Порошенко научит Европу, как надо торговать русским газом

Киев предложил Брюсселю перенести точку закупки топлива на границу с РФ

  
7730
На фото: президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции на саммите стран НАТО
На фото: президент Украины Петр Порошенко во время пресс-конференции на саммите стран НАТО (Фото: AP/ТАСС)
Материал комментируют:

Разгуливая под руку с участниками саммита НАТО в Брюсселе, Петр Порошенко так и не смог сравниться с ними по степени реального влияния на дела Европы. Его идеи о новой газовой логистике на континенте выглядели, скорее, беспомощными и плохо реализуемыми на практике.

По словам Порошенко, «наиболее эффективным было бы, если бы Украина, как часть Европы, покупала российский газ на российско-украинской границе», что обеспечило бы энергетическую безопасность и прекратило любые инсинуации. Он также сообщил, что в ходе саммита была выработана общая позиция по следующему этапу интеграции Украины в Европейский энергетический союз.

Разумеется, Порошенко в очередной раз подверг критике российский газопровод «Северный поток-2». «Это никакой не экономический проект, проект абсолютно политический. Цель проекта — нанести удар по Украине и по многим другим членам Европейского союза и членам НАТО», — уверен киевский гость.

Разумная диверсификация газовых поставок, которую запланировала и методично реализует Москва, нервирует Порошенко. «Зачем тратить десятки миллиардов долларов, чтобы сделать европейскую экономику менее эффективной, менее конкурентоспособной, а энергетическую политику Европейского союза более зависимой от России?» — вопрошал украинский президент.

Возбуждение Порошенко легко понять. Противником «Северного потока-2» является также Дональд Трамп, который присутствовал на саммите. Президент США даже назвал Германию «заложницей России» из-за упорного стремления Берлина самостоятельно заботиться о своей энергетической безопасности.

Отметим, что идею о смене точки закупки Киев высказывает не в первый раз. По словам директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, европейские покупатели всегда были против этого. При нынешней системе, ответственность за транзит по территории Украины несет «Газпром», а при переносе точки учета на восток ответственность ляжет на западные страны. Зачем им это надо?

Читайте также

— У Киева нет контрактов на поставку газа в Европу. Они есть у «Газпрома». Соответственно, «Газпром» и поставляет газ в Европу. Украина этого делать не может, — продолжает тему директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Ну да, идея о переносе точки закупки газа на восточную границу Украины озвучивалась, и пускай он там весь продается, но понятно, что практического смысла она не имеет.

«СП»: — Почему?

— Дело даже не в том, входит Украина в ЕС или нет, а в том, что у России нет точек закупки газа, например, и на границе Белоруссии и Польши, которая входит в ЕС. Покупатели в Европе заключают контракты на поставку. Соответственно, туда газ и поставляется. Это нормальная практика. И Россия, и Норвегия, и Алжир, и другие поставщики заключают контракты с конкретными покупателями, после чего идут поставки. Есть те, кто предлагает товар, есть те, кто покупает. Эта схема касается не только газа, а любого товара. Предложение Порошенко малопонятно.

«СП»: — Видимо, Порошенко выступал не как представитель страны-транзитера, зажатой между Европой и Россией, а как представитель самой Европы, ее части…

— В последнее время много странных высказываний, не имеющих экономического смысла, а имеющих какие-то политические цели. Пусть тогда Европа покупает катарский газ где-нибудь в Латинской Америке…

«СП»: — А разве «Газпрому» не было бы выгодно продавать газ на российской западной границе? И спихнуть таким образом с себя ответственность за нестабильный транзит по Украине?

— Возникает вопрос: кому продавать? Например, концерн BMW хочет для своего производства закупить газ. Этот газ концерну нужен на входе в завод. И он заключает с поставщиком контракт именно об этом. Ему неинтересно закупать газ на западной границе России, а потом гнать его неизвестно как до своего завода через украинскую территорию, столкнуться с тем, что там есть проблема неравномерности потребления, загрузки труб. Понимать, что на самом деле газ надо было отбирать в ПХГ (подземное хранилище газа) и т. д. Концерн BMW с ума сойдет.

Еще пример… Представьте, что вы хотите купить клубнику. Приходите на рынок, выбираете и покупаете клубнику. А представьте, что вы там заплатите деньги, а вам скажут, что ваша клубника находится где-то в Краснодарском крае? Забирайте, как хотите. Это разве нормально? Каждый должен заниматься своим бизнесом. Покупатель хочет получить нужный ему товар у себя, а не где-то далеко и не разбираться с проблемами по доставке.

К тому же все мы прекрасно знаем, в каком состоянии находится украинская газотранспортная система (ГТС). И европейцы, и сами украинцы говорят, что в нее надо вложить много миллиардов долларов, чтобы она продолжала функционировать.

«СП»: — Когда-то это была часть большого советского газового хозяйства…

— Надо понимать, что «Газпром» не просто поставляет газ в Европу. Он имеет несколько маршрутов поставки. В случае ремонта одного маршрута, он перераспределяет потоки в пользу других. «Газпром» имеет целую сеть ПХГ в Европе. В зависимости от холодной или теплой погоды в эти ПХГ газ то закачивается, то откачивается. То есть, это мощная система, которая в совокупности позволяет не зависеть от технологических, погодных и прочих рисков и обеспечить нормальные поставки. Но это только в совокупности! Поставки по одной трубе нивелируют надежность.

«СП»: — Поэтому и пришлось взяться за «Северные потоки», за «Турецкий поток»?

— Скорее, это имеет отношение к обеспечению лучших экономических условий поставок. Это выгоднее, чем транзит через Украину. Так, первая ветка «Турецкого потока» направлена на турецкое потребление. Газ напрямую идет из России в Турцию, что проще, чем гнать его через Украину, а потом через Балканы. Ну, а «Северный поток» связан со смещением ресурсной базы на север. То есть, тут, прежде всего, экономика. А под эту экономику уже развивается инфраструктура. Кстати, в момент распада СССР самая мощная сеть ПХГ была как раз на Украине. Но с того времени она не только не увеличилась, но и уменьшилась, а в России напротив выросла в несколько раз.

Читайте также

«СП»: — То есть предложение Порошенко — это попытка подменить экономику политикой?

— Это попытка через подобные информационные вбросы привлечь внимание к украинской ГТС. Сейчас уже и европейцы, и американцы, и россияне потеряли к ней интерес. Можно сказать, ее списали. Лет пятнадцать назад была попытка создать консорциум с участием американцев, европейцев и России и таким образом снять риски. Но Киев тогда заблокировал участие российской стороны. После этого западники отказались, так как понимают, что любая ГТС не может работать, если гарантии сбыта есть, а гарантий поставок нет. Без России это никому не интересно.

«СП»: — Кажется совсем «убивать» украинскую ГТС Москва не собирается. Путин обещал сохранить хоть какой-то транзит…

— Это были переговоры с Европой. Шла речь о том, что 10−15 млрд. кубометров транзита через Украину (общий объем украинского транзита около 100 млрд. кубометров — авт.) целесообразно сохранить, поскольку ряд стран, подключенных со стороны Украины нуждаются в поставках. Та же Молдавия. Они на данный момент не имеют альтернативного маршрута. Естественно, Россия заявляла, что готова продолжать поставки туда, но на приемлемых условиях. Если Украина в двадцать раз поднимет тариф, поставок не будет — проще зайти со стороны Европы.

Напомню, договор с Украиной заканчивается в 2019 году. Тогда же будет введена ветка «Северного потока-2» и закончена первая часть «Турецкого потока».


Новости экономики: Порошенко обещает спасти Европу от «Северного потока-2»

Нефть и газ: Генсек НАТО сделал важное заявление по «Северному потоку-2»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня