Украина почти на 20% нарастила экспорт российских товаров в прошлом году. Как свидетельствуют данные Государственной службы статистики страны, с января по ноябрь 2018 года Украина импортировала товаров на сумму 7,4 миллиарда долларов, что на 17,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. В то же время, экспорт украинских товаров в Россию снизился на семь процентов — до 3,3 миллиарда долларов. Отрицательное сальдо торговли превысило четыре миллиарда.
При этом украинский Госстат не приводит конкретную структуру торговли товарами с Россией, поэтому сказать наверняка по каким статьям вырос экспорт нельзя. Можно предположить, что это энергоресурсы, в частности, уголь, основным поставщиком которого остается Российская Федерация, а также дизельное топливо. «Свободная пресса» уже писала о том, что за последний год доля России на этом рынке для Украины составила почти 40% и продолжает расти, несмотря на заверения украинских властей в том, что солярку они закупают у Белоруссии.
Также по статистике более чем на 20% вырос импорт продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей, машин, механизмов и электротехнического оборудования. Возможно, часть этой продукции также поставлялась из России.
Примечательно, что росту экспорта на Украину не помешали многочисленные торговые ограничения с обеих сторон. Напомним, что первые экономические санкции Киев начал вводить еще в сентябре 2015, на что Москва отвечала пропорционально.
В декабре 2018 года Киев продлил на год ограничения в торговле. «Постановления предусматривают полный запрет ввоза ряда товаров из РФ, а также продление действия таможенных пошлин на некоторые товары из России, которые до 2015 года ввозились без пошлины. Срок действия решений продлен до 31 декабря 2019 года с возможностью их продления в будущем», — говорилось в сообщении правительства.
Были продлены ограничения на ввоз пищевой продукции (молочной продукции, чая, кофе, пива, водочных изделий), косметических средств личной гигиены (шампуней, гелей для душа, мыла), продукции химической промышленности для сельского хозяйства, хлористого калия, а также железнодорожного оборудования (локомотивов, вагонов, путевого оборудования) и других товаров.
В ответ российское правительство расширило список запрещенных к ввозу украинских товаров. Под запрет попали сладости, мучные изделия, пшеница, некоторые виды растительного масла, рыбные и овощные консервы, фруктовые джемы и желе, соки и спиртные напитки. Из промышленных товаров в списке оказались гравий, щебень, некоторые моющие средства, бумага и картон, обои, котлы, некоторые турбины, мебель, сельскохозяйственная техника, автомобильные запчасти и другая продукция. Это прогнозируемо привело к падению украинского экспорта в РФ.
Украинские власти, впрочем, игнорируют этот факт, так как считают, что компенсировать эти потери им должен европейский рынок. В 2018 году доля ЕС в экспорте украинской продукции достигла исторического максимума в 42,5%. В январе-ноябре 2018 года объем внешней торговли товарами Украины со странами ЕС составил 40,51 млрд. долл. Это на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года (35,89 млрд. долл.). Экспорт товаров из Украины в страны ЕС за январь-ноябрь 2018 года вырос на 16% до 16,41 млрд. долл., а импорт увеличился на 11% до 22,1 млрд. долл. Таким образом, отрицательное сальдо за 11 месяцев составляет 3,69 млрд. долл., чуть меньше, чем с Россией.
В Госдуме уже прокомментировали данные о росте российского экспорта на Украину. Зампредседателя Госдумы по делам СНГ Виктор Водолацкий считает, что украинский бизнес не может просто взять и перестать сотрудничать со своими российскими партнерами.
«Порошенко и его команда забывают, что если бы не сотрудничество украинского бизнеса с Россией, то в стране начались бы голод и нищета», — заявил депутат RT.
Политический аналитик, кандидат экономических наук Александр Дудчак также считает, что несмотря на падение торговли и заявления украинских властей о полном разрыве связей с Россией, зависимость Украины от торговли с нашей страной сохраняется. А прекращение торговли будет означать коллапс украинской экономики.
— Экспорт Украины в Россию сокращается в связи с тем, что Москва ввела санкции в ответ на ограничения Киева, и в список попали многие продукты питания, сырье, то есть традиционные статьи украинского экспорта.
Что касается роста поставок на Украину, это связано с тем, что она нуждается в энергетических ресурсах, в том же угле. Раньше ведь уголь покупали в Донбассе, а сейчас приходится обходными путями доставать то, что можно было бы получать дешевле. Но это проблема тех, кто принимал решение о блокаде Донбасса.
Сохраняется и критическая зависимость украинских сельхозпроизводителей от России. Они в больших объемах закупают российские удобрения, продукцию химпрома.
Кроме того, Украина покупает дизельное топливо, сжиженный газ для техники и транспортных средств. В импорт попадает и определенная металлопродукция, комплектующие, товары легкой промышленности. При этом надо учитывать, что многое действительно попало в санкционные списки Украины и поставки прекратились.
Но это палка о двух концах, о чем свидетельствует падение украинского экспорта в Россию. Под ответные санкции, как я же сказал, попала пищевая продукция, сладости и такие серьезные товары с добавленной стоимостью, как турбины.
Если поставки турбин раньше были критичны для России, потому что российское производство тех же боевых вертолетов и некоторых военных кораблей зависело от них, то теперь программа импортозамещения принесла свои плоды и во многом удалось заместить украинские комплектующие. Это очень неприятно для Украины, потому что это высокотехнологичные отрасли, и найти замену российскому рынку для них не представляется возможными.
«СП»: — А что насчет европейского рынка? Он ведь должен был заместить российский?
— Что невозможно полностью разрушить экономические связи с Россией без окончательного коллапса в экономике Украины, несмотря на то, что именно этим усиленно занимаются с 2014 года те, кто пришел к власти путем вооруженного переворота. Даже после пяти лет упорной работы киевской власти после провалов в 2014—2015 году товарооборот снова растет.
Конечно, это не то, что было до 2013 года. Но даже сравнения с европейской торговлей, о которой так любят говорить украинские власти, показывают, что не все так плохо, и что Европа не заменяет Россию. Товарооборот с ЕС составляет 40 миллиардов долларов, с Россией — около 11 миллиардов. Но если сравнить население Российской Федерации (144 миллиона) с населением 28-ми стран Евросоюза (510 миллионов), это цифры сопоставимые.
«СП»: — То есть, несмотря на заявления киевского руководства, полностью разорвать экономические связи с Россией не получается?
— Конечно, не получается. Даже тем, кто делает такие заявления, потому что они зачастую сами ведут бизнес с Россией, обходя ими же поставленные препоны. Нужно учитывать и то, что за последние годы Украина потеряла около 10 миллионов человек. Кто уехал, кто оказался на неподконтрольных Киеву территориях. С учетом этого зависимость от взаимодействия с РФ только усиливается.
Если убрать торговлю с Россией, Украину можно будет просто закрывать. Конечно, полностью разрушить экономику можно. И люди даже могут к этому привыкнуть. В конце концов, привыкают же люди жить под обстрелами в окопах и землянках, работать по 12 часов 7 дней неделю вместо 8-часового рабочего дня и так далее.
Тем более, что когда нищает каждый член общества за исключением полутора процентов верхушки, вроде бы не так обидно и легче переносить проблемы. Хотя при этом задача киевских властей, как любого неолиберального правительства, убедить людей в том, что в стране все хорошо, а их бедность — это их личные проблемы, потому что они мало трудятся и вообще лентяи.
На самом же деле все это, в том числе попытки разорвать экономические связи с Россией, — это осознанная политика по превращению населения Украины в дешевую рабочую силу, которая уничтожает все социальные ориентиры в обществе.
Новости Украины: Порошенко пообещал, что украинцы вскоре почувствуют на себе плоды реформ