18+
вторник, 6 декабря
Экономика

«Газпром» потерял Америку и уже теряет Европу

Монополист снижает свою долю на европейском рынке и скатился в рейтинге мировых компаний

  
204

Энергетические компании Норвегии и Катара подвинули российский «Газпром» с лидерской позиции по поставке газа на европейский рынок, пишет польская газета Dzitnnik Gazeta Prawna. «Преимущества в Евросоюзе Москвы в целом и „Газпрома“ в частности были сильно переоценены», — утверждает автор статьи, шеф-редактор издания Анджей Талага. При этом эксперт по вопросам польско-российских отношений отмечает, что «за последние 20 лет процент российского газа на европейском энергетическом рынке падал».

Поставки Норвегии и Катара «сбили цену на российские поставки», передает слова автора портал «Взгляд». И действительно, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в январе российская монополия поставила газа в Европу на 5% меньше, чем в докризисный 2008 год, в то время как Норвегия нарастила экспорт на 31%. Безусловным же лидером по темпам роста стал Катар, который увеличил размер европейского экспорта в 5 раз.

Такой «бросок» Катара в Европу объясняется тем, что эта страна поставляет сжиженный природный газ на спотовый рынок. А там розничные цены значительно ниже европейской цены Газпрома, который строит свою политику на основе долгосрочных контрактов. Поэтому неудивительно, что энергетические компании Норвегии и Катара оказались более конкурентоспособны — они предлагали газ дешевле на 25−30%. В результате «Газпром» в 2009 году сократил свою долю на европейском рынке с 27% до 25%, подсчитали эксперты.

Что ожидает «Газпром» и российский бюджет, который во многом зависит от экспорта газа, в самом ближайшем будущем, «СП» спросила у заведующего лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора ИЭПП Юрия Бобылева.

— В этой статье под лидерством на европейском рынке понимаются темпы роста поставок, а доля присутствия «Газпрома» на рынке все равно пока остается больше Норвегии и Катара вместе взятых. И если Катар увеличил свою долю с 2% до 10%, это еще не значит, что он теперь лидер. К тому же, он поставляет сжиженный газ, который гораздо дороже по себестоимости, чем газ, поставляемый по трубе. Доля «Газпрома» на европейском рынке все равно остается самой большой, но, конечно, перераспределение в пользу новых участников происходит.

«СП»: — А почему же тогда сейчас сжиженный газ на розничном рынке дешевле, чем трубный газпромовский?

— Дело в том, что «Газпром» поставляет свой газ по долгосрочным контрактам, в которых цена газа привязана к стоимости нефти, а нефть сейчас растет. А на спотовом рынке ценообразование чисто рыночное — цена зависит от соотношения предложения и спроса. Сейчас предложение газа на рынке растет за счет африканских поставок, и он реагирует на текущую ситуацию, поэтому стоимость сырья снижается. Цены на спотовом рынке более гибкие.

«СП»: — Вот и говорят, что «Газпрому» тоже надо быть более гибким, потому что терять рынок легко, а снова отвоевывать потом тяжело.

— Тут можно, конечно, обвинять «Газпром» в негибкости, но нужно иметь в виду, что многое здесь зависит от политики европейских стран, которые стараются диверсифицировать поставки газа, стремятся получать его из разных источников, чтобы не зависеть целиком от России. Вы же помните события с Украиной, когда на две недели транзит газа в Европу был перекрыт. Тогда это чуть не вызвало катастрофу в некоторых европейских странах — потребителях, и они, естественно, не хотят повторения подобных историй.

«СП»: — Кстати о политике: не мешает ли бизнесу «Газпрома» то, что его поставки зачастую становятся инструментом политических разборок российского правительства?

— Понятно, что и газ, и нефть в России иногда становятся инструментом политического давления — это стратегические отрасли. И Европа уже не чувствует себя в безопасности, полагаясь только на «Газпром», поэтому она будет покупать сжиженный газ даже по более дорогой цене, строить заводы по его переработке — такова реальность. Конечно, политические причины играют здесь свою роль. Сейчас на Украине другой президент, отношения с Россией более-менее нормальные, но если придет новый президент, все может измениться. И Европа заранее подстраховывается от этого.

«СП»: — Говорят, «Газпром» потерял американский рынок, но ведь его трубы в США не доходят. О чем идет речь?

— Просто у «Газпрома» были планы по поставкам сжиженного газа в США с месторождений на шельфе в Баренцевом море, где собирались строить терминалы по сжижению сырья. Это недешевый вариант, но перспективы были, а сейчас США обходится свои сырьем с месторождений сланца. И арабские страны не спят: они активно развивают производство сжиженного газа и увеличивают его поставки в США. И теперь эти планы разрушились, но говорить, что здесь виноват «Газпром» некорректно.

«СП»: — Руководство «Газпрома» рассчитывает, что уже к концу нынешнего года ему удастся вернуть себе 28-процентную долю на европейском рынке, а к 2015 году поднять ее до 30%. Насколько это реально?

— Насчет точных цифр сразу не скажешь — здесь нужно считать, смотреть все факторы. Но, в общем, могу сказать, что перспективы увеличения доли на европейском рынке у «Газпрома» есть. Построят «Норд стрим», экспорт через который не подвержен политическим рискам. Да и с Украиной отношения пока нормальные, угроза того, что снова «закроют краны», на ближайшие четыре года, я думаю, отпала. С Белоруссией тоже проблем нет. К тому же, трубопроводные мощности увеличиваются, а трубный газ всегда будет конкурентоспособен на рынке. Так что надежда есть. Но нужно иметь в виду, что рост доли «Газпрома» на рынке теперь все равно будет иметь определенный предел, который обусловлен политикой диверсификации поставок сырья странами Евросоюза.

Тем временем

Американское экономическое издание Forbes недавно опубликовало традиционный рейтинг 2 тысяч крупнейших и самых влиятельных компаний мира. В этом списке российская компания «Газпром» вошла в число 25-ти лучших, заняв 16-е место. Среди компаний нефтегазового сектора «Газпром» опережает в списке такие крупные компании, как бразильская Petrobras, французская Total, американская Chevron и итальянская Eni. По данным издания, прибыль Газпрома составила 24,3 млрд долларов, рыночная стоимость — 133,6 млрд долларов.

Конечно, можно этому порадоваться, если не знать, что три года назад «Газпром» занимал в рейтинге мировых компаний почетную «бронзу» — третье место. В 2006 году капитализация «Газпрома» увеличилась примерно на 35%, в результате чего по своей стоимости он стал второй в мире нефтегазовой компанией после ExxonMobil. Его капитализация тогда достигала 300 млрд долларов, что вывело «Газпром» в тройку крупнейших мировых компаний после ExxonMobil и General Electric. Тогда надеялись на лучшее, и уже готовились ко второму «серебряному» месту по итогам 2007 года, но кризис помешал.

Кстати, ExxonMobil сейчас тоже упала в рейтинге — на пятое место, а крупнейшей компанией мира на этот раз был признан банк JPMorgan Chase. И только General Electric по-прежнему занимает вторую строчку списка.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня