18+
понедельник, 5 декабря
Экономика

Народный гараж или штраф 3 тыс. рублей. Третьего не дано

Лишь 9% московских автомобилистов новые санкции не страшны

  
74

Депутаты Московской городской думы приняли законодательную инициативу об увеличении в 5−10 раз штрафов за парковку автомобилей на тротуарах, остановках маршрутных транспортных средств и стоянках, предназначенных для машин инвалидов. Сейчас в Москве штрафы за подобные нарушения незначительные — от 200 до 300 рублей.

После одобрения мэром Москвы Юрием Лужковым документ направят коллегам из Госдумы, чтобы те внесли необходимые поправки в КоАП РФ. Ужесточение санкций, по мнению законотворцев, поможет решить проблему с неправильными парковками в городе.

— Первоначально мы предлагали увеличить штраф за парковку в местах остановки машин, пешеходном переходе, а также на тротуарах, если это мешает движению инвалидов, до 5 тыс. рублей, однако ко второму чтению было решено снизить эту санкцию до 3 тыс. рублей. Штраф за парковку в местах, предназначенных для инвалидов, составит столько же, — сообщил журналистам после заседания московских депутатов глава департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян.

Также депутаты предлагают увеличить штрафы и за нарушение правил остановки автомобилей — со 100 рублей до 500 рублей, а штраф за нарушение правил остановки или стоянки машин на проезжей части и в тоннеле — с 300 рублей до 3 тыс. рублей.

Кстати, уже сейчас водителей могут оштафовать по-крупному. Так, согласно столичному закону «О защите зеленых насаждений» за парковку автомобиля на газоне предусмотрен штраф в размере 4−5 тыс. рублей для физических лиц, 40 тыс. — для должностных, а для юридических — аж 300 тыс. рублей. Но эти штрафы вправе наложить только экологическая милиция. ГИБДД может оштрафовать лишь за нарушение ПДД, в данном случае — за нарушение правил остановки или стоянки автомобиля, то есть, сумма штрафа составит 100−300 рублей. Хотя, конечно, никто не мешает сотрудникам ГИБДД вызвать коллег из экологической милиции или провести совместный рейд. Однако на практике такое случается крайне редко. Это подтверждают и автомобильные эксперты.

— Исходя из правоприменительной практики, штрафы за неправильную парковку на автобусных остановках, на тротуарах или местах для инвалидов в Москве очень малы. И если бы московские депутаты посмотрели на эту статистику штрафов, они бы это увидели, — говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — А происходит это потому, что трудно изобличить конкретного водителя в том, что он поставил машину не туда. Никто же не будет ставить машину на тротуар в присутствии инспектора ГИБДД? Очевидно же, что инспектору нужно будет доказать, что именно этот водитель, а не кто иной поставил машину в неположенном месте. Для этого нужно ждать, когда автовладелец придет забирать свою машину.

Допустим, инспектор дождался нарушителя, и им оказались вы. Вы ему скажете, что да, машина ваша, но ей еще могут управлять десяток ваших родных, все они внесены в полис ОСАГО, и кто из них этот негодяй, вам не известно. А даже, если известно, то, согласно 51 статье Конституции РФ, вы не будете свидетельствовать против своих близких. Поэтому, увеличение штрафов не решит проблемы неправильной парковки, а сделает водителей только умнее в правовом плане. Тогда доказать инспектору что-либо будет очень трудно. При этом уверен, что для отчетности «гибэдэдэшники» будут находить нарушителей, но в большинстве случаев вопрос будет решаться на уровне взятки. Лучше же заплатить инспектору в два раз меньше, чем оплатить такой большой штраф.

Проблему неправильной парковки могли бы решить паркинги, специальные городские стоянки или перехватывающие парковки, но их в Москве пока крайне мало. К тому же, по мнению некоторых экспертов, городские власти в некоторых случаях даже сами провоцируют автовладельцев останавливаться на остановках общественного транспорта.

— Я резко отрицательно отношусь к хамству водителей, паркующихся на остановках, газонах, местах для инвалидов, но объективности ради стоит сказать, что люди зачастую не из-за своей невоспитанности или хамства неправильно паркуют свои автомобили, а просто потому, что их ставить больше некуда, — считает лидер Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. — Власти Москвы поздно стали задумываться над транспортной проблемой. Во всем мире экология, транспорт и градостроительство вещи равнозначные и неотделимы друг от друга, а в Москве главенствующие позиции у градостроительства, и из-за такого перекоса мы и имеем сейчас транспортные проблемы.

Лысаков считает, что только репрессивными мерами — «драконовскими» штрафами — ситуацию не исправить. «Допустим, взять такое частое нарушение правил, как стоянка на остановке общественного транспорта. У нас почти за каждой остановкой или непосредственно в остановочном павильоне находится палатка или с цветами, или с продуктами, которые пользуются большим успехом у автолюбителей: быстро вышел, купил и уехал. Но это же приводит к заторам, — поясняет Лысаков. — А чем думали чиновники, когда выдавали разрешения на торговлю в этих палатках рядом с остановками? Нужно же было предусмотреть „карманы“ или сделать стоянки для автомобилей, но об этом никто не подумал». Эксперт уверен, что создание таких парковок у каждой остановки общественного транспорта, рядом с которой есть торговые места, существенно бы снизило транспортную проблему.

Однако у мэрии Москвы своя точка зрения на транспортную проблему. В столичном стройкомплексе разработана программа гаражного строительства, согласно которой, до 2025 года в городе будут построены 3,5 млн гаражей. Она же включает и возведение перехватывающих парковок рядом с конечными станциями метро, чтобы жители окраин или жители Подмосковья, едущие на работу в центр Москвы, могли на них оставлять свои машины, а дальше сразу сесть на общественный транспорт.

Идея хорошая, только вот строительство таких парковок пока идет медленно. Зато над первой такой перехватывающей парковкой не смеялся только ленивый. Она размещена на площади Гагарина, причем так неудобно, что до ближайшего метро «Ленинский проспект» идти 10−15 минут. Естественно, никто и не думает оставлять там свои машины, когда до центра города рукой подать. За это, кстати, главному архитектору Москвы Александру Кузьмину не раз уже влетело от градоначальника Юрия Лужкова.

Тем временем Лужков же активно пиарит новую городскую программу «Народный гараж», уже прозванную москвичами «антинародной программой», так как для ее реализации зачастую ломаются старые, а компенсации (которые достаются далеко не всем владельцам) ну никак не хватит на покупку места в «народном гараже». Ведь машиноместо в таком гараже столичные власти предлагают москвичам всего за 350 тыс. рублей.

Поэтому идея с «Народным гаражом», мягко говоря, проваливается.

Кстати, инициативу столичных депутатов с повышением штрафов некоторые эксперты напрямую связывают с этой программой. «Я считаю, что повышение штрафов -это завуалированный путь, чтобы московские власти загоняли москвичей в дорогие «народные гаражи», — уверен вице-президент движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. Он также считает, что эта инициатива Мосгордумы не получит одобрения в Госдуме РФ. «Мне кажется, что эта инициатива в Госдуме не пройдет. Вспомните, когда повышали пошлины на иномарки, у нас полстраны бастовало».


Досье «СП»

В Москве, по данным столичного ГИБДД, на сегодняшний день зарегистрировано 3,8 млн автомобилей. При этом по данным департамента дорожно-мостового и инженерного строительства столицы, машиномест в современных паркингах хватает лишь для 9% московских автомобилей.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня