Валентин Катасонов о том, что за четверть века уцелели 17% депозитно-кредитных учреждений
Представьте себе, что вы должны тысяч пять долларов соседу или приятелю. Причем, давно, а потому с трепетом ждете — в прямом смысле — расплаты. И вот звонит ваш кредитор, но не начинает кричать и угрожать, а добрым голосом сообщает: «Слушай, старик, я решил забыть о долге. Знаю, что у тебя сейчас тяжело с финансами, да и жена ушла. А мои дела, наоборот, в полном ажуре, да и супруга мне не изменяет. В общем, живи, друг, и радуйся! А расписку я порву…».
Может ли произойти такое в жизни? Да, с иронией ответите вы, но лишь в сказке или в дурном сериале. А вот и нет. Вот свежее тому подтверждение.
На днях информационные агентства распространили сообщение о том, что Россия простила странам Африки долги на сумму в 20 миллиардов долларов. Об этом стало известно после переговоров президента РФ Владимира Путина с президентом Гвинеи Альфой Конде.
Подобные сообщения не редкость. Ничего, кроме раздражения, они не вызывают. Зачем наша страна так радеет другим, если у самой полным-полно проблем?
С момента распада СССР Россия списала десятки и десятки миллиардов долларов. Этот «альтруизм» начался еще в начале 90-х годов, в самое сложное время, когда экономика страны была в глубоком кризисе, а положение многих жителей страны — просто ужасным.
И позже, когда Россия вышла из пике, долги иностранным государствам прощались с необычайной легкостью. Больше всего мы простили Кубе — 31 миллиард. Воистину, это рекорд щедрости! И, может, даже мировой. Кстати, несколько лет назад президент РФ говорил, что наша страна является лидером среди государств «большой восьмерки» по количеству списанных долгов. Только вряд ли это достижение можно считать почетным. Достаточно представить, на сколько благих дел можно было потратить деньги, подаренные другим странам. Но на память остались лишь шумные декларации и неприятный осадок.
В числе «прощенных» Россией стран — Ирак, задолжавший 12 миллиардов, Монголия, Афганистан, КНДР — каждая по 11 миллиардов с «копейками», Сирия и Вьетнам — более 9-ти. Далее — Эфиопия (5,9), Алжир (4,7), Ливия (4,5), Ангола (3,5).
Россия была добра не только к этим странам, но и к другим — Лаосу, Киргизии, Узбекистану, Никарагуа. Вряд ли отдаст долг Венесуэла, экономика которой дышит на ладан. Не исключено, что в будущем «забудут» о средствах, выделенных Белоруссии, отношения с которой хоть и декларируются, как дружественные, на самом деле сложны и запутаны.
Еще одна ремарка. Сирия наверняка снова задолжала России огромную сумму. Но вряд ли отдаст, точнее, не сможет это сделать — ближневосточная давно воюет, она разорена. Но Россия добрая — все простит, все спишет…
Валентин Катасонов о том, что за четверть века уцелели 17% депозитно-кредитных учреждений
Можно вспомнить, что в 60-годы прошлого века Хрущев простил президенту Египта Гамаль Абдель Насеру. Активно занимался «благотворительностью» и преемник Никиты Сергеевича — Леонид Брежнев, финансировавший мировое коммунистическое движение и сомнительные политические режимы. Но и «щедрость» Леонида Ильича была далека от купеческого размаха нынешних руководителей России.
Почему мы прощаем кредиты зарубежным странам? Говорят, что реструктуризация долга, то есть его списание, часто происходит, когда нет шансов его получить. Но если российские власти знали, что заемщик несостоятелен или вовсе гол как сокол, зачем швыряли деньги на ветер?
Или давали деньги просто так, из-за «альтруизма», игнорируя финансовые риски и учитывая давние близкие отношения? Мол, мы, уважаемые сеньоры-господа-товарищи, проявляем добрую волю. Вы это учтите и потом Россию когда-нибудь поддержите.
Но разве страны, которым Россия простила долги, стали относиться к нам лучше? Может, наша страна получила какие-то льготы, преференции? Режим наибольшего благоприятствования в торговле, наконец? На территории этих стран появились российские военные базы?
Увы, должников у нас много, а вот союзников очень мало. Да что там союзников, просто надежных партнеров у России не густо…
Мы переживаем суровое время, где нет места сантиментам. То и дело сталкиваются политические и экономические интересы, возникают конфликты. Государства, как корабли в бушующем море, постоянно маневрируют. Россия же балансирует, но как-то неуверенно, постоянно наталкиваясь на рифы…
И еще — о несостоятельных должниках. Точнее, о бывших должниках. Три года назад Россия «забыла» о долге Кубы. Накануне визита Путина на Остров Свободы, правительство внесло в Государственную Думу законопроект о ратификации межправительственных соглашений с этой страной, согласно которому… Ну, в общем ясно.
Тогда, в июле 2014 года, некоторые депутаты высказались против этого документа. В частности, представитель ЛДПР Антон Ищенко: «Когда речь заходит о списании задолженности даже братским странам, почему-то мы всегда забываем о своих собственных гражданах. Почему не был поставлен правительством вопрос, например, о предоставлении бесплатных путевок всем гражданам страны на Кубу? Почему не прорабатывался этот вопрос?»
Можно было обсудить не только эту проблему, но и другую. Известно, что на Кубе — прекрасная медицина. Почему бы не договориться с этой страной о сотрудничестве в упомянутой области? Ведь каждый день по российскому телевидению сообщают о больных детях. Их много, очень много. Нужна дорогостоящая операция одному, другому, третьему! Эфир разрывает от стонов: помогите, люди добрые, дайте денег — кто сколько может!
Тем, чьи фамилии прозвучали в эфире, повезло. Деньги для них соберут и — вылечат. Народ у нас и впрямь добрый. Но сотни тысяч потерявших надежду, будут в одиночку сражаться с недугом. Им бы на Кубу, в руки хороших, знающих врачей…
Разве России абсолютно нечего было взять, к примеру, с Монголии? В стране развито животноводство — там более сорока миллиона голов скота. Бурными темпами растет добыча меди, угля. В Монголии находится одно из крупнейших золоторудных месторождений в мире — Оюу-Толгой. В ее недрах таятся запасы урана, нефти, других полезных ископаемых. То есть, монголам есть, чем расплатиться. Но они не стали этого делать! Или российские власти не настояли? Как-то неудобно, ведь столько лет вместе строили социализм…
Вполне могли поскрести «по сусекам» Вьетнам, Ирак, Ливия, Ангола и другие страны. Так нет же — мы их простили, черт побери! Почему, с какого перепуга? Неужели российским властям важнее доля дехканина из Афганистана, чем судьба воронежского фермера? Разве простят задолженность по ипотеке хоть одной семье из Екатеринбурга или Казани? Или махнут рукой на кредит омского пенсионера?
Да, нет же — Россия столь же внимательна и участлива к чужим, как равнодушна и жестока к своим! Эта та самая доброта, которая хуже воровства! Один за другим в Государственной Думе штампуются карающие, запрещающие законы. И что-то не припомнится ни одного актуального документа, направленного на действительное улучшение жизни россиян…
Мы простили долги многим. А вот Украине — ни за что! И поделом — правители этой страны неустанно ведут антироссийскую кампанию. Все, что исходит из Москвы — предложения, мнения — для Киева неприемлемые или очень плохие! И ясно, что в ближайшее время ожидать позитивных изменений в отношениях между двумя странами не приходится.
Напомню, что кредит в три миллиарда долларов был представлен еще бытность президента Януковича. В то время он балансировал между Россией и Европейским союзом. И вроде бы склонялся к Брюсселю…
Возможно, этот долг не отдал бы и Янукович, даже если бы остался у власти. По одной простой причине — кредитные деньги ушел на затыкание бюджетных дыр. Впрочем, с Януковичем, вероятно, договорились бы о пролонгации или по старой традиции долговые обязательства выбросили бы в урну. И затянули бы старую волынку: «Мы же братья-славяне, у нас один путь…»
Нет, дороги у нас давно разные.
Янукович был свергнут, а с новой, «майданной» властью, Россия не собиралась миндальничать, твердо вознамерившись вернуть деньги. Но не вышло — Киев нагло отказался платить по счетам. Тогда Россия обратилась с жалобой в Высокий суд Лондона.
Но ведь понятно: даже если окончательное решение будет в пользу России, Украина добровольно деньги не вернет. Москву ждет долгая и нудная процедура возврата средств, которая может растянуться надолго…
Не дает покоя навязчивая мысль — неужто те, кто списывал долги иностранным государствам, руководствовались лишь гуманными соображениями — негоже, мол, разорять и без того бедные страны?
Похожий вопрос возник и у директора Института проблем глобализации Михаила Делягина: «Есть ли в подобных историях коррупционный мотив? Свечку никто не держал, но представить, что можно вот так просто простить долги и никто за это никого не отблагодарит „барашком в бумажке“, довольно сложно. Не могу себе представить, чтобы люди в правительстве Медведева, которые принимают соответствующие решения, были настолько глупы или настолько честны».
В общем, эта проблема, которой есть прямой резон озаботиться, возможно, провести расследование. Но желающих узнать правду что-то не видно…
Президент анонсировал изменение социальной политики в стране
P.S. Россия не только прощает долги другим странам, но и исправно отдает. Тоже долги. Но не свои, а взятые еще далекими предками! К примеру, Россия в начале нынешнего столетия заплатила Франции 400 миллионов долларов за услуги царской России в Первой мировой войне. Кстати, Ленин в свое время отказался платить за Николая Второго. Может, и правильно…
На нашей стране, как пишут эксперты, висит долг США — за поставки Советскому Союзу оружия, техники, различного снаряжения и продовольствия по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Французам и американцам даже не пришло в голову прощать Россию. Брали не вы, а ваши предшественники? Ну, а нам какое дело? Отдавать придется вам! Ничего личного — только бизнес.
К слову, долг перед США России должна погасить к 2030 году. Интересно, сколько стран наша страна простит к тому времени. Или этот бездумный «альтруизм», наконец, закончится?!