Экономика

Миллионы, которые не достались Березовскому

Почему Швейцария вернула «замороженные» судом деньги «Аэрофлоту», а не правительству России

  
10

Швейцария приняла решение разблокировать средства, замороженные на банковских счетах в ходе следствия по делу «Аэрофлота», говорится в пресс-релизе министерства юстиции и полиции страны. Сумма в размере 53 млн швейцарских франков или 52 млн долларов была перечислена непосредственно на счет компании «Аэрофлот» в Цюрихе сообщает русская служба ВВС. «Мы подтверждаем: замороженные средства поступили на счет компании», — сообщила пресс-секретарь авиакомпании Ирина Данненберг.

Громкий скандал, связанный с присвоением денежных средств в валюте российского авиаперевозчика «подставной» швейцарской фирмой Andava, основным акционером которой был олигарх Борис Березовский, разгорелся во второй половине 90-х годов. В 1999 году Россия обратилась к швейцарским властям с просьбой об оказании помощи в возвращении денег, которые не успел увести Березовский у «Аэрофлота». Тогда властями Швейцарии на банковских счетах заморожено более 50 млн швейцарских франков. И вот, не прошло и двенадцати лет, как деньги вернулись компании — владельцу. Правда, с «премией», видимо — за задержку, чем и отличаются швейцарские бюрократы от российских.

Мелочь, но приятно

Перед тем, как выдать деньги «Аэрофлоту», власти Швейцарии направили запрос правительству России, с просьбой уточнить, куда нужно перечислять средства. На что отечественные чиновники, как ни странно, ответили, что их необходимо вернуть именно «Аэрофлоту», а не правительству — основному акционеру компании. Ну что ж, хозяин — барин. Зато как обрадовался этому один из главных акционеров «Аэрофлота», олигарх Александр Лебедев.

«Сумма в 50 млн, при выручке в 2−2,5 млрд долларов, конечно, небольшая, но и не такая уж маленькая. Однако приятен сам факт возвращения денег, — заявил Газете.Ru Александр Лебедев. Такое редко бывает в России, когда украденные за границей деньги арестовывают, а потом, после длительных процедур, возвращают. Это весьма радостное событие».

Но сейчас у «Аэрофлота», по словам Лебедева, другая проблема. «Правительство России 10 лет выносило из компании, так называемые, „пролетные деньги“, которые перевозчик зарабатывал по контрактам, — пояснил Лебедев. — По распоряжению правительства, деньги уходили на развитие управления воздушного движения, а также в ГТК „Россия“. Речь идет о серьезной сумме — не меньше 1,5−2 млрд долларов. Вот и выходит: с одной стороны Березовский и 52 млн долларов, которые вернули, а с другой — действия родного правительства, у которого 51% акций „Аэрофлота“, по выводу миллиардов». По словам Лебедева, после проверки этого факта Счетной палатой еще в 2006 году были вынесены предупреждения, тогда было сказано, что российское законодательство не разрешает выносить деньги из ОАО, акции которого обращаются на бирже. Но результата пока нет — миллиарды долларов «Аэрофлоту» чиновники так и не вернули. Может поэтому они так легко отдали в распоряжение компании швейцарскую «мелочь» — в качестве компенсации?

Деньги с неба

Нужно пояснить, что эти сборы за право выполнения полётов в воздушном пространстве России начали брать с иностранцев ещё в советские 70-е годы. Тогда они поступали в доход бюджета и расходовались на аэронавигацию. В 1992 году, когда «Аэрофлот» стал акционерным обществом, сначала пытались соблюдать установленный в советское время порядок. Но в 1993 году компания подписала договор с Минтрансом, согласно которому 80% от пролетных денег причиталось на аэронавигацию, а 20% оставалось «Аэрофлоту».

Потом в компании славно поработал Березовский, и эта пропорция сильно изменилась, естественно, в пользу «Аэрофлота». И хотя затем Березовского выдавили из бизнеса и страны, по данным журналистского расследования Владимира Соловьева, на аэронавигацию из этих денег шло от силы 5−10%, а остальные оседали в кармане «Аэрофлота».

В 2000 году в совет директоров «Аэрофлота» был назначен Герман Греф, в то время — первый замминистра госимущества. Говорят, что именно он и обратил внимание на деньги, которые падают прямо с неба, и привлек к ним внимание президента Владимира Путина. Тот дал поручение главному контрольному управлению администрации президента «проверить кассу». Главное контрольное управление докладывает Путину: «Между Аэрофлотом и иностранными частными авиаперевозчиками, осуществляющими полеты по транссибирскому маршруту, заключены договоры, результатом которых являются указанные платежи, а это 250−280 млн долларов в год. Средства используются на финансирование собственной текущей деятельности «Аэрофлота».

После чего Путин приказывает «обеспечить госконтроль» за этими валютными средствами, и деньги возвращаются в казну, но не в аэронавигацию. Затем, 25 октября 2006 года в Минэкономразвития проходит совещание, на котором Греф заявил, что: «Аэрофлот обязан использовать эти деньги на развитие и модернизацию аэронавигационной службы государства. Не существует объективных причин, препятствующих Аэрофлоту выполнять эти функции». После чего Счетной палате поручили проверить, на что же, все-таки, тратятся пролетные деньги.

В декабре 2006 года Счетная палата закончила проверку, и оказалось, что деньги тратятся в основном на автомобили, строительство, а также благотворительные, спортивные и торжественные мероприятия.

«Пролетные» миллионы

В феврале 2007 года, видимо после проверки Счетной палаты, правительство России поручает Минтрансу, Минфину и Росаэронавигации снова заняться проблемой пролетных денег. И вот дословный ответ министра транспорта Игоря Левитина: «Получаемые средства являются доходом ОАО „Аэрофлот“. Они расходуются на основании соответствующих решений Совета директоров Аэрофлота. Любая попытка переоформить порядок получения платежей на государственные органы необоснованна. Предложение о переводе указанных платежей в ставки сборов за аэронавигационное обслуживание не может быть поддержано».

В общем, что происходит с этими, действительно «пролетными» деньгами до сих пор точно не известно. Ясно одно, что аэронавигация с ними «пролетела». Те временем, по официальным данным Росаэронавигации: «Основу российской аэронавигационной структуры составляют морально и физически устаревшие радиотехнические системы, ограниченные по своим функциональным и техническим возможностям. Их использование малоэффективно на низких высотах полета, в условиях воздушного движения над населенными пунктами, большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью. Системы, выработавшие свой технический ресурс и требующие замены, составляют от 56 до 85%, а 70% эксплуатируемого самолетного парка имеет бортовые аэронавигационные системы, не удовлетворяющие современным требованиям».

И если таковы официальные данные, то это значит, что на самом деле все гораздо хуже. По ощущения специалистов, «за пределами ресурса» работает не 85%, а почти 100% аэронавигационной техники.

Бомбоубежище в Британии

Власти начали «бомбить» Березовского и его «подельников» в 1999 году. Тогда же Берн начал собственное расследование по фактам отмывания денег и корпоративного мошенничества, в ходе которого было заморожено несколько счетов в швейцарских банках.

По версии российского следствия, швейцарская фирма Andava, принадлежавшая топ — менеджерам «Аэрофлота» Николаю Глушкову, Александру Красненкеру, Лидии Крыжевской, Роману Шейнину и Борису Березовскому, присвоила 252 млн долларов, принадлежавших «Аэрофлоту».

Генпрокуратура России возбудила уголовное дело и акционерам Andava были предъявлены обвинения в незаконной предпринимательской деятельности и отмывании денег. А 12 марта 2004 года Савеловский суд признал виновными в невозвращении валютной выручки из-за рубежа и злоупотреблении служебными полномочиями Крыжевскую, Глушкова и Шейнина. Подсудимые получили от полутора до трех лет лишения свободы и были освобождены от отбытия наказания за истечением срока давности и по амнистии. Однако приговор не устроил ни одну из сторон, и через два месяца Московский городской суд направил дело на новое рассмотрение.

В итоге, в июле 2006 года Савеловский суд признал троих обвиняемых виновными в хищении уже не четверти миллиарда долларов, а всего лишь 214 млн рублей, принадлежащих «Аэрофлоту», и приговорил каждого к двум годам лишения свободы условно. Уголовное преследование Красненкера было прекращено в 2005 году в связи со смертью.

В то время Борис Березовский, получивший «бомбоубежище» в Британии, давно жил в Лондоне. В 2007 году в России заочно приговорили живущего в Лондоне Березовского к шести годам лишения свободы по обвинению в хищении валютной выручки «Аэрофлота». Сам бывший олигарх упорно отрицает все обвинения, а лондонский суд так и не принял решения о выдаче его властям России или Швейцарии. И сейчас он, наряду с Виктором Бутом, считается одним из самых авторитетных российских преступников, которых уже много лет безуспешно ловит Интерпол.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня