков и претензий к ним не возникало. Тем не менее, ошибки или нарушения этого «хозяйствующего субъекта» все-таки привели к тому, что почти сорок тысяч россиян застряли за рубежом и ими за бюджетные деньги занимаются другие перевозчики.

Сегодня по инициативе спикера Вячеслава Володина глава Росавиации будет в Госдуме и мы выясним, какие меры дополнительно принимаются со стороны ведомства. Но уже сейчас понятны ошибки, которые могли привести к такой ситуации.

«СП»: — Например?

— Например, непонятно, почему туроператор оплачивает деньги фактически за три-четыре месяца, за полгода до совершения рейса. Мне кажется, этот срок должен быть не более месяца. То есть, если в августе совершен нормальный перелет, то в сентябре идут деньги.

Кроме того, совершенно непонятно, почему не работают страховые инструменты и задействованы ли они вообще в данной ситуации. Ведь теперь на разрешение проблемы тратятся бюджетные фонды! Туроператоры всегда страхуют свои услуги и странно, что в спектр страхования не попадают потенциальные проблемы с авиаперевозчиком.

Государство здесь должно реагировать максимально быстро. В случае проблемы надо быстро выявлять, какие госактивы есть на балансе у хозяйствующего субъекта, дабы государство не несло убытки.

Читайте также

И еще… По предварительным расчетам, суммы, за которые «ВИМ-Авиа» оказывала услуги, это в среднем не более 5 тысяч за билет. И это при том, что даже на регулярных рейсах стоимость рейсов гораздо выше. Причем сборы аэропортов и цена керосина для всех одинакова. Поэтому можно предположить, что либо у нас регулярные рейсы необоснованно завышаются тарифы, либо «ВИМ-Авиа» демпинговала, чтобы вытеснить конкурентов и это привело к такой ситуации.

«СП»: — По вашему, государство должно пойти навстречу авиаперевозчику и выдать гарантии на 800 млн рублей?

— Такая просьба должна быть более аргументирована. Пока рано говорить, послушаем главу Росавиации…

«СП»: — Есть ли вопросы к регулятору?

— Да, но вообще-то, нужно сделать так, чтобы ведомство в большей степени могло контролировать процесс. Поскольку, полномочий для вмешательства в ситуацию в случае непонятных действий на рынке авиаперевозок у нее недостаточно.

Тут можно взять пример с банковской сферы. Когда кредитный портфель банка становится слишком рискованным, банк может попасть под санацию и даже потерять лицензию. Для этого у ЦБ есть полномочия. И это при том, что банки в такой ситуации, как правило, продолжают спокойно нести обязательства перед своими клиентами. Так почему бы не взять что-то полезное из этого механизма и применить его в авиационной отрасли? Росавиация должна вмешиваться, не доводя до такой патовой ситуации.

Так или иначе, мне кажется, два примера — «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» — уже достаточно, чтобы провести серьезные изменения в отрасли.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня