Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
3 марта 2010 11:16

Японский автопром захлестнула волна брака

Этим воспользовались американские автопроизводители

65

Nissan отзывает более полумиллиона автомобилей для проверки и ремонта датчиков уровня топлива и механизмов крепления тормозных педалей. Причиной для отзыва послужили сообщения, что на трех автомобилях со схожим креплением тормозных педалей механизм приобрел люфт, в результате которого снизилась эффективность торможения. Правда, Nissan отмечает, что пока еще компания не получала сообщений об авариях, связанных с этим дефектом.

Отзыв затронет почти 540 тысяч автомашин, большая часть которых эксплуатируется в США. Компания предполагает, что причиной может служить производственный дефект одной из деталей крепления, поставляемой на конвейеры. Однако все новые автомобили, находящиеся в продаже, лишены такого дефекта, пишет Wall Street Journal.

Для устранения этой проблемы отзываются автомобили Nissan Titan, Armada, Quest и Infiniti QX56 выпуска 2008−2010 годов, Nissan Frontier, Pathfinder и Xterra, произведенные между январем и мартом 2006 года, а также между октябрем 2007 года и январем 2008 года. Всего же подлежит ремонту 597 тысяч машин в США и 79 тыс. в других странах мира, в том числе в России, Канаде, Мексике, на Украине и Тайване.

Концерн сообщает, что в марте начнет приглашать автовладельцев в дилерские центры Nissan или Infiniti для осмотра тормозных педалей их машин. В эти же сроки планируется начало ремонта датчиков топлива. До тех пор, пока автомобилисты не получили приглашение к дилеру, Nissan рекомендует им ездить с баком, наполненным бензином больше, чем наполовину.

Все это было бы не так странно, если бы эта акция Nissan была первая в своем роде. Однако за последние полгода автомобили японских брендов буквально накрыло волной отзывов в связи с различными дефектами в узлах и агрегатах. И самой нашумевшей стала история с Toyota, которая на протяжении второй половины 2009 года периодически отзывает из эксплуатации несколько моделей, в частности, самые массовые Corolla, Camry и Avalon. Всего же «под отзыв» попали около уже 5 млн. автомашин.

Следующей стала Нonda, которая в течение полугода отозвала 826 тысяч автомашин в США из-за неисправности подушек безопасности, всего количество отзываемых автомобилей превысило 1 млн. Что же случилось с японцами, которые добились своих экономических успехов и вышли на второе место по ВВП в мире только благодаря своей старательности и качеству продукции. Почему они вдруг на весь мир разоблачают себя, подрывая свой корпоративный авторитет?

— Сначала напомню, что Япония уже давно переживает тяжелейшую проблему перепроизводства, еще до кризиса в стране была дефляция и экономический спад. И единственным локомотивом роста, после того, как дорогую японскую электронику заменила китайская и тайваньская продукция, оставался автопром, а в кризис встал и он, — поясняет аналитик Центра финансовых проблем Павел Рекунов. —  Поэтому рискну высказать такое крамольное предположение, что все эти акты самобичевания японских автоконцернов, которые в последнее время происходят один за другим, вызваны простым желанием хоть как-то обеспечить работой конвейер, чтобы сохранить занятость и не потерять все производство. Ведь автопредприятие живет, пока конвейер работает, пускай даже «на склад», а если склады под завязку затарены готовой продукцией, происходит то, что случилось с «Опелем» или «АвтоВАЗом».

Поэтому японские производители готовы публично «посыпать голову пеплом», как это сделал глава концерна Акио Тойода, и терпеть убытки, лишь бы «отремонтировать» еще 5 млн. машин. К тому же, обратите внимание, отзываются машины, которые производятся японцами в других странах, и в первую очередь в США. А кредиты под эти активы берутся в японских иенах, которые из-за дефляции уже давно имеют практически минусовые процентные ставки, особенно по отношению к доллару. Такой механизм, который на языке финансистов называется «кэрри трейд», имеет очень высокую прибыльность, что частично покрывает убытки от отзыва машин. Ну а то, что авторитет брендов страдает, так «снявши голову, по волосам не плачут»…

Тем временем США воспользовались этим для борьбы с японским экспортом на своем автомобильном рынке. 2 марта этому вопросу были посвящены слушания в Конгрессе с участием Минтранса США. Инициатива связана с выявленной более полугода назад неисправностью в нескольких моделях автомобилей Тойота: во время движения у машин могла «залипнуть» педаль акселератора. По данным Минтранса США, подобная проблема стала причиной многих ДТП, в которых погибли 52 человека. Причем слушания во вторник стали уже третьими по «делу Тойота». На прошлой неделе глава Toyota Акио Тойода на сенатских слушаниях публично извинился перед автовладельцами за то, что его компания допустила выпуск некачественных автомобилей, а днем ранее руководитель американской Toyota Джеймс Лентц заявил, что автопроизводитель «недостаточно внимания уделял анализу поступающей информации о неисправностях».

«Мы не остановимся, пока эти машины не станут безопасными. И я думаю, что в будущем мы увидим некоторые изменения в способах, которыми Toyota ведет бизнес», — заключил глава американского Минтранса Рэй Лахуд. Правда, потом взявший слово сенатор-демократ Дэниэл Инуи добавил «ложку дегтя», заявив, что не только в автомобилях Тойота бывают дефекты, почти все автопроизводители в последнее время объявляют отзывы своей продукции, исчисляемые миллионами машин. В этом замечены и такие американские бренды, как Форд, Дженерал Моторс и Крайслер, которые тоже публично расписались в плохом качестве своей продукции.

— И не удивительно, ведь спад мирового авторынка, который в кризис обвалился почти наполовину, затронул практически все автомобильные бренды, — поясняет Павел Рекунов. — Найти самим свои собственные неисправности - это еще меньшее зло. С другой стороны, это может оказаться даже плюсом: потребитель подумает, какие честные производители, как они беспокоятся о моей безопасности, и будет покупать машины этих брендов, тем более, что других в мире все равно нет.

Ну а насчет американцев — они действительно здорово заработали на этом «японском браке». Согласно последним данным американского рынка, опубликованным 2 марта, объемы продаж Форда в феврале выросли на 43%, а продажи Дженерал Моторс поднялись на 11,5%. Причем даже американские эксперты признают, что их успехи во многом связаны с негативным имиджем, который получила Тойота. И хотя основная часть «ремонтных» работ по устранению неисправностей уже завершена, урон для своего имиджа «Тойоте» придется восстанавливать еще долго.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня