Лавочку прикроют: Россиян лишают дешевых покупок в Сети

Правительство намерено задушить онлайн-торговлю драконовскими налогами

  
12424
Лавочку прикроют: Россиян лишают дешевых покупок в Сети
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Материал комментируют:

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство в ближайшее время ужесточит требования к интернет-торговле. Она будет регулироваться как пошлинами, так и НДС. По мнению опрошенных «Свободной прессой» экспертов, это отразится в первую очередь на рядовых россиянах.

Все запреты — от жлобства

AliExpress, TaoBao, Amazon, EBay… Кто сегодня не знает эти названия? Иностранными интернет-магазинами пользуются практически все: те, кто побогаче — западными, а те, у кого доходы скромнее — китайскими. А ведь помимо этих «виртуальных базаров» есть еще и специализированные интернет-магазины, где продают бытовую технику, книги, игрушки и даже мебель, кофе и сладости.

Скажем, в США, согласно исследованию компании BigCommerce, уже более половины граждан предпочитают онлайн-магазины традиционным. По России аналогичных подсчетов еще нет, но цифры, похоже, мало отличаются от американских.

Интернет-магазины в сравнении с обычными имеют массу преимуществ: им не нужно тратиться на аренду торговых площадей и зарплату персоналу — а значит, можно снижать цены и сконцентрироваться на развитии клиентских сервисов. Ну и главное, конечно, онлайн-магазины значительно экономят время покупок.

Читайте по теме

По данным Минпромторга России, оборот рынка интернет-торговли в стране уже перешагнул отметку в 1 трлн. рублей. Но, что печально, из них почти 40% приходятся именно на заграничные онлайн-магазины.

В некоторых западных интернет-магазинах (вроде люксовых брендов одежды Michael Kors и Armani) Россия в «стоп-листе»: за покупку нельзя расплатиться российской банковской карточкой, в нашу страну не отправляют посылок. Но это скорее глупое исключение из правил. В других онлайн-магазинах российского покупателя принимают с распростертыми объятиями, ведь он каждый год оставляет все больше денег.

Правительство России давно этим озаботилось: как же так, такие деньги «утекают» из страны за рубеж. По оценке главы думского комитета по бюджету Андрея Макарова, речь идет о 130 млрд. рублей только в 2017 году. Неудивительно, что уже второй год разные ведомства (ФНС, ФАС, Минфин, Минпромторг) разрабатывают предложения, как регулировать сферу интернет-торговли.

Налог на Google и на Alibaba

С первого июля правительство России запланировало снижение порога беспошлинного ввоза товаров в Россию. Сегодня он составляет € 1 тысячу (или не более 31 кило на человека в месяц): но на деле многие коммерческие компании получают больше товаров, маскируя их под частные посылки. Существуют и так называемые «совместные покупки»: посредник собирает несколько частных заказов, оформляя их как оптовую партию товара — это позволяет сэкономить и на доставке, и на пошлине.

По оценкам Минфина, снижение «беспошлинного» порога позволит принести в федеральный бюджет дополнительный доход в размере 30 млрд. рублей в 2018 году и вдвое больше в 2019 году. Однако окончательное решение еще не принято.

Есть и еще одно предложение: обязать иностранные интернет-магазины, которые пересылают товары в Россию, платить НДС. Он будет аналогичен «налогу на Google», вступившему в силу первого января 2017 года: иностранные компании, которые продают в России цифровой контент, обязаны встать на учен в ФНС и платить 18%-й НДС.

По мнению вице-премьера российского правительства Аркадия Дворковича, использованы будут оба механизма — правда, постепенно, чтобы это не стало ударом для бизнеса. Кстати, сами интернет-магазины еще осенью 2016 года обращались к Дворковичу с предложением отказаться от введения НДС, поскольку это, мол, приведет к расцвету «серых» схем для ввоза товаров в Россию. Проиграет и бюджет, и легальные поставщики. Как видно, Дворкович позицию иностранных бизнесменов не разделяет…

Кто лоббирует «заградительные» пошлины?

О том, как отразятся на быстрорастущем секторе онлайн-торговли предложенные правительством нововведения и, главное, каким образом эту отрасль необходимо регулировать, «Свободная пресса» поговорила с нашим постоянным экспертом по экономическим вопросам. Это руководитель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин:

— Вице-премьер Алексей Дворкович озвучил очень логичные предложения для защиты интересов российских производителей, особенно на фоне укрепления рубля и тренда на его подорожание в будущем.

Конечно, отечественные производители требовали и будут требовать повышения барьеров для входа на рынок иностранных товаров, учитывая низкое качество потребительских товаров, производимых в нашей стране. Да, возможно, в каких-то отраслях мы начинаем повышать качество, но пока по соотношению цены/качества отечественная продукция уступает как Европе/США, так и Китаю.

Пока в нашей стране не получится создать кластеры массового производства товаров широкого потребления, удовлетворяющие покупателей, в открытой конкуренции мы противостоять иностранным производителям не сможем! Значит, до этого момента производители и ассоциации производителей будут лоббировать свои интересы через повышение пошлин и налогов на ввозимые товары.

Ударит ли это по кошельку потребителей? Да! Почувствуют это все, так как, если европейскими и американскими магазинами пользуются граждане со средним и выше среднего достатком, то китайскими интернет-магазинами пользуются в том числе низкообеспеченные граждане, чтобы сэкономить семейный бюджет.

Так что предложения Дворковича необходимо реализовывать постепенно, чтобы повышение цены хотя бы отчасти нивелировалось укреплением национальной валюты.

Эксперт: нужны новые законы, а не налоги

Руководитель налогового департамента юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе в беседе со «Свободной прессой» крайне негативно отозвался о предложениях правительства.

— Двойные меры по ужесточению интернет-торговли могут очень негативно сказаться на этой сфере, что приведет к уменьшению объема покупок, совершаемых в Сети. Выиграют от этого в первую очередь российские онлайн-магазины, но и для граждан, и для бюджета эффект будет негативный.

Читайте также

Для граждан — потому что иностранные компании могут переложить дополнительные затраты на них, чтобы не терпеть убытки, а для бюджета — потому что это замедлит развитие сферы интернет-торговли, которая в долгосрочной перспективе может принести большой доход.

Ссылки на наличие аналогичных мер на Западе не совсем корректны, так как там этот рынок очень развит, есть соответствующие законы и инструменты поддержки от государства — это позволяет вполне безболезненно устанавливать таможенные пошлины.

Поэтому сейчас важнее было бы установить четкие правила игры в этом секторе, принять более конкретные законодательные акты, которые бы регулировали отношения в данной области, и уже только потом предпринимать те шаги, которые сейчас активно обсуждаются чиновниками.

Сейчас нет отдельного закона, который бы регулировала интернет-торговлю в России. Отдельные нормы содержатся в разных актах — в законе «О торговле», «О защите прав потребителей», «О почтовой связи» и т. д. Однако этого недостаточно для того, чтобы выстроить понятную и прозрачную систему правил в этой отрасли.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня