18+
пятница, 9 декабря
Экономика

Налоги на машины загонят в бензобак

Депутаты собираются включить транспортные сборы в цену топлива на заправках

  
58

В среду, 19 мая депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении изменения в Налоговый кодекс об отмене транспортного налога и включении его в розничную стоимость бензина. Авторами этих поправок являются глава фракции ЛДПР Игорь Лебедев и его первый заместитель Максим Рохмистров. Правительство категорически против такого нововведения, а автомобилисты двумя руками «за».

Впрочем, идея авторов законопроекта не нова, такая практика существует во всех цивилизованных странах. Например, в США транспортный налог на ремонт дорог уже много лет собирается именно по такой схеме.

По мнению авторов, при нынешней схеме взыскания налога, получаемая один раз в год сумма «представляет интерес для коррупционеров», а включение налога в цену на бензин лишит чиновников этой кормушки. К тому же, при такой системе деньги на ремонт дорог будут поступать равномерно, а не в сентябре-октябре, как это происходит сейчас. После поступления денег в казну объявляются тендеры на дорожно-ремонтные работы, которые проходят более месяца, а ремонт дорог начинается только в декабре-январе, в неподходящих погодных условиях. В результате «за наши деньги мы получаем вечно разбитые дороги», пишут авторы в сопроводительном документе к законопроекту.

Однако правительство категорически против этого законопроекта, в его заключении отмечается, что в нем не определены все элементы налогообложения: не предусмотрен отчетный период, сроки уплаты налога, порядок исчисления сумм авансовых платежей, и не предлагается механизм администрирования.

Так чем хорош или плох новый способ взимания транспортного налога? Об этом «СП» рассказал заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода Владимир Назаров.

— В плане администрирования это скорее хорошо, потому что транспортный налог сейчас характеризуется невысокой собираемостью — не выше 60% для частных владельцев. Кроме того, на уровне регионов принимается множество льгот по уплате налога, часто совершенно необоснованных. Поэтому упрощение администрирования и увеличение сборов налога — это плюс.

«СП»: — А минусы есть?

— Минус в том, что некоторые регионы могут потерять средства из-за того, что этот налог фактически перестанет быть региональным, а станет федеральным. Потому что акцизы на бензин имеют определенную тенденцию к централизации, то есть, деньги налога пойдут через федеральный центр. И регионы потеряют рычаг для установления некоего уровня налоговых поступлений. Ведь разную величину акцизов для отдельных регионов устанавливать вряд ли станут.

«СП»: — Равномерное поступление денег даст какие-то преимущества?

— Равномерность налоговых поступлений в течение года — плюс достаточно эфемерный, так как это не такой большой налог, чтобы бюджет от него сильно зависел. К тому же, и сейчас неравномерность сглаживается за счет резервов, которые создают регионы в период поступления налога. Не думаю, что это большая проблема.

«СП»: — В борьбе с коррупцией это поможет?

— Коррупционные схемы, действительно, в случае такой системы сбора будет использовать сложно. Но и сейчас в отношении транспортного налога такие схемы действуют незначительно — налоговикам просто лень заниматься этим ради таких маленьких сумм.

«СП»: — Какова цена вопроса, сколько денег в год дает транспортный налог?

— В прошлом году транспортный налог с физических лиц составил 42,6 млрд рублей. Если учесть собираемость в 60%, то недобор составляет около 20 млрд рублей. Сумма для бюджета не слишком большая.

«СП»: — А почему правительство встает на дыбы, что ему не нравится?

— Во-первых, включение транспортного налога в цену бензина потребует перестройки налогового законодательства и разработки массы постановлений, где будут прописаны механизмы сбора. А лишний раз заниматься этим никому не хочется. А во-вторых, многие регионы встанут против такого изменения, и конфликтовать с ними будет тяжело, придется что-то уступать взамен. А выручка от всего этого будет небольшая.


Однако, по словам авторов законопроекта, отмена этого налога решает проблемы автомобилистов. «Например, проблему использования личного транспорта. Ведь чем больше ездишь, тем больше платишь. На наш взгляд, это справедливо. Потому что те люди, которые не в состоянии на данный момент платить налоги, могут просто поставить машину и не покупать бензин, что крайне актуально в нынешние кризисные времена», — отмечают законодатели в сопроводительном документе.

«В этом законопроекте есть один большой плюс — он отвечает чаяниям инвалидов, ветеранов труда и простых пенсионеров, — соглашается вице-президент „Движения автомобилистов России“, адвокат Леонид Ольшанский. — Они ездят мало — в основном на дачу — и смогут платит налог в зависимости от количества поездок. Потому что многие из них сейчас не имеют льгот и платят налог в полном объеме, при этом фактически не пользуются своим транспортом. Таким образом, социальный аспект в законопроекте есть. И для остальных автомобилистов это будет справедливо, так как плата будет привязана к километражу, а не к характеристикам машины».

Однако есть в этом справедливом законопроекте и большой подвох. Дело в том, что сейчас весь мир постепенно переходит на электромобили. По мнению специалистов, можно ожидать, что скоро они появятся в значительном числе и на улицах российских городов. И с чего тогда будут платить транспортный налог их владельцы, со счетчика электроэнергии? Об этом эксперты пока умалчивают, а зря. Ведь олигарх Михаил Прохоров уже объявил, что будет создавать российский «альтернативный» автомобиль для горожан.

И еще один момент, по словам депутата из комитета по бюджету и налогам Госдумы Сергея Чижова: «После включения транспортного налога в цену бензина, некоторые эксперты рассчитывают на ее рост всего лишь в пределах 50−60 копеек за литр. Но я не был бы столь оптимистичен. Ведь у нас и без налога один неровный взгляд в сторону топлива может привести к резкому скачку его стоимости. А тут такой повод…»

Стоит добавить, что в год в России потребляется 30−35 млн тонн бензина. Не сложно посчитать, что для того, чтобы компенсировать сборы транспортного налога в 40−45 млрд рублей, цену на топливо надо повысить примерно на 1,5 рубля за литр.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня