Члены правления «АвтоВАЗа» заработали в 2009 году 103,12 млн. рублей, из которых 101,5 млн. пришлось на зарплату и 1,66 млн. рублей — на компенсации расходов, сообщает агентство «Автостат». Таким образом, в прошедшем году зарплаты руководителей убыточного предприятия выросли в полтора раза. И это еще без учета премий и опционов, которые получают высшие менеждеры.
По информации агентства, в правление тольяттинского завода входят 14 топ-менеджеров, в том числе президент Игорь Комаров, вице-президенты Олег Лобанов, Максим Нагайцев и Франсуа Жерар Демаршелье Юг. Для сравнения, выплаты членам правления за 2008 год составили всего 68,6 млн. рублей, тогда их было 13 человек.
Теперь посмотрим, за какие такие достижения руководство «АвтоВАЗа» поощрило себя любимых. Для предприятия 2009 год был провальным: продажи автомобилей упали почти на 44% - до 350 тыс. штук. За первые три квартала 2009 года завод получил чистый убыток в размере 19,7 млрд. рублей, выручка завода за девять месяцев прошлого года сократилась по сравнению с 2008 годом в два раза — до 60,8 млрд. рублей. Денежный объем рынка автомобилей марки «Лада» по итогам прошедшего года составил 89,96 млн. рублей, что на 38,4% ниже показателя 2008 года.
Но это еще не все потери. По данным отчетности автопредприятия за четвертый квартал, его «дочерние» дилеры потеряли около 7,5 тыс. автомобилей на сумму порядка 1,7 млрд. рублей. При этом, большая часть задолженности — 1,02 млрд. рублей, приходится на обанкротившийся дилерский холдинг «Элекс-Полюс». К концу 2009 года заводу удалось добиться судебных решений в свою пользу о взыскании этой задолженности и даже получить исполнительные листы, но, считают эксперты, возврат средств маловероятен.
Как сообщил в конце прошлого года глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, по выявленному для автозавода ущербу на 200 млн. рублей возбуждено пять уголовных дел, а остальные деньги «суслик съел». В такой ситуации руководство предприятия повышает себе зарплаты, скорее, в качестве «выходного пособия» — ожидая скорой отставки за «непосильную» работу. В западных компаниях это называется «золотой парашют» — конверт с деньгами, который вручают перед увольнением. Отличие в том, что наши топ-менеджеры выплачивают его себе сами. А так как прибыли у предприятия в прошлом году не было вовсе, эти деньги менеджеры «АвтоВАЗа» фактически выплатили себе из тех 25 млрд. рублей, которые правительство напрямую влило в загибающийся автогигант из бюджета. То есть, из денег всех российских граждан — налогоплательщиков.
— Остается только порадоваться за наш менеджмент, который, видимо, заслужил себе такие зарплаты. Меньше объемы производства — меньше затраты, сплошная экономия, — комментирует председатель профсоюза «Единство» предприятия «АвтоВАЗ» Петр Золотарев. — Зарплаты работников «АвтоВАЗа», конечно, с ними не сравнить. В среднем они получают 13 тыс. рублей в месяц, если умножить на двенадцать месяцев — 156 тыс. в год. А те, которые не работают — сидят «в декрете» или переведены на другую работу, получают пособие еще меньше.
Но нужно иметь в виду, что кроме зарплат менеджеры получают и дополнительные преференции: автопарк их служебных «джипов» со специально охраняемым гаражом, полеты в любую точку страны за счет предприятия и так далее. Все, что проходит по статье «расходы на содержание администрации». Ну и плюс «совместные» предприятия по продаже продукции и производству комплектующих. С другой стороны, пока руководство «АвтоВАЗа» получает такие большие деньги, можно надеяться, что предприятие не закроется…
Но самое интересное — это ценовая политика руководства. В условиях падения спроса почти наполовину, «АвтоВАЗ» продолжает повышать цену на свою продукцию: с 15 февраля отпускные цены для дилеров на автомобили, выпущенные в 2010 году, выросли в среднем на 2%. При этом «классика» подорожает на 1%, Lada Kalina и Priora — на 3%. На предприятии объясняют это «копеечное» повышение большим количеством импортных комплектующих и использованием металлизированной краски.
Видимо руководство предприятия надеется, что на фоне грядущей программы по утилизации старых авто и продления действия программы льготного автокредитования покупатели не заметят разницы. Но нужно напомнить, что в конце прошлого года «АвтоВАЗ» уже поднял свои цены на 33%, и скрыть эти совокупные 35% от россиян будет уже тяжеловато. Например, самая популярная Lada Priora будет стоить около 308 тысяч рублей — на уровне иномарки, а ее качество, судя по всему, останется прежним.
Что произойдет в итоге, догадаться нетрудно — продажи упадут еще больше. Просто какой-то «бизнес клоунов» получается. Да еще с государственной поддержкой.
Тем временем
Не только топ-менеджеры в Самаре любят пожить в свое удовольствие за государственный счет. Сегодня, 16 февраля Басманный суд Москвы рассмотрит жалобу общественной правозащитной организации «Гражданская инициатива». Самарских правозащитников не устроил отказ Следственного комитета возбудить дело о еженедельных полетах губернатора Владимира Артякова и его команды к своим семьям в Москву .
Правозащитники утверждают, что полеты оформлялись как командировки и оплачивались из областного бюджета. Якобы, каждый полет губернатора и его соратников обходился губернскому бюджету в 850 тыс. рублей, сообщает портал «РегионСамара.ру».