Россияне знают, кто виноват в росте цен на бензин и обнищании страны

Даже уменьшение акцизов не приведет к снижению стоимости топлива, предупредили в ЦБ

  
15684
Россияне знают, кто виноват в росте цен на бензин и обнищании страны
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Материал комментируют:

Даже уменьшение акцизов на бензин вряд ли приведет к снижению цен на горючее. Такое неутешительное заявление сделала председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина в интервью Reuters.

«На наш взгляд, лучшим сценарием в этой ситуации может быть то, что остановится рост цен. Но в любом случае, мы исходим из того, что цены на бензин не будут расти такими высокими темпами, как в предыдущие месяцы», — цитирует агентство главу ЦБ.

Как пояснила Набиуллина, изначально планировалось, что уменьшение акцизов на бензин и дизельное топливо должно было бы привести к снижению цен по этим товарам примерно на 4−5%. Однако, скорее всего, этого не произойдет, потому что «в розничной торговле нефтепродуктами сейчас достаточно низкая маржа и, вероятно, снижение акцизов приведет к восстановлению маржи у розничных продавцов нефтепродуктов».

Рост цен на бензин, который начался весной, в мае достиг рекордных показателей и обогнал годовую инфляцию в пять раз. По сравнению с апрелем стоимость увеличилась на 5,6%, а с начала года горючее подорожало уже на 7,3%.

В конце мая вице-премьер Дмитрий Козак договорился с нефтяными компаниями о том, что они зафиксируют стоимость топлива на уровне 30 мая, а за это правительство с 1 июня снизит акцизы на 3 тыс. рублей за тонну бензина и на 2 тыс. рублей за тонну дизтоплива, чего давно добивались нефтяники. Эксперты, впрочем, говорят о том, что эти меры дадут отдачу не раньше чем через два-три месяца.

Читайте по теме

Не верят в снижение цен и россияне. Согласно опросу, проведенному 27−28 мая ВЦИОМ, в том, что рост продолжится, уверены 80% граждан. Около 83% респондентов считают, что рост цен на топливо ухудшит их материальное положение, а более половины полагают, что из-за этого у них могут возникнуть серьезные финансовые трудности.

Среди причин роста цен на топливо граждане чаще всего называют экономическую политику российских властей (66%), 21% списывают его на внешние факторы. Также россияне называют виноватых: 46% опрошенных считают, что это нефтяные компании, 40% обвиняют правительство, 19% - владельцев автозаправок. На четвертом месте оказался лично президент Владимир Путин (12%), и только на пятом — западные страны с санкциями (10%).

«Рост цен — одна из самых резонансных для населения экономических проблем. Причина — во всеобъемлющем характере последствий. Остроту проблеме придает извечный вопрос россиян: почему цены на бензин в России растут и тогда, когда стоимость нефти падает, и тогда, когда она растет», — отметил руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов.

В правительстве рост цен на бензин и дизтопливо объясняют ростом мировых цен на нефть. Как пояснил Дмитрий Козак в начале июня, если цены на нефть на внешних рынках выше, это «может делать его производство в России относительно невыгодным».

Депутат Госдумы Игорь Ананских заявил, что резкий рост цен на топливо может быть связан с тем, что стоимость нефти на бирже выросла, чем пользуются ее добытчики, импортируя «черное золото», а «выравнивают» прибыль, повышая цену бензина и дизеля в России. Такого же мнения придерживаются многие эксперты.

4 июня во время совещания с вице-премьерами Дмитрий Медеведев заявил, что проявление эгоизма со стороны компаний, занимающихся производством, поставками и продажей бензина, недопустимо. По словам премьера, прежде всего необходимо контролировать соблюдение уже достигнутых договоренностей, однако, в случае если этого будет недостаточно, правительство должно разработать комплекс оперативных мер.

Дмитрий Козак, в свою очередь, отметил, что дальнейший рост цен на бензин приведет к дополнительным расходам в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт и строительство, на сумму более 220 млрд руб. в год. Сейчас в этих областях экономики задействованы 35,6 млн человек, в то время как в нефтедобывающей отрасли работают 1,6 млн.

Однако вечером того же дня одна из крупнейших компаний отрасли «Роснефть» выпустила заявление, в котором сказано, что временное снижение ставки акцизов не решит проблем в переработке и на рынке нефтепродуктов. Зато обнуление к 2024 году экспортных пошлин на нефть, предусмотренное налоговым маневром, может повысить цены на топливо в России минимум в полтора раза.

На следующий день первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер заявил, что разработанные правительством меры по изменению схемы налогообложения в нефтеперерабатывающей сфере (налоговый маневр) и снижение ставки акцизов позволят избежать резкого роста цен на бензин. Ряд экспертов также констатировали, что цены стабилизировались.

Однако другие аналитики согласны с Эльвирой Набиуллиной в том, что рост цен, в лучшем случае, удалось притормозить. Экономист, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте России Сергей Хестанов считает, что в перспективе россиянам нужно готовиться к повышению стоимости топлива до европейской. Проблема в том, что доходы граждан растут далеко не такими же темпами.

— Скорее всего, Эльвира Набиуллина права. Причин повышения цен на бензин много, но самая актуальная заключается в том, что нефть подорожала, а с ней и бензин на внешних рынках, но рубль укрепился недостаточно. В результате цена бензина для нефтяных компаний в валюте на внутреннем рынке стала слишком низкой. Поэтому они более активно стали продавать не только нефть, но и нефтепродукты, в том числе бензин, на внешних рынках.

Читайте также

Снижение акцизов этот процесс притормозит, но проблему кардинально не решит. Потому что когда имеется возможность экспорта, компании всегда выбирают, где выгоднее продать товар. И сейчас сложилась такая ситуация, что продавать на внешних рынках всегда выгоднее.

«СП»: — Дмитрий Медведев на днях призвал нефтяные компании не быть эгоистами, «Роснефть», напротив, выпустила заявление, в котором пожаловалась, что их слишком давят налогами. Кто же прав?

— Нельзя назвать кого-то, кто однозначно прав или не прав в этой ситуации. С одной стороны, правда в том, что у нас бензин радикально дешевле чем в странах, которые являются нашими экономическими партнерами. С этой точки зрения слишком сильно давить на нефтяные компании вряд ли правильно. С другой стороны, уровень доходов у большинства россиян таков, что оплачивать бензин по зарубежным ценам для них, мягко говоря, накладно.

Правительство находится меж двух огней. С одной стороны, необходимо заботиться о внутреннем потребителе, с другой, им понятно, что сильно ущемлять интересы нефтяных компаний нежелательно.

«СП»: — Что же предпримут власти?

— Скорее всего, будет найден какой-то компромисс. Правительство снизит акцизы, что притормозит рост цен. Но полностью его останавливать не будут. И медленно и постепенно по большинству позиций мы достигнем европейских цен, но процесс этот займет 5−10 лет. Кстати говоря, по большей части товарных групп у нас уже вполне европейские цены. Это касается одежды, электроники, продовольствия. Со временем это, скорее всего, ждет и бензин.

«СП»: — То есть рассчитывать на снижение цен уже не стоит?

— На короткое время все может быть. Волевым решением с помощью того же ФАС можно добиться какого-то эффекта. Но на длительном временном промежутке рынок свое возьмет, нравится это нам или нет.

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев также не верит в снижение цен на топливо, но обнадеживает, что с июля они могут стабилизироваться.

— Есть три главных фактора, влияющих на рынок топлива в нашей стране. Первый — это акцизы. Второй — это соотношение валютного курса и мировых цен на нефть. На самом деле этот фактор сейчас вышел на первое место. И третий — это экспортные пошлины. Этот фактор задает разницу между экспортной и внутренней ценой. Если убрать экспортные пошлины, внутренняя цена тут же начнет расти, чтобы сравняться с экспортной. Или же нефть с внутреннего рынка просто уйдет и возникнет дефицит, которого пока нет. Если поднять пошлины, внутренняя цена снизится.

Но, судя по всему, пошлины пока не планируют повышать, напротив, собираются снижать. Что касается валютного курса, тут все в руках Эльвиры Набиуллиной. Но, похоже, ЦБ не собирается предпринимать меры по укреплению рубля и будет поддерживать его в ослабленном состоянии. Значит, этот фактор тоже не будет работать на снижение стоимости бензина. Но поскольку курс рубля перестал падать, а цена нефти — расти, в ближайшее время можно ожидать стабилизации на рынке.

«СП»: — А снижение акцизов?

— Акциз должен быть снижен почти на треть. Такое снижение дает приблизительно 2,20 рублей на литр бензина и 1,70 рублей на литр дизтоплива. Это не так много, если учесть, что оптовые цены не намного отличаются от розничных. Но снижение акцизов позволит создать между ними небольшой зазор и приостановить рост цен. Остальное будет зависеть от курса рубля и стоимости нефти.

«СП»: — Судя по новостям, в правительстве обсуждается и вариант повышения экспортных пошлин, хотя по изначальному плану они должны быть отменены. К чему может в итоге склониться кабмин?

— Пока правительство планирует обнулить экспортную пошлину, но ввести так называемый обратный акциз, когда производителям высококачественного топлива будут возмещать из бюджета часть средств, которые будут обеспечивать экономическую рентабельность для производства бензина и его продажи на внутреннем рынке.

Читайте также

Сегодня внутренние цены на нефть отличаются от внешних примерно на треть именно благодаря экспортной пошлине. Если ее отменить, цены почти сравняются, это именно то, о чем заявила «Роснефть». Если мы хотим задержать рост цен, мы должны эту разницу в цене увеличить. Если хотим полностью привязать цены к внешнему рынку, экспортную пошлину нужно обнулить.

Насколько я понимаю, сейчас эти вопросы еще будут обсуждаться. У нас уже посчитали, сколько выиграет бюджет от обнуления пошлин и роста ставок налога на добычу природных ископаемых. Но никто еще не подсчитал, какие расходы будут по обратному акцизу, потому что этот механизм еще не разработан.

«СП»: — Пока ведется обсуждение, чего ждать от цен на бензин в ближайшие месяцы?

— Думаю, стабилизации. Цены вряд ли заметно пойдут вниз, разве что нефть просядет, а рубль укрепится. Но жизненный опыт говорит, что цены на топливо почти никогда не снижаются. Поэтому в лучшем случае можно ожидать, что они застопорятся на нынешнем уровне. Для этого все предпосылки есть, и с июля можно быть спокойными в плане роста цен, по крайней мере, на какое-то время.

Цены на бензин, последние новости: Медведев не исключил снижения цен на бензин в России

Бензин в РФ: В ЦБ предупреждают, что рост цен на бензин подстегнёт инфляцию

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня