Феодализм и отсталость: Российской экономике вынесли вердикт

Засилье неподконтрольных госкорпораций и монополий тормозит рост ВВП и тянет страну назад

  
10050
На фото: руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев
На фото: руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)
Материал комментируют:

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев считает российскую экономику отсталой и полуфеодальной. Такой неутешительный вердикт глава ведомства вынес в интервью изданию «Коммерсант». Хуже всего, по мнению Артемьева, ситуация обстоит в малоразвитых регионах страны.

«Наша экономика во многом остается отсталой, полуфеодальной, особенно в малоразвитых регионах, конкуренцией там и не пахнет. А конкуренция — это такая штука, которая много денег не стоит: деньгами-то все что угодно можно закидать, если они есть. Но на все денег не хватит. Поэтому мы полагали, что конкуренция должна развиваться», — сказал глава ФАС.

Как рассказал Игорь Артемьев, правительство одобрило 18 отраслевых программ развития конкуренции, а по итогам Госсовета вышли поручения всем 84 субъектам РФ. Это должно привести к демонополизации и, как следствие, «невероятному скачку в экономике», как было в Японии и Южной Корее.

По мнению главы ФАС, серьезной проблемой для экономики остаются госкорпорации и естественные монополии, которые нужно переводить в совершенно другой режим работы, а в некоторых случаях даже разделять. Отсутствие конкуренции — это особенность огосударствления экономики и создания государственно-монополистического капитализма, сращивания бизнеса и власти. А на фоне санкций госсектор еще больше укрепился, что видно на примере банковского сектора или промышленности.

Причем само по себе создание крупных госкорпораций не является абсолютным злом для экономики. Они концентрируют средства и инвестиции, движут прогресс. Проблема в том, что если во всем мире большие компании связаны с малым и средним бизнесом, который поставляет им комплектующие, сервисы и услуги, у нас они все делают сами вплоть до уборки и производства гаек.

Читайте также

«Это разрушительный подход, абсолютное безумие. Правильно — большое дерево с огромным количеством подлеска. Так устроена природа. Молодые компании должны подпитывать гигантский ствол огромной корпорации. У нас это — столб, стоящий в пустыне. А если он стоит в пустыне, то закачается при первом же ветре. Башни имеют привычку падать», — считает Артемьев.

Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов согласен с тем, что засилье госкорпораций в экономике ведет к замедлению ее роста, но не верит в то, что в ближайшем будущем эту тенденцию можно будет переломить.

— Многие проблемы, которые обозначил глава антимонопольной службы, действительно имеют место. И главная из них — очень высокая степень огосударствления экономики. С одной стороны, государство как экономический субъект часто действует не в интересах получения прибыли, а в других интересах. С другой, — эффективность государства как экономического субъекта остается низкой. Как правило, все, что делается госкомпаниями, стоит дороже, чем у коммерческих, и обладает более низким качеством.

Процесс огосударствления идет у нас достаточно давно и устойчиво. Он стартовал в 2008 году и набрал обороты с 2014. По такому параметру, как доля государства в экономике, мы вплотную приблизились к уровню СССР. Там ведь тоже формально существовала как колхозно-корпоративная форма собственности, которая не считалась государственной и обладала большей степенью хозяйственной самостоятельности. Последняя надежная оценка доли государства в экономике — около 70%. В СССР этот показатель был на уровне 80%. Мы почти вышли на этот уровень, и это большая проблема.

«СП»: — Можно ли ее как-то решить?

— Мне кажется, что несмотря на усилия антимонопольной службы, решить ее эффективно не удастся. Предложение главы ФАС отменить закон о госкорпорациях — это инициатива, которая вряд ли будет реализована. Ведь чиновникам всех уровней процесс огосударствления нравится. Растет их влияние, растут возможности. Должны быть какие-то очень веские причины, чтобы этот процесс развернулся вспять.

«СП»: — Например, какие?

— Например, полная катастрофа с доходами федерального бюджета. Сегодня единственный источник хоть сколько-нибудь заметного спроса, который не демонстрирует сокращения — это спрос со стороны государства. То, что деградируют другие виды спроса, и формируют ситуацию, когда госэкономика доминирует. В ближайшее время эта тенденция сохранится, и какой-то разворот мы увидим не раньше, чем начнут стремительно падать доходы федерального бюджета.

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает, что главная проблема не в наличии госкорпораций как таковых, а в отсутствие контроля над ними.

— Я согласен с главой ФАС в том, что наша экономика имеет неофеодальный характер, более того, сам об этом много лет говорю. У нас все построено по типу откупов, а это средневековая схема, когда люди просто выкупали разные государственные функции и подряды. У нас все это расцвело буйным цветом и продолжает цвести.

Образовалось огромное количество чиновников, их число продолжает расти. Недавно стало известно, что им снова повысят «материальные стимулы». А ведь чиновничество - это далеко не прогрессивный класс, не склонный к изменениям, не производящий добавленной стоимости. В обществе, где самое выгодное — быть чиновником, невозможно ожидать модернизации, инноваций и рывка. Большое количество чиновников не дают развиваться бизнесу, ведь они должны кого-то регулировать. Вот они и регулируют, чтобы оправдать свое существование.

Эти тенденции только усиливаются. Если раньше мы говорили о неофеодальном строе, то теперь переходим и к предшествующим формациям, к архаичному обществу. Во времена рабовладения существовали такие чиновничьи культуры, где всем командовали бюрократы. Получается, что мы идем по оси времени в обратную сторону. И даже если брать современность, копируем не образцы ведущих экономических стран, а все больше сближаемся с примитивными малоразвитыми государствами. Кумовство, коррупция — у нас процветает все то, что характерно для многих стран Африки и Латинской Америки.

«СП»: — Как выходить из сложившейся ситуации, поможет ли разделение госкорпораций, о котором говорит Игорь Артемьев?

— Я не очень согласен с методами, которые предлагает Артемьев. Сама форма госкорпораций действительно во многом коррупционна. Компания формально числится как государственная, но права, которые она получает, позволяют ей неограниченно распоряжаться своими полномочиями и ресурсами, как она пожелает. Эта юридическая форма не самая удачная, так как выводит госкорпорации из-под контроля государства.

Дело не в том, что нужно разделить эти компании на куски. Тем более что у них разный статус. Есть непосредственно госкомпании, есть акционерные общества, есть компании с участием государства или контрольным пакетом акций. Самая неудачная форма — это именно госкорпорации, которые, как ни парадоксально, меньше всего контролируются государством. У них огромные полномочия, и после того, как имущество перешло к ним, они могут его, например, продать.

Необходимо начать с того, чтобы усовершенствовать юридический статус госкорпораций, четко определив, что делают компании с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству. Просто раздробление может быть неэффективным, так как какие-то предприятия могут быть естественными монополиями. Другой вопрос, что государство не достаточно контролирует их деятельность. У нас даже нет специального органа, который бы регулировал деятельность этих госкорпораций.

«СП»: — А ФАС?

— Даже ФАС контролировать их не может, так как для этого недостаточно полномочий. Получается, что повлиять на госкорпорации практически невозможно, да такая задача и не ставится. Хотя она должна быть поставлена. Государство должно иметь осознанную политику в отношении таких компаний, которая будет встроена в макроэкономику и финансовую систему. В противном случае они задушат всех остальных, что у нас частично и произошло. Эти корпорации должны быть не сами по себе, как сейчас, а работать на ускорение экономики. У нас же они определены, как «акционерные общества». Это значит, что как акционеры решили, так и будет. А акционеры могут решить проводить невыгодные проекты или вообще просто получать дивиденды.

Читайте также

«СП»: — Что можно с этим сделать?

— Государство должно вспомнить, что оно тоже акционер этих предприятий, так как в большинстве случаев у него контрольный пакет, и проводить свою линию, стратегическое планирование. Для этого в правительстве должен быть орган, который будет этим заниматься и регулировать деятельность этих компаний, согласовывать их как между собой, так и с интересами государства. Раз эти предприятия получили преимущества в виде государственного статуса, они должны получить и ограничения, и обязательные госфункции.

Вот тогда этот каркас, монопольный государственный сектор сможет поддерживать экономику. Какие-то непрофильные части можно и продать, но это не главное. Главное же — это контроль государства над деятельностью этих корпораций. Остальная экономика должна быть сугубо на рыночных началах, чтобы контроль над этими корпорациями стимулировала развитие бизнеса и потребительский спрос.

Этот контроль — то, от чего государство почему-то отказалось, оставив управление на откуп акционерам. Хотя их контрольные пакеты в госкорпорациях — это третий по значимости рычаг влияния на экономику после денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Когда эти компании предоставлены сами себе, они начинают душить все вокруг, просто потому, что их ничего не интересует, кроме самих себя. Им не дается указаний, у них нет ограничений, поэтому для них самое естественное — давить смежные сектора, бесконечно повышать тарифы и так далее. Акционерам выгодней получить как можно больший доход, вот они и действуют как откупщики, феодалы.


Новости экономики: В Сбербанке подтвердили отток миллиарда долларов в августе

Экономический кризис: Медведев рассказал, что Россию ждет сложный год

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня