Экономика

Автохлам придется оставить при себе

Программа утилизации машин забуксовала на ровном месте

  
59

Во вторник, 6 марта президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об освобождении от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 50 тысяч рублей, которые граждане получают от государства за сданные в утиль старые авто, сообщает пресс-служба Кремля. Без этой поправки автовладелец должен был бы «отстегнуть» в бюджет ставку НДФЛ в 13% - 6,5 тысячи рублей. Однако, как выяснилось, на деле за сданную машину вам заплатят все же меньше положенного, к тому же, своей очереди на получение желанного сертификата вы будете ждать долго.

Напомним, что правительственный эксперимент по утилизации старых автомобилей начал действовать в Женский день 8 марта на территории 49 российских регионов и продлится до 1 ноября 2010 года. В рамках этой программы каждый россиянин, сдав в утиль машину старше 10 лет, сможет получить сертификат на скидку при приобретении новой машины российской сборки.

Все начиналось просто прекрасно, программа стартовала резко — за первую неделю было выдано более 7 тысяч сертификатов. Минпромторг даже разместил на своем сайте электронное табло в режиме «он-лайн», которое тут же отражало каждый выданный сертификат. Но сейчас этот счетчик, почему-то, исчез с сайта, а последние данные на конец марта говорят всего лишь о 20 тысячах выданных сертификатов. А про то, сколько реально новых автомашин получили россияне вообще ничего толком неизвестно.

Однако, судя по комментариям «благодарных» россиян в блоге директора департамента автопрома Минпромторга Алексея Рахманова, программа утилизации автохлама сильно буксует в российских регионах. Стоит пояснить, что в марте Алексей Рахманов, видимо, вдохновленный первыми цифрами «с полей», весьма опрометчиво опубликовал в своем блоге объявление с предложением сообщать обо всех проблемах, возникающих у граждан при попытках воспользоваться государственной программой утилизации старых машин. Как оказалось, проблем куда больше, чем можно было предположить.

И самая первая возникла с нашей родной милицией. В первую же неделю работы программы утилизации и страждущих граждан появились проблемы с ГАИ, поскольку процедура снятия машин с учета и передачи утилизаторам не была отработана заранее. В рамках программы ГАИ позволила снимать машины с учета в любых отделениях в пределах региона, но так как у нашей доблестной транспортной милиции нет единой информационной системы между отделениями, владельцам и дилерам приходилось очень долго ждать результатов проверки автомобиля. К примеру, московские автодилеры вообще отказывались снимать с учета авто, зарегистрированные в Подмосковье, не говоря уже о машинах, «учтенных» за пределами области. Потому что у них просто не хватало сотрудников, чтобы посылать «своим ходом» в областные ГАИ в каждом конкретном случае. Кроме того, возникли трудности и с документами: одни инспекторы ГАИ не хотели ставить печати на свидетельства, так как «такого документа нет в документообороте», другие требовали от дилера предъявить «генеральную доверенность» от владельца машины вместо рукописной.

В результате выдача сертификатов затормозилась (Поэтому пропало табло с сайта Минпромтора?), чиновники пообещали уладить эти вопросы, но, как видно из сообщений автовладельцев в блоге Рахманова, программа все еще буксует. В итоге, большинство жалоб, особенно из регионов, поступает на огромные очереди. Кроме того, автовладельцы регионов жалуются на отсутствие пунктов утилизации и нехватку у дилеров автомобилей в нужной им комплектации.

К тому же, в дело вмешалась привычная российская «предприимчивость». Некоторые граждане сообщают о попытках спекуляции на длинных очередях: «Проживаю в Димитровграде. Единственным официальным дилером у нас в Ульяновской области является „Симбирск-Лада“. Я записалась по телефону 10 марта и уже была 910-й в очереди. Продвижений пока никаких нет. И даже не намечается! Дошло до того, что уже начали продавать место в очереди». А в Ставрополе дилер «АвтоВАЗа» вообще отказывался принимать документы по программе утилизации, мотивируя это отсутствием места на открытой накопительной площадке.

Другая беда — пропали обещанные «АвтоВАзом» жигулевские «пятерки», которые предприятие грозилось предоставлять всем желающим в обмен на автохлам.

— Директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков обещал, что можно будет приобрести автомобили Lada-2105 и Lada Kalina, произведенные в конце 2009 — начале 2010 года, с учетом сертификатов всего за 99 тысяч и 199 тысяч рублей соответственно. Честно говоря, именно этим и привлекла программа. Но, как выяснилось, таких автомобилей вовсе нет, и даже Lada-21054 мне не достанется, придется брать Lada-21074. Так заявили мне в салоне, мотивируя это тем, что Lada-21054 все кончились и их больше не будет. Но цена Lada-21074 по программе утилизации составляет от 173808 до 176307 рублей, против 149000 за Lada-21054. Разница в 25000 рублей для меня очень значительная. И если на Lada-21054 можно собрать деньги, то на Lada-21074 это уже практически невозможно. Залезать в кредиты при нашем нынешнем экономическом положении — это равнозначно самоубийству. Работаем с женой, дочь студентка — и наш суммарный доход составляет 15000−16000 рублей в месяц. У меня вопрос, если программа рассчитана на поддержку автопроизводителей и чтобы помочь людям, то почему при появившемся повышенном спросе на Lada-21054 их не начинают производить больше, а навязывают Lada-21074 и другие модели? — спрашивает в блоге у Рахманова автовладелец Андрей Григорьевский.

Ни на один из комментариев в своем блоге Алексей Рахманов пока не ответил, но зато пообещал: «Даже если не успею ответить, все ваши замечания наши сотрудники проанализируют, и выявленные проблемы будем оперативно решать».

Зато глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров уже успел заявить, что программа по утилизации подержанных автомобилей позволила заводу существенно увеличить уровень производства и денежный поток. «Впервые за полтора года мы вышли на превышение объема продаж в каждом месяце по сравнению с аналогичными месяцами предыдущего года. Такого не было со второй половины 2008 года», — цитирует слова Комарова агентство «Росбалт». И еще, по ощущениям главы «АвтоВАЗа», высока вероятность того, что все лимиты по продаже автомобилей в рамках программы по утилизации автохлама в 200 тысяч машин будут выбраны в течение ближайших трех-четырех месяцев. Поэтому премьер-министру Владимиру Путину нужно срочно продлить программу, то есть — подкинуть еще бюджетных денег.


Досье «СП»

Сегодня в России зарегистрировано 14 млн владельцев автомашин, «возраст» которых превышает 10 лет. В рамках эксперимента, на который правительство выделило в общей сложности около 11 млрд рублей, предполагается реализовать 200 тысяч автомобилей. В списки участников попали 1570 дилеров и 153 утилизатора, сообщает Минпромторг.


Кстати, о продлении действия программы утилизации «СП» рассказал автовладелец из Магнитогорска Павел Владимиров:

«Программа обязательно будет продлена — так мне сказали в салоне. Потому что сейчас у нас записывают в очередь уже на середину ноября. Даже когда я записывался в очередь — через две недели после начала программы — меня поставили уже на начало ноября. Но 50 тысяч я не жду: люди говорят, с нас будут брать еще 14 тысяч за комиссию этих денег. Так что хотя бы 35 тысяч получить, и то ладно. К тому же, как мне сказали в салоне, вазовской „пятерки“ в природе уже не существует, а обещанные „Лады-Калины“ стоят вовсе не 199, а 270 тысяч, и за КАСКО придется еще доплатить, так что получится где-то 310 тысяч, мне сказали. Поэтому сейчас я уже думаю, может отдать ее за 35 тысяч на „толкучке“, и не мучиться до ноября, а за три сотни взять себе иномарку подержанную…»

Чтобы быть предельно объективными, «СП» обратилась за разъяснениями в автосалон «Инкомсервис-Магнитогорск», который является официальным дилером «АвтоВАЗа», куда обращался и наш «потерпевший».

— Очередь движется, но очень медленно, потому что «АвтоВАЗ» не снабжает нас тем количеством автомобилей, которое хотелось бы покупателям, пояснил старший менеджер «Инкомсервис-Магнитогорск» Сергей Панкратов. — Ни «пятерок», ни «семерок» вообще нет, а 21 марта пришло письмо с «АвтоВАЗа» с требованием прекратить запись на «классику». И «Калин» тоже нет. Сейчас в очереди записано 1300 человек, из которых 900 человек хотят «классику». Потому что президент объявил по телевидению, что можно будет купить автомобиль за 99 или 175 тысяч, и все пенсионеры идут именно за этим, скоро будет просто скандал.

Вы будете смеяться, но за это время наш автосалон получил с завода один единственный автовоз к 8 марта, на нем стоял 1 автомобиль 74-й модели и 8 «Приор», и больше пока ничего не было. Не каждый пенсионер может оплатить «Приору» за 300 тысяч — ему просто денег не хватит. Поэтому мне вообще непонятно, зачем было проводить такую большую рекламную акцию на всю страну. Хотя, насколько мне известно, на автозаводе площадки забиты машинами, в том числе и «классикой», — удивляется специалист.

Добиться ответа на «АвтоВАЗе» не получилось, зато удалось дозвониться в тольяттинское аналитическое агентство «Автостат», его замдиректора Сергею Удалову, и вот что он рассказал.

— Здесь нужно понимать, что стоит на площадках, и что есть в реальности. Сейчас на заводе «классику» производят только на одной нитке конвейера, вместе с «Самарой». Другая нитка была демонтирована, чтобы настроить ее под выпуск новых моделей. Потому что до запуска программы «классика» не пользовалась спросом, ее продажи шли хуже всего, — пояснил Сергей Удалов. — И теперь, когда заказов стало много, для того, чтобы перенастроиться, заводу потребуется время. К тому же делать «классику» для завода экономически невыгодно — у нее рентабельность отрицательная. То есть, чем больше завод продает «классики», тем больше у него убытков. Но если увеличивать общий объем выпуска автомобилей, то и «классика» тоже станет рентабельной. Поэтому на апрель уже запланировано увеличение количества рабочих смен и, соответственно, выпуска машин. Как раз сегодня к нам в 14.15 поступило официальное сообщение «АвтоВАЗа» об этом, в котором, в частности, говорится, что в апреле возрастет производство автомобилей «ВАЗ» 2105 и 2107, а общее число произведенных машин вырастет на 6% - с 40327 до 42702 автомобилей. Так что дилерам стоит ожидать поступления машин для удовлетворения спроса покупателей.

Фото auto.vesti.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня