Украинский транзит близок к схлопыванию
Строительство газопровода «Северный поток — 2» разорит Россию, поэтому не надо мешать его строить. К такому логическому заключению в авторской статье для Dziennik Gazeta Prawna пришел польский политический публицист Марек Будзиш.
До последнего времени, как известно, Варшава, наряду со странами Прибалтики, Украиной и США, являлась ярым антагонистом «Северного потока-2», и старалась всячески вставлять палки в колеса, чтобы помешать реализации проекта.
И вот теперь пан Будзиш неожиданно предлагает союзникам смириться и утешиться тем, что строительство этого газопровода накроет Россию медным тазом. Мол, чем больше Россия будет экспортировать газа, тем меньше дохода она получит. Осталось лишь «вынудить ее продавать газ так дешево, чтобы все это мероприятие оказалось нерентабельным».
При этом Будзиш почему-то проводит параллель с экспортом пшеницы из России, который, по его расчетам, в количественном выражении вырос на 36%, а доходы от него снизились на 1,8%. Это он называет «неэффективным инвестированием» и предрекает аналогичную ситуацию с российским газом.
Интересно, что на ситуацию с газом сжиженным, объемы экспорта которого в Европу собираются увеличить США и Катар, негативные прогнозы польского публициста не распространяются. Наоборот, он заявляет, что рынок СПГ «неуклонно становится мировым, и этот тренд в долгосрочной перспективе остановить не удастся».
Украинский транзит близок к схлопыванию
Между тем, буквально накануне МИД Германии опубликовал доклад «Многообразие делает независимым», посвященный энергетической политике правительства ФРГ, в котором поставки СПГ из США признаны не конкурентоспособными.
Тогда не совсем понятно, на чем же основываются утверждения польского аналитика, что «Северный поток-2» окажется нерентабельным?
— Единственное объяснение — некомпетентность этого эксперта в данных вопросах, — комментирует ситуацию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Он, в общем-то, говорит совершенно непонятные, несвязные, нелогичные вещи.
Первый момент. Автор исходит из того, что в мире существует только один рынок газа — европейский, и все страны будут пытаться поставить туда свой газ за любые деньги. Они будут продавать все больше и больше, и цена будет падать. А самая высокая себестоимость, в его логике, именно у России, потому она разорится, а все остальные не разорятся… Вот американцы планируют увеличить экспорт, они не разорятся. А Россия почему-то разориться…
Это, конечно, не так. Потому что рынки связанные, рынки — глобальные. Тот же самый СПГ американский уходит также в Азию и Южную Америку. Например, в 2016 году американцы 16 млрд. кубов экспортировали. В Европу ушло около двух миллиардов, а все остальное поставили в Азию и страны Центральной и Южной Америки.
Поэтому здесь большое заблуждение, что будет такой переизбыток и такая конкуренция на европейском рынке, что цена станет постоянно снижаться.
Второй момент, это — ценообразование на газ. Стоимость российского газа привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов — т.е. сначала нефть должна упасть в цене, чтобы российский газ подешевел. А это большой вопрос.
«СП»: — Почему, ведь бывают резкие спады цены?
— Дело в том, что основные свои объемы мы поставляем по долгосрочным контрактам, а не на спотовый рынок. Соответственно, этот переизбыток предложений на рынке, в общем-то, не ведет к удешевлению российского газа.
Но самый главный момент заключается в том (и Польша, кстати, об этом постоянно говорит, и украинцы, и постоянно они путают эти два элемента), что через «Северный поток-2» в Европу пойдет тот газ, который сейчас поступает через Украину. То есть, это не дополнительные поставки — 55 млрд. кубов. Нет. Мы не нарастим свой экспорт в Европу, когда построим газопровод, а лишь изменим маршрут доставки газа.
Россия как экспортировала в 2018 году в Европу где-то примерно 200−210 млрд. кубов, такие же объемы и будет экспортировать. Просто, если сейчас 90 млрд. кубов идет через Украину, то после запуска на полную мощность «Северного потока 2», соответственно, через Украину будет идти на 55 млрд. меньше.
А суммарные масштабы останутся такими же.
Вот основной момент. Это не дополнительный газ, а тот, который сейчас поступает в Европу. И почему мы должны разориться, совершенно непонятно…
«СП»: — Но автор как бы ищет союзников в Европе, чтобы «вынудить Россию» продавать газ дешевле. При этом американцев, которые продают полякам сжиженный газ вдвое почти дороже российского, он не просит снизить цену. Странно?
— Как они вынудят? Это — рынок, рынок газа. И рыночные инструменты все здесь работают. Они что, скажут: «Мы не будем у вас покупать, если вы нам по доллару не будете отдавать».
Не покупайте. Но, что будет с вашей энергетикой? Газ, это такой же товар, как и все остальные. И Польша от него зависит. Ну, пусть откажутся от российских поставок. Они построили себе СПГ-терминал на 5 млрд. кубов газа в год. Но они не загружают его на полную мощность.
На самом деле, поляки сейчас имеют возможность сократить закупки российского газа, но просто этого не делают, потому что российский газ дешевле. А СПГ-терминал ими используется, по сути, в качестве некоего ритуального объекта, на который они молятся. И который, вроде как, позволяет им говорить о какой-то свободе.
Но тут рыночная ситуация.
Почему, например, Польша не сокращает потребление угля, и до сих пор является одним из его главных потребителей в Европе? При том, что это грязный вид топлива. Потому что если они хотят отказаться от российского газа, они еще больше должны будут увеличить потребление угля, а это запрещено нормативными актами ЕС. Брюссель, наоборот, декларируют сокращение потребление угля.
Так что, все рассуждения польского пана, на самом деле, это, конечно, большая некомпетентность, непонимание рыночной ситуации, какие-то «хотелки» и популизм.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов тоже считает, что грозить России разорением из-за «Северного потока-2» может только человек, не разбирающийся в сути вопроса:
— Конечно, если доставлять газ бесплатно, такой подход кого-то когда-нибудь, наверное, разорит. Но мы заключаем контракты долгосрочные. Сейчас цены на нефть уже за восемьдесят долларов. Почему цены на газ должны снижаться? Иран, к тому же, уходит с рынка в ноябре.
То есть рынок, по самым скромным подсчетам, потеряет значительные объемы энергоносителей, в том числе нефти. Плюс сама газодобыча непосредственно на территории ЕС стагнирует. Норвегия добывает все меньше, Голландия вообще сворачивает свои проекты.
С чего бы должна падать тогда цена на газ? А наши цены на газ привязаны к нефти, они точно не упадут. Даже спотовый рынок, он достаточно устойчивый сейчас.
Газа в мире больше не становится, наоборот, отдельно взятые игроки постепенно уходят с рынка. И почему «Северный поток-2» нам не выгоден, в таком случае, совсем непонятно.
Германия разве будет себе в убыток продавать? Вряд ли. Она становится главным газовым хабом Европы — т.е. будет покупать газ у нас, а затем распределять его по европейским странам. Немцы, как известно, умеют считать.
То есть, непонятно, на основании чего, выдвигается предположение, что эти поставки будут нам в убыток.
В сфере энергетики Рига, наконец, прозрела и увидела Москву
«СП»: — На основании экспорта пшеницы…
— Что касается аналогии с зерном, то прошлый год (а это был год урожайный для всех, в том числе и для Украины) позволил значительно нарастить экспортные поставки. Да, падение стоимости произошло. Но рентабельность в зерне на экспорт больше в разы. Мы основное зерно поставляем в Египет, в Турцию и страны Юго-Восточной Азии. При этом наше зерно значительно дешевле, чем, например, европейское, поэтому удается удерживать рынки.
У российских производителей колоссальные поставки, а в этом году за счет более низкого урожая они еще смогут заработать больше. Если мы будем экспортировать, то уже по более высоким ценам. Тем более что на Британской бирже цены уже взлетели.
С этой точки зрения, непонятно, как, вообще, делается вывод, что мы в зерне проседаем?
Скорее, это связано с отчаянием. Трамп, как мы помним, на встрече с польским президентом заявил, что не намерен вводить санкции против европейских компаний, участвующих в реализации «Северного потока-2». А если санкции вводиться не будут, то им ничего не мешает достроить этот газопровод. Тем более что он достаточно интенсивными темпами уже строится в подводной части и примерно 70 км труб уже проложено.
«СП»: — Почему это так Польшу расстраивает?
— Потому что Польша тоже пыталась стать хабом, но сжиженного газа. И для нее, конечно, более дешевый российский газ из Германии, это очень плохая новость. Через Германию почти всю Европу можно будет подсадить на наш газ. И тогда все эти СПГ-терминалы, которые Польша у себя за огромные деньги построила для приемки сжиженного газа из Америки, будут стоять, как и сейчас, более чем на треть пустыми. Ну, или будут загружены нашими же танкерами «Ямал СПГ», например.
Нефть и газ: Эрдоган рассказал о битве за российский газ в НАТО
Новости экономики: ВМС США готовы пускать на дно танкеры России