Федеральные министерства и ведомства к 1 апреля 2011 года должны будут сократить численность чиновников на 5%, говорится в проекте постановления правительства, опубликованном во вторник, 20 июля Минфином России. Также в проекте предлагается сократить численность федеральных госслужащих еще на 10% к 1 апреля 2012 года, а к 1 апреля 2013 года довести сокращения до 20% от их нынешнего числа.
По замыслу Минфина, все это делается для уменьшения расходов дефицитного бюджета. Вот только бюджетные расходы на зарплаты чиновникам от этого сократятся не сильно: министерства и ведомства получат право направлять на материальное стимулирование чиновников до 50% от зарплат бюрократов, которые попадут под сокращение.
Бюрократию будут «резать по живому»
Первая волна сокращений — до апреля 2011 года, пройдет безболезненно для штатных чиновников — за счет сокращения «мертвых душ», а вот вторая волна уже накроет реальных людей, которых придется увольнять. Дело в том, что, как говорится в документе, мероприятия по сокращению численности работников будут проводиться «с учетом наличия вакантных должностей». Согласно данным Росстата, укомплектованность чиновничьего штата в федеральных госорганах составляет 93%, в госорганах субъектов — 95,7%, в органах государственной власти на региональном уровне — 93,8%, а на должностях муниципальной службы — 96,8%. И этот «некомплект» поможет чиновникам сохранить свои должности при 5%-ном сокращении в нынешнем году, но уже в следующем придется «резать по живому».
Такая «сознательность» Минфина объясняется решением президента Дмитрия Медведева, который в начале июня распорядился подготовить предложения о сокращении федеральных чиновников на 20%. После чего глава Минфина Алексей Кудрин подсчитал, что увольнения бюрократов позволят снижать бюджетные расходы на 37 млр/д рублей ежегодно.
И все-таки, 20% бюрократов — много это или мало. Как сообщил ранее вице-премьер Сергей Собянин, на 10 тысяч населения в России приходится 172 госслужащих. То есть на каждые 58 россиян кормят одного чиновника. Если пересчитать эти цифры на размер населения страны, то получится, что сейчас в России около 2,4 млн чиновников на 140 млн. человек населения. В Советском Союзе, где с бюрократией тоже пытались бороться, количество чиновников не превышало 400 тысяч на 300 млн населения страны. То есть, за годы существования «свободной России» количество бюрократов выросло в 6 раз.
И хотя административная реформа начала века была призвана сократить бюрократический аппарат за счет объединения ряда министерств в одно ведомство, но им на замену появилось столько федеральных агентств, что общее число чиновников в стране только увеличилось. А сейчас некоторые министерства, например, Минпромэнерго, снова разделили, то есть — восстановили в прежнем виде.
При этом, как отмечал Собянин, с начала нового тысячелетия расходы на содержание чиновников растут из года в год. По его словам, бюджетные затраты на содержание госаппарата в последние годы значительно увеличились, в частности, расходы на госуправление — почти на 30%. Причем часть расходов существенно превысила те нормы, которые были установлены в бюджете.
В результате, по данным ФБК, бюджетные расходы по статье госуправление на федеральном уровне выросли на 16,4%, до 131,5 млрд рублей. Бюджетные расходы на функционирование аппарата президента повысились на 22%, до 3,65 млрд рублей, на содержание аппарата правительства — на 37,9%, до 1,4 млрд рублей, судебной власти — на 17,8%, до 4,1 млрд рублей. Минфин объяснил рост затрат на содержание чиновников тем, что осенью прошлого года их зарплаты были проиндексированы на 9%, а также увеличением валютных выплат работникам посольств — ведь доллар и евро подорожали из-за девальвации рубля.
Правительственная «пропаганда законами»
По данным Росстата, среднемесячная заработная плата гражданских служащих в I квартале 2010 года составила 24,5 тысячи рублей — выросла на 1,6% в сравнении год к году, зарплата муниципальных служащих увеличилась на 3,1% - до 22,9 тысяч рублей. При этом, размер средней зарплаты по России составляет всего 20,3 тысячи рублей, но при этом нужно учесть, что такие деньги реально получают лишь 33% россиян, а остальные имеют более низкие доходы.
Среди госслужащих, самой высокой оказалась зарплата у региональных законодателей. В законодательных органах власти субъектов федерации получают в среднем по 42,8 тысячи рублей в месяц. Причем, в прошедшем году зарплата там выросла на 8,8%. Второе место по зарплате занимает служба в органах исполнительной власти субъектов, где зарабатывают от 33,3 тысячи рублей, за прошлый год их зарплаты выросли на 9,5%. А самыми «малообеспеченными» оказались представители судебной власти и органов прокуратуры.
Но главное для чиновника не зарплата, а степень доступа к принятию решений, ведь от этого зависят размеры их взяток. И лучше всего попасть «в органы», связанные с бизнесом. За последнее время количество выявленных преступлений, связанных с вымогательством у предпринимателей незаконного денежного вознаграждения за предоставление в собственность или аренду имущества и земельных участков, значительно возросло, сообщил глава департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД Юрий Шалаков. По его словам, в прошедшем году подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями выявлено в полтора раза больше преступлений, связанных со взятками чиновников госслужбы. А средний размер взятки увеличился почти втрое и составил более 27 тысяч рублей. При этом количество преступлений, связанных с получением взятки, увеличилось за год на 26%.
Однако, как пояснил «СП» старший экономист компании экспертного консультирования «Неокон» Олег Григорьев: «Эти цифры по взяткам появляются уже не в первый раз, но мне не очень понятно, как они рассчитываются. Методом опроса самих взяточников, или тех, кто дает взятки? Звучит неубедительно. По уголовным делам это может быть только случайная выборка, около 0,5% от всех случаев взяточничества в России, которая статистически не показательна. Есть мелкие взятки, которые берут „гаишники“, они исчисляются тысячами рублей. А есть особо крупные, которые дают чиновникам девелоперы — в миллионах рублей. И эта цифра в 27 тысяч похожа на „среднюю температуру по больнице“, хотя и она, скорее всего, должна быть гораздо выше. Но вероятность того, что взятки в стране выросли за время кризиса, конечно же, существует. Все законодательные меры, которые сейчас принимаются против коррупции, имеют отношение к пропаганде „здорового образа жизни“, но мало — к практике. Это просто правительственная „пропаганда законами“. А для того, чтобы реально остановить рост взяточничества, нужна мотивация государственных служащих, работающих с бизнесом. Пока люди идут на госслужбу лишь ради того, чтобы добиться поста, на котором можно получать большие взятки, коррупция в стране будет только расти. И никакое пяти- или даже двадцатипроцентное сокращение числа чиновников здесь не поможет».
Особенности бюрократической экономики
Коррупции в России особенно подвержены чиновники, отвечающие за рассмотрение и решение вопросов в сферах распределения и добычи природных ресурсов, осуществления внешнеэкономической деятельности, банковских операций, кредитования, использования средств федерального, региональных и местных бюджетов. А также приватизации, создания и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса, проведения земельной реформы. И если даже число этих бюрократов сократят на 20%, то их в России останется еще 1,9 млн — почти в 5 раз больше на душу населения, чем в СССР.
«Помимо заработной платы, которая в несколько раз выше чем у ученых, преподавателей, врачей, библиотекарей, чиновник получают взятки — этот источник доходов является главным для бюрократии, — пишет в своей монографии ведущий научный сотрудник института экономики РАН Александр Потемкин. — по оценкам Минэкономразвития, на взятки уходит более 10% всех доходов страны. Это официальные цифры. Думается, что они занижены как минимум в 1,5−2 раза. С учетом же доходов бюрократической элиты от прямого и скрытого участия в хозяйственной деятельности госмонополий и олигархических структур, заработной платы чиновников и прочих расходов на содержание бюрократических аппаратов всех уровней, бюрократическая система поглощает до 35−40% доходов страны. И эти цифры с каждым годом увеличиваются.
Деньги, выплаченные чиновникам в виде взяток, изымаются из экономики страны: крупные взяточники хранят их на оффшорных счетах, мелкие — «в чулках». Мало того, взятки, которые чиновники берут с предпринимателей, учитываются в цене на продукцию их предприятий. В итоге рост цен за счет взяток составляет около 5% в год. Таким образом, годовой рост инфляции более чем на 40% обеспечивается «коррупционным налогом», которым чиновники обкладывают бизнес.
В России сформировалась беспрецендентная система хозяйствования — бюрократическая, представляющая собой конгломерат рыночной, планово-административной и феодальной систем. Таков окончательный итог реформ Гайдара и его команды".